От Albert
К Siberiаn
Дата 15.04.2002 13:01:12
Рубрики Современность; Локальные конфликты;

Извини опечатка - 120 мм. Наткнулся Шаманов "работа над ошибками"

http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/00/363/31.html
"
А сколько боевиков скопилось в Аргунском?
— Порядка 4000. Между их командирами был серьезный разлад по поводу того, как действовать дальше. Дело в том, что к этому времени удалось закрыть границу с Грузией, и бандиты, по существу, оказались в котле Аргунского ущелья. Благодаря стремительным действиям московского полка и десантников удалось приблизиться к южной окраине Шатоя. Но дальше нужно было остановиться, чтобы не вспугнуть боевиков, и ждать, когда подтянутся войска с другой стороны Аргунского ущелья, с равнины, — тогда бы вся группировка боевиков оказалась зажата в районе Шатоя. Но то ли неправильно оценили численность противника, то ли его намерения — одним словом, войскам была поставлена задача, и они относительно легко овладели Шатоем. Над Шатоем повесили российский флаг, обрадовались — все-таки последний районный центр взяли. И это стало причиной разлада в среде боевиков. Их группировка раскололась. Гелаев и Бараев заявили, что остаются в своей зоне ответственности, т.е. в пределах Аргунского ущелья. Они прорвутся потом в Комсомольское. А Хаттаб с Басаевым от Шатоя двинулись по другую сторону ущелья, в направлении Улус-Керт — Сельментаузен — Ведено. Там, под Улус-Кертом, они и столкнулись с Шестой ротой псковских десантников.
— Не понимаем, почему на пути двух с половиной тысячного отряда оказалась горстка бойцов?
— В той местности наше присутствие еще было слабым. Войска только начали выдвигаться в тот район. Вот почему со взятием Шатоя нужно было повременить, пока не будет создан оборонительный рубеж Улус-Керт — Сельментаузен. Но ошиблись, поспешили. И десантники, не создав линии обороны, не успев даже окопаться, попали под эту озверевшую толпу, которая шла напролом. Командир десантников Марк Евтюхин… Мы были знакомы, он был моим подчиненным, когда еще только начинал служить.
— Вы в тот день были хмуры. Помните, мы летели в Харсеной, где наши захватили учебный центр ваххабитов? Еще была жива Шестая рота — их бой начнется на следующий день. И банда Гелаева еще не прорвалась в Комсомольское. Предчувствовали?
— На нас идут две тысячи бандитов, а меня в это время в приказном порядке отправляют в отпуск, хотя я был категорически против. Это все равно, что во время сражения оставить армию без командира.
— Мы не очень понимали тогда, что происходило в вашей группировке? По лесам в разных направлениях двигались войска. Везде мы встречали нашу пехоту, саперов, они рубили лес, выстилали бревнами дорогу в горах, буквально затаскивали на себе бронетехнику. Люди были очень измотаны. Какая у ваших войск была задача?
— Мы спешно возводили две линии обороны. Потревоженные взятием Шатоя боевики уже начали свое движение в нашу сторону. Мы понимали, что выхода у них нет и они пойдут на прорыв, и потому блокировали Аргунское ущелье с запада. По всему ущелью в сторону Ингушетии был вначале выставлен по высотам нижегородский полк, который был усилен отрядами специального назначения и разведывательными органами. Еще один полк углубился по руслу реки Мартан. А еще западнее, по реке Танги, выставили усиленный мотострелковый батальон. Получилось два рубежа обороны. И когда двигавшийся от Шатоя десантно-штурмовой полк погнал перед собой банду Гелаева в направлении выхода из ущелья на Чишки, мы стали с опережением на километр идти вперед, тесня боевиков с запада.
Гелаеву идти на Чишки и Дубаюрт было бесполезно. Там стоял мощный мотострелковый полк с опорой на сибирский танковый полк. Они держали Волчьи ворота, вход в ущелье. На этот укрепрайон мы и гнали банду, надеясь, что они не выдержат и повернут на Улус-Керт, вслед за Басаевым. В худшем случае уйдут влево на Алхазурово, это рядом с Комсомольским. Для этого в обороне одного из полков, преграждавшего боевикам путь, была умышленно сделана прореха метров 500. Однако командование полка из-за того, что в спешке было утеряно управление, не успело убрать с пути продвижения боевиков гранатометный взвод. Гелаевская банда его просто смела. И заскочила в Комсомольское.
"