От Вулкан
К All
Дата 15.03.2015 21:21:30
Рубрики 11-19 век; Флот;

Призовые деньги как стимул

Приветствую!

Почему же в Англии призовые деньги стали стимулом, в меньшей степени - стали во Франции, а в других странах - нет?
Как мы помним, в Англии с 1708 по 1808 год принцип дележа был такой - в призовой суд делается платеж от 1400 (за корабль I ранга) до 400 (за корабль от 6 ранга и ниже) фунтов, и вся сумма приза делится между экипажем в следующей пропорции:
Капитан – 3/8 (в случае, если на борту был адмирал – то 1/8 – ему, 2/8 - капитану);
Капитан морских пехотинцев, лейтенанты, мастер, врач – 1/8;
Лейтенанты морских пехотинцев, писарь (секретарь капитана), помощники мастера, каппелан – 1/8;
Гардемарины, унтер-офицеры, помощники унтер-офицеров, сержанты – 1/8;
Остальные – 2/8.

К середине XVIII века английские призовые суды очень вольно толковали призовое право, захватывая суда не только противников, не только нейтралов, но и союзников. Дело вылилось в очень большой скандал, когда прусский король Фридрих II в виде репрессалии за захват судов прусских подданных отказался до освобождения задержанных судов уплачивать английским кредиторам проценты по Силезскому займу, считая для себя необязательными постановления английских призовых уставов. А это, на минуту - 12 миллионов гульденов.

Во Франции система дележки была - черт ногу сломит. В ордонансе Кольбера от ноября 1672 года дележ регламентируется следующим образом. 3/5 добычи - королю. 1/5 - адмиралу Франции.Оставшаяся 1/5 часть делится следующим образом:
Капитан - 1/3
Офицеры - 1/3
Матросы 1/3.
Позже эта система неоднократно менялась, впоследствии доля экипажей поднялась до 1/3 (1765), потом даже до 2/3 (1798-й, но там реально делилась 1/3, еще 1/3 шла на счет погибшим и увечным), однако во всех случаях расчеты там были адские. Если интересно - потом приведу случай 1711 года, где делилось 1 298 007 ливров 18 солей 6 денье. Нам интересен сам факт.

В России в 1720 году дележ призовых денег регламентировал Морской Устав. Согласно ему Его Царскому Величеству из 100 полагалось 62 доли, 10 - генерал-адмиралу, 3 - вице-адмиралу, 25 долей офицерам и матросам. В 1719-м году Петр решил увеличить свою долю, до 65.75, а долю матросов и офицеров уменьшить до 21,25. Естественно на таких условиях особо рисковать жизнью никто не хотел, арматоров, держащих каперские эскадры, по типу Франции и Англии, не появилось. В 1787 году Екатерина II издала "Правила Партикулярных каперев", где приводила дележ к французскому образцу, но военного флота он не касался.
Ну а в 1808-м году вообще произошло запредельное - эскадра Сенявина, которую царь Александр II просто забыл, возвращалась на Балтику, и была застигнута штормом в порту Лиссабон. На ее борту находилось более 1 миллиона золотых червонцев - призовые деньги, из которых 600 тысяч принадлежали царю, 100 тысяч - адмиралу флота, и 350 тысяч - командам. В Лиссабоне русских блокировали англичане, и Сенявин, не находя выхода, заключил договор с британским адмиралом Коттоном, передавая эскадру на сохранение британцам, с тем, чтобы после войны корабли и экипажи были возвражены в Россию, а за сгнившие корабли заплатили бы как за новые. Александр I посчитал сам факт такого договора позорным, и... просто отказал и Сенявину, и экипажам в выплате призовых, вернее решил удержать выплату на неопределенный срок. В 1812 году англичане вернули деньги, корабли и экипажи, но матросы и Сенявин денег так и не получили. Устав ждать справедливости в 1817 году Сенявин подал судебный иск по выплате и прошение к царю выплатить деньги. Рассматривали вопрос три года, и просьбу удовлетворили в 1821 году.
Конечно лорды тоже любили крутить деньгами, но в Англии НИКОГДА выплата призовых не затягивалась на 13 лет! К тому же - понятно если бы наказали просто Сенявина, так наказали все экипажи!

Наконец - американский флот. Там не мудрствуя лукаво решили пойти по английскому пути - Конгресс решил, что все деньги, в которые оценен приз и груз (в случае, конечно, если этот приз можно продать или принять на службу), будут делиться между моряками. В призовой суд платился только фиксированный сбор, пошлина за предоставление на суд захваченного имущества.
Капитан получал 43%
Лейтенанты - 19%
Унтер-офицеры - 24%
Матросы - 14%.

Тем не менее все-таки самыми знаменитыми являются французские корсары, который получали доли меньше, нежели американцы или англичане. Скорее всего учитывать только денежную составляющую нельзя, надо учитывать и другие факторы (например, отсутствие своей морской торговли и наличие под боком богатой большой морской коммерции противника), и скорее всего эти другие факторы гораздо важнее, нежели регламенты выплат.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От VVS
К Вулкан (15.03.2015 21:21:30)
Дата 16.03.2015 08:38:49

Re: Призовые деньги...

Это восхваление призовых денег сильно расходится с историей развала французского флота, когда его решили на самоокупаемость перевести. В результате чего вместо эскадр получили толпу агрессивных и умелых одиночек, которых выбил с моря английский именно флот. По правилу больших батальонов.

От Вулкан
К VVS (16.03.2015 08:38:49)
Дата 16.03.2015 09:20:57

Я конечно сильно извиняюсь, но


Где вы это увидели-то?

> восхваление призовых денег

????
Я в конце прямо пишу:

Тем не менее все-таки самыми знаменитыми являются французские корсары, который получали доли меньше, нежели американцы или англичане. Скорее всего учитывать только денежную составляющую нельзя, надо учитывать и другие факторы (например, отсутствие своей морской торговли и наличие под боком богатой большой морской коммерции противника), и скорее всего эти другие факторы гораздо важнее, нежели регламенты выплат.


От apple16
К Вулкан (15.03.2015 21:21:30)
Дата 16.03.2015 05:20:08

Re: Призовые деньги...

HMS Pelican в 18 пушек отловил американского контрабандиста в 1796 году

Итого:

Адмирал - £484
Капитан - £968 (годовой доход £109)
Лейтенанты - £161 (около двух годовых окладов)
Warrant officers - £80 (боцман на маленьком корабле в год поднимал £26)
Petty officers - £35
Матросы - £11/7/9 (те £11.39) что несколько меньше годового жалования в
£12/7/0 (£12.35)

Еще в этой же книжке (Jack Aubrey Command) написано о безбожно берущих за свои услуги призовых чиновниках - до 5% от суммы (из мемуаров Кохрейна)

Любопытно, что к 19 веку уже были какие-то механизмы, побуждавшие флот таки воевать, а не гоняться за призами - за военные корабли накидывали по £5 за каждого члена экипажа вражеского судна.

В общем налицо сложная, сбалансированная система стимулов для агрессивных капитанов.

Интересно, есть ли примеры того, как грамотный капитан другой стороны, используя знания об склонности англичан прыгать на все, что похоже на деньги,
наносил им поражение?