От certero
К All
Дата 04.03.2015 19:34:19
Рубрики WWII; ВВС;

Есть ли данные со стороны противника о результатах "цирка Вахмистрова"?

Когда то давно читал мемуары одного из летчиков, который участвовал в этих уникальных боевых операциях. Увы, уже не понмю фамилию, но помню, что в нескольких налетах часть И-16 не несли бомб, а действовали как самолеты прикрытия.
Хотелось бы спросить, есть ли какие нибудь данные со стороны немцев или румын о действиях "Звена"?

От Alex Medvedev
К certero (04.03.2015 19:34:19)
Дата 05.03.2015 08:12:01

Re: Есть ли...

http://old.evpatoriya-history.info/images/histor/spb08.jpg


В отчете немецкой военно-воздушной миссии в Румынии дальнейшие события описывались следующим образом:

«10.08.1941 г. советские самолеты, действуя с высоты от 3000 до 4000 м при безоблачном небе трижды атаковали Чернаводы, сбросив примерно 17 бомб на город. Явной целью удара был мост через Дунай, поскольку две бомбы попали в него, слегка повредив силовые балки и опоры и воспламенив трубопровод. Движение по мосту было прервано преимущественно из-за пожара. Нефтеперерабатывающий завод также получил небольшие повреждения».

Заметим, что в числе атаковавших мост немцы отметили участие бомбардировщиков СБ и ДБ-3, но ни словом не обмолвились об истребителях! Между тем, именно они добились наибольшего успеха.
Первыми на цель вышли ДБ-ЗФ, но ни одна из сброшенных ими ФАБ-500 в мост не попала. В 05:35 настала очередь пилотов «ишачков». Они атаковали поочередно, пикируя с высоты 1800 до 300 м, не обращая внимание на огонь зениток. Каждый сбросил по две ФАБ-250, взрыватели которых устанавливались на 0,1 - секундное замедление. Взрывы происходили столь близко, что все самолеты «поймали» осколки собственных бомб. Восприятие охотников преувеличило размеры нанесенного противнику ущерба. Участник налета Борис Литвинчук писал: «Рушится в воду громада центрального пролета, и горит вокруг все, даже вода. Ее зажгла плавающая нефть. Уничтожили и перекачивающую станцию, расположенную на берегу».

Шестерке Пе-2, завершавшей удар по мосту, пришлось труднее всего. Зенитные орудия среднего и малого калибра вели плотный огонь, появились в небе и четыре немецких истребителя. Все же «пешки» добились одного попадания в мост бомбой ФАБ-250 и сумели вернуться на свой аэродром без потерь. В немецком отчете атака Пе-2 также осталась «незамеченной», зато все повреждения моста приписывались семерке СБ-2, якобы бомбившей объект с высоты 500 м. На самом деле бомбардировщики СБ участия в ударе не принимали.

Четверка Шубикова благополучно приземлилась на аэродроме под Одессой и готовилась к перелету в Евпаторию, когда в небе показались немецкие самолеты, летевшие бомбить город. Пришлось подняться в воздух и отогнать вражеские бомбовозы, а затем, повторно дозаправившись, возвратиться на базу в Крыму.

СПБФотоконтроль результатов налета расставил все точки над «i»: мост действительно получил повреждения, возник пожар, но румыны быстро сумели его взять под контроль, а затем и ликвидировать. Обрушенный пролет на снимках не наблюдался, а движение по мосту было восстановлено уже к вечеру того же дня, и поэтому в вечернем сообщении Совинформбюро от 11 августа 1941 г. желаемое выдавалось за действительное.

Вероятно, доклад о разрушении моста поступил «наверх» немедленно после возвращения самолетов и был сделан на основании сообщений экипажей, участвовавших в операции. Ситуация для командующего ВВС Черноморского флота генерал-майора Русакова складывалась весьма неприятная, поэтому повторный налет запланировали на 13 августа, не обращая внимания на «сомнительное» число. На этот раз для бомбежки моста выделялись только «звенья СПБ», продемонстрировавшие наивысшую точность бомбометания.

Старт с аэродрома в Евпатории дали в 03:30. Авиаматки ТБ-3 пилотировали старшие лейтенанты С. Гаврилов, Огнев и лейтенант Трушин, в кабинах И-16 на задание отправились капитан А. Шубиков, старший лейтенант Б. Филимонов и лейтенанты П. Данилин, И. Каспаров, С. Кузьменко и Д. Скрынник. В 05:40 в 15 км от берега была произведена расцепка, а спустя всего десять минут «ишачки» уже попарно пикировали на цель с высоты 1800 м. На этот раз успех был полным: экипажи отметили пять(!!) прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в мост и один взрыв в 30-40 м от него. По уточненным данным и фотоснимкам, сделанным позднее, удалось установить, что в результате бомбометания оказалась полностью разрушена одна 140-метровая ферма моста и вновь перебит нефтепровод.

От Ларинцев
К Alex Medvedev (05.03.2015 08:12:01)
Дата 05.03.2015 20:02:09

Несколько другая версия

Версия архивных документов (11-я армия немцев)отличается от Хазановской
10.08.1941
в мост два прямых попадания, может быть восстановлен через полтора месяца, трубопровод разрушен
Книга "От Барбароссы до Одессы" подтверждает попадание, но пишет, что повреждения были устранены довольно быстро

13.08.1941
на мост сброшено семь АБ, уничтожено пулеметное гнездо охраны с расчетом. "От Барбароссы до Одессы" подтверждает эту версию, также не упоминая о повреждениях самого моста

От zahar
К Alex Medvedev (05.03.2015 08:12:01)
Дата 05.03.2015 13:59:36

? по званиям

Ни одного сержанта, только офицеры.
так должно быть?
Или это какое то особенное задание или подразделение.
я не ошибаюсь что в это время в ввс ркка летчики были не только офицеры?

От ZaReznik
К zahar (05.03.2015 13:59:36)
Дата 05.03.2015 17:18:43

Re: ? по...

>Ни одного сержанта, только офицеры.
>так должно быть?
>Или это какое то особенное задание или подразделение.
>я не ошибаюсь что в это время в ввс ркка летчики были не только офицеры?

Начнем с того, что моряки - это не ВВС РККА.

А так - да, верно - и эскадрилья особенная, и техника в ней особенная.
Больше таких эскадрилий в Союзе не было.

Сержанты - это ж относительно свежие выпускники. Кто ж вот так вот сразу молодому-зеленому возьмет да и сходу доверит такую технику да в такой эскадрилье?

От UFO
К certero (04.03.2015 19:34:19)
Дата 04.03.2015 20:57:04

дык для них они были обычными И-16, откуда могли взяться данные? (-)


От certero
К UFO (04.03.2015 20:57:04)
Дата 04.03.2015 23:49:51

Re: дык для...

Вроде как обычные И-16 в тылу бомбы не бросали.

От ZaReznik
К certero (04.03.2015 23:49:51)
Дата 05.03.2015 07:23:05

Re: дык для...

>Вроде как обычные И-16 в тылу бомбы не бросали.

У вас небольшая ошибка
Обычные И-16 не могли 250-кг бомбы бросать.
А бомбы поменьше бросать или РСами шпулять - запросто.

Вот вам обычный И-16 тип-29 (не_звено)
http://i16fighter.aviaskins.com/description/design/rs82.jpg


Чаще, правда, ПТБ вешали. Но и бомбы подвешивать тоже могли.

От Evg
К ZaReznik (05.03.2015 07:23:05)
Дата 05.03.2015 13:10:33

Re: дык для...

>>Вроде как обычные И-16 в тылу бомбы не бросали.
>
>У вас небольшая ошибка
>Обычные И-16 не могли 250-кг бомбы бросать.
>А бомбы поменьше бросать или РСами шпулять - запросто.

Вроде далековато это было для Ишака, хоть с бомбами хоть без.

От ZaReznik
К Evg (05.03.2015 13:10:33)
Дата 05.03.2015 14:40:01

Re: дык для...

>>>Вроде как обычные И-16 в тылу бомбы не бросали.
>>
>>У вас небольшая ошибка
>>Обычные И-16 не могли 250-кг бомбы бросать.
>>А бомбы поменьше бросать или РСами шпулять - запросто.
>
>Вроде далековато это было для Ишака, хоть с бомбами хоть без.

Для этого немцам надо очень сильно вникать - а куда может "ишак" и с бомбой, и с ПТБ долететь. А с какой бомбой? И т.п.

Но какие у немцев были предпосылки для этого вникания в детали?
http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/2674012.htm

Ну был налет, ну чего-то попали, но не сказать чтобы очень сильно фатально, чтобы вот так вот сходу рыть землю в поисках спецназовских "ишаков".