От Booker
К All
Дата 17.03.2015 23:28:23
Рубрики Флот;

? флотофилам по Гиляровскому

Есть в "Москве и москвичах" небольшой сюжет "Штурман дальнего плавания".
http://tinyurl.com/kajjjdz
Для тех, кто не помнит и лень вспоминать: был на Хитровке беспризорник с рождения Коська (Касьян). Родителей не было, с детства воровал и стоял на шухере. По некоторым причинам сбежал из банды, убежал в Астрахань, откуда своим московским благодетелям продиктовал письмо, что завязывает с преступностью, научился читать и нашёл работу на пароходе. В это время ему примерно 12 лет было. Дальше - "вся жизнь в море", включая революционную деятельность. В 1923 году (ему 45 лет) он появляется в Питере, причём в анкете указывает должность: штурман дальнего плавания.

Вопрос: а не выдумал ли историю дядя Гиляй? Всё же именно штурмана должны много чего знать и уметь и в тригонометрии, и в гидрографии, и в астрономии, и в пользовании сложными инструментами с обработкой результатов измерений по разным непростым таблицам. Где всему этому научился пацан, который не только академиев - ЦПШ вряд ли закончил (времени не было, раз вся жизнь в море прошла)?

Где учили на штурманов в предреволюционные и первые постреволюционные годы?

С уважением.

От Booker
К Booker (17.03.2015 23:28:23)
Дата 19.03.2015 01:02:22

Большое спасибо за обстоятельные ответы! (-)


От М.Токарев
К Booker (17.03.2015 23:28:23)
Дата 18.03.2015 19:39:30

Вполне мог окончить Мореходные классы 1-го, а затем 2-го разряда

>Вопрос: а не выдумал ли историю дядя Гиляй? Всё же именно штурмана должны много чего знать и уметь и в тригонометрии, и в гидрографии, и в астрономии, и в пользовании сложными инструментами с обработкой результатов измерений по разным непростым таблицам. Где всему этому научился пацан, который не только академиев - ЦПШ вряд ли закончил (времени не было, раз вся жизнь в море прошла)?
>Где учили на штурманов в предреволюционные и первые постреволюционные годы?

У Гиляровского, конечно, были "сказки, легенды, тосты", но в данном случае ничего невозможного не вижу. Пацан мог попасть юнгой на пароход богатой частной компании вроде "Кавказ и Меркурий" (как раз Волга и Каспий) или РОПИТ (Черное море), а оттуда поступить на средства судовладельцев как перспективный кадр в Мореходные классы: "Существовали в 1867-1918 гг. Созданы по высочайше утвержденному "Положению о мореходных классах" от 27 июня 1867 года в целях предоставления лицам всех сословий, желающих поступить на должность штурманов, шкиперов на торговых судах, нужные им знания. По объему преподавания Мореходные классы разделялись на 3 разряда. 1-й - низший соответствовал программе испытаний на звание штурмана каботажного плавания, 2-й - программа на звание шкипера каботажного плавания и штурмана дальнего плавания. 3-й - высший - программа на звание шкипера дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатное, для поступления необходимо было предъявить свидетельство об умении читать и писать, о плавании на торговых судах и удостоверение личности.
Мореходные классы в административном отношении находились в ведении Министерства финансов, в учебном - Министерства народного просвещения.
Купеческие общества, инициировавшие создание Мореходных классов, получали от правительства денежное пособие в размере от 500 до 1000 руб. Общество осуществляло выбор преподавателей и заведующих классами, составляло отчет о состоянии классов губернатору, который ежегодно доводил эти сведения до Министерства финансов. За 14 лет (с 1867 по 1881) было учреждено 35 Мореходных классов различного разряда. 17 апреля 1881 года Мореходные классы были переданы в ведение Министерства народного просвещения. К 1897 году мореходных учебных заведений было 41, в которых обучалось 25 358 человек. 17 ноября 1897 года согласно высочайше утвержденному мнению Государственного Совета Мореходные классы вновь были переданы в ведомство Министерства финансов. 1 июля 1898 при Одесском коммерческом училище был открыт класс торгового мореплавания, который в 1901 году был преобразован в Одесское училище торгового мореплавания с 3-летним сроком обучения.
В училище преподавались: русский язык, словесность, иностранные языки, физика, математика, навигация с лоцией, мореходная астрономия, пароходная механика, физическая география, законоведение, судовая гигиена, коммерция и товароведение с элементарными сведениями по полит, экономии, бухгалтерии, коммерческой географии и товароведению. Обязательным было прохождение морской практики..." Взято отсюда:
http://www.imha.ru/1144524190-morekhodnye-klassy-uchilishha.html#.VQmoTtjjX_s

В действительности всё обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев

От Николай Поникаров
К М.Токарев (18.03.2015 19:39:30)
Дата 19.03.2015 09:13:02

Re: Вполне мог...

День добрый.

> Пацан мог попасть юнгой на пароход богатой частной компании вроде "Кавказ и Меркурий" (как раз Волга и Каспий)

Волга и море - два разных мира, не пересекающиеся по людям никак.

> оттуда поступить на средства судовладельцев как перспективный кадр в Мореходные классы:

Практически невозможная вещь. Недостатка в офицерах у РОПИТа не было. Полно желающих с образованием, полно отставных мичманов и лейтенантов, а вакансий очень и очень мало.

> Обучение в Мореходных классах было бесплатное, для поступления необходимо было предъявить свидетельство об умении читать и писать, о плавании на торговых судах и удостоверение личности.

После перевода в Миннарпрос уже требовалось формальное образование.
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Если изобретать судьбу Касьяна, то единственный вариант - матрос на Каспие, матрос на Азовском-Черном море, правдами и неправдами проникший на заграничный корабль дальнего плавания (напр., сбегая от охранки, он же революционер). После революции - рабочий техникум или ничего, просто как старый матрос назначен помощником капитана, и потому пишет себя штурманом.

С уважением, Николай.

От Jack30
К Booker (17.03.2015 23:28:23)
Дата 18.03.2015 12:23:24

Вспоминаем биографию Степана Осиповича

Он как раз на штурмана учился.
Военного, но по описаниям бурса была редкого убожества. Т.е. у вояк, штурман как раз мог быть из "подлого сословия". "Березовый офицер", так же как дохтур и механик.

От Николай Поникаров
К Jack30 (18.03.2015 12:23:24)
Дата 18.03.2015 12:52:46

Вспоминаем, вспоминаем

День добрый.

Вы пытаетесь доказать, что судном торгового флота мог командовать не дворянин? Спасибо, товарищ Капитан О.:)

> Т.е. у вояк, штурман как раз мог быть из "подлого сословия".

В общем случае неправда. Из подлого сословия мог быть офицер КФШ, упраздненного в 1885.

С уважением, Николай.

От Николай Поникаров
К Booker (17.03.2015 23:28:23)
Дата 18.03.2015 09:40:12

А что Гиляй не выдумал? :)

День добрый.

Но в первые послереволюционные годы могло быть что угодно.

> Дальше - "вся жизнь в море", включая революционную деятельность. В 1923 году (ему 45 лет) он появляется в Питере, причём в анкете указывает должность: штурман дальнего плавания.

Вряд ли Касьян мог стать штурманом до революции: для поступления в мореходные классы нужно было образование в объеме городского училища (или нескольких классов гимназии). Была, правда, лазейка - приготовительная морская школа перед мореходными классами, но очень вряд ли Касьян мог себе позволить так долго учиться.

Самое же главное - вакансий для судоводителя в России было очень и очень мало. "Поздно стартовавший" выходец снизу не имел никаких шансов. Провести "всю жизнь в море" матросом теоретически мог, хотя опять-таки русских судов дальнего плавания было мало.

После революции формально ничего не изменилось. Но где-то с 1920 в морских техникумах (так стали называться классы) появились рабочие отделения. Туда брали матросов со стажем, теоретическая подготовка сокращенная. Грамотный человек, тем более большевик, мог пройти и без формального образования.

Наконец, при общем дефиците кадров, должность помощника капитана мог запросто получить простой матрос без всяких техникумов. А там уж пиши в домовой анкете что хочешь.

Такой вот факт: в 1932-33 годах из Владивостока на Колыму отправился караван судов. Была тяжелая зимовка. В ходе ее для команд был организованы курсы повышения квалификации ("Техникум").
Группа штурманов дальнего плавания – всего 12 ч. Испытания выдержали всего 12 чел. По рабочему стажу: двое имеют до 18-ти лет, остальные не ниже 4-х лет. По общему образованию: 1 штурман малого плавания, остальные – слушатели Владивостокского морского техникума; по занимаемым должностям: 2 помощника капитана, остальные матросы 1-го класса. По партийности: 3 члена ВКП(б), один кандидат партии, 7 комсомольцев и 1 беспартийный. Как видите, даже тут нет людей без формального образования, но один помощник капитана - без диплома.

>Вопрос: а не выдумал ли историю дядя Гиляй? Всё же именно штурмана должны много чего знать и уметь

На тот момент "штурман дальнего плавания" = судоводитель, этот диплом позволял стать помощником капитана, и дальше дорасти до капитана.

>С уважением.
С уважением, Николай.