>А в чем супервождизм Спартака? Вы правильно написали - сложились условия, обусловившие крупное восстание рабов, поддержанное повсеместно. У его участников в общем совпадали мотивы и цели - в такой ситуации возглавить его мог любой харизматичный полевой командир. Который и в итоге проиграл, т.к. не смог предложить единую и понятную всем цель.
То есть еще круче: исторические условия - это все. А роль личности в истории - прицепной вагончик к первому.
>>Что касается наследования талантов, то молодежь с детского возраста следовала рядом с папой в походах, на практике наблюдая и перенимая чего и как. На самых жутких наглядных примерах. С выходом молодежи в самостоятельный поход к ним прилагались наставники, типа Субедея. Так что все нормально там было с наследованием полководческих талантов :-) На потоке стояло.
>Потом однако система деградировала. Так что "не все так однозначно". :)
Ну так ничего не бывает вечным. Потом и сама Монголия деградировала. Как я понимаю, важную роль сыграл климатический фактор, превращение Гоби в безжизненную пустыню. Если взять близкий пример "естественного отбора" в наследовании высшей власти в Османской империи путем победы=выживания сильнейшего во "внутригаремной резне", то и этот путь через какое-то время деградировал.
>То есть еще круче: исторические условия - это все. А роль личности в истории - прицепной вагончик к первому.
скорее локомотив-толкач, без которого не удасться пройти крутой подъем :)
Без исторических условий не сыграет никакая личность, но сами по себе условия не обязательно выдвинут такую личность, которая сумеет воспользоваться ими должным образом. Или вообще не выдвинут.
>>Потом однако система деградировала. Так что "не все так однозначно". :)
>
>Ну так ничего не бывает вечным. Потом и сама Монголия деградировала. Как я понимаю, важную роль сыграл климатический фактор, превращение Гоби в безжизненную пустыню. Если взять близкий пример "естественного отбора" в наследовании высшей власти в Османской империи путем победы=выживания сильнейшего во "внутригаремной резне", то и этот путь через какое-то время деградировал.
Птому что "по наследству не передается" (с). Воспитание конечно важная вещь, но природа и свобода воли - не менее занчимые факторы. В конечном счете кто-то да окажется слабым, больным, не восприимчивым или просто творческим человеком.