От Вулкан
К Вулкан
Дата 18.02.2015 16:17:56
Рубрики 11-19 век;

Re: Пляска Св. Витта в ночь Св. Варфоломея, часть четвертая

Приветствую!

Начало конца.

Собственно все началось 17 июля 1572 года.
В этот день Фернандо де Толедо разгромил Жанлиса (мы уже говорили об этом) и в руки Альбе попало письмо французского короля Карла IX принцу Оранскому, в котором король предписывает тем, кто ему верен, держать своих солдат при оружии и быть готовыми их поднять «где и когда понадобится» для атаки Фландрии. При этом в переписке по дипломатическим каналам Карл заверял Филиппа II в дружбе и миролюбии, а Екатерина Медичи убеждала Альбу, что войска на границе с Фландрией "собраны для обороны, и не планируется вести какого-либо вторжения в ваши пределы". Жанлис чуть ранее был объявлен "отпускником", его бригада - бригадой добровольцев, за действия которых правительство не отвечает.
Альба сделал гениальный дипломатический ход - он отослал Екатерине Медичи копию этого письма короля, а так же копию договора с Елизаветой Английской, где было черным по белому написано - "В случае вторжения французских войск во Фландрию Англия сдаст Испании Флиссинген и откроет боевые действия против Франции".
Это называется просто - политический и военный нокаут! Карты противник вскрыл раньше, нежели они были использованы, и разведка Филиппа II показала себя на голову выше французской.
Медичи была в панике - на очередном королевском Совете она просто показывает бумаги от Альбы королю, Колиньи и остальным присутствующим. По мысли Екатерины приготовления к войне надо сворачивать - планы раскрыты чуть более, чем полностью, Альба и Филипп полностью контролируют ситуацию, и могут ударить в любой момент.
Но ни король и Колиньи не видят очевидного - они предлагают форсировать подготовку и начать войну как можно быстрее. Более того, Колиньи обращается к английскому послу Смиту с просьбой "искать возможности Вашего вступления в войну у Рейна и узнать, не пожелает ли государыня действовать, дабы выручить бедного принца Оранского". То есть (по мысли Екатерины) адмирале не понимает, что Елизавета по сути его предала!
Таким образом Колиньи для королевы-матери становится опасным прекраснодушным мечтателем, не имеющим ничего общего с реальностью, и ведущим Францию к неминуемой катастрофе.
И здесь возникает план - чисто маккиавеллиевский - если Колиньи убрать, то политика Франции безусловно изменится, и войны не будет. Вполне в духе семейства Медичи и вообще итальянских разборок эпохи Ренессанса.
Но Екатерина не хочет, чтобы ее обвинили в убийстве, и возникает мысль ввязать в это дело Гизов, чтобы потом выпилить и их, как убийц адмирала. Таким образом государство избавляется от прекраснодушного мечтателя, ведущего Францию к пропасти, и полунемецких принцев-смутьянов, вносящих раздор в дела королевства. При этом и король и Екатерина все в белом, и вообще - вылитые д'Артаньяны.
В тайне от короля Екатерина и Гизы находят исполнителя - Шарль де Лувье, сеньор де Моревер (Charles de Louviers, seigneur de Maurevert, у нас в литературе почему-то проходит как Франсуа, и Морвель), воевавший в Италии под командованием Гизов офицер, вроде как из инженерной роты (те, кто делали подкопы и закладывали заряды под стены).
И вот, 22 августа 1572 года, около 11 часов утра адмирал Колиньи выходит из Лувра, где сначала участвовал в Совете, а потом играл в мяч, и возвращается в Отель де Рошфор в окружении 15 своих сторонников-протестантов. На углу улиц Арб-ле-Сек и Бетизи он получает письмо, останавливается и слезает с мула, чтобы прочитать. Вокруг него толпятся его спутники, мешая стрелку прицелиться.
Моревер появился в доме напротив еще вечером 21-го, его проводил в дом каноника Вильмюра приближенный герцога д'Омаля, и вручил аркебузу, в которую для верности убийца засадил сразу 4 пули, и ночь он провел именно там. Вообще место убийства очень удобное для отхода, но неудобное для убийства. Рядом улице Сен-жермен и церковь Сен-Жермен-л'Оксеруа, очень похоже на питерский перекресток "Пять Углов".
Расстояние стрельбы было примерно 100-150 метров, то есть на грани эффективной дальности стрельбы из аркебузы.
Итак, Колиньи в окружении своих сторонников читает письмо, поворачивается и нагибается, чтобы подправить подпругу у мула, и в этот момент звучит выстрел. По идее 4 пули должны были превратить позвоночник, а вместе с ними легкие и желудок герцога в решето, но из-за его движения, две пули пролетели мимо, одна попала в кисть, срезав палец, а одна в плечо, сломав плечевую кость.
Колиньи даже не пошатнулся, побледнел, и указал на окно, из которого вился дымок. Спутники адмирала рванули туда, но застали лишь брошенную на столе у окна аркебузу и открытое окно, убийца ушел по крышам.
Королева-мать узнает о том, что адмирал жив примерно в 12.00. Ни слова не говоря она поднимается из-за обеденного стола и уходит в свои покои.
Комбинация ее рухнула, и что теперь делать - она не знает.
Очень часто мы, предугадывая действия людей, переносим на них свои собственные мысли. Этот же просчет совершает и Екатерина. Она уверена, что Колиньи будет мстить, что если о ее участии в покушении на адмирала король узнает от Колиньи - сливай воду, суши весла. Она будет отринута от государственных дел полностью, Колиньи полностью будет контролировать короля и Франция семимильными шагами пойдет на Голгофу войны с Испанией. Было от чего впасть в отчаянье!
И главное - совершенно непонятно, как теперь из всего этого выйти!
Мысли о ночи Св. Варфоломея начинают приобретать реальные очертания.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От sss
К Вулкан (18.02.2015 16:17:56)
Дата 19.02.2015 10:39:02

Покушение очень странное, конечно

Стрелять даже во 100м из довольно примитивного самопала, сколько пуль в него набей - сомнительная идея. "На грани предельной дальности" это на войне, когда не попал первым выстрелом, ну и хрен с ним, можно попасть вторым или рассчитывать, что попадет стоящий рядом камрад, или попасть в другого. Т.е. грань предельной дальности - она здесь дает только какую-то значимую вероятность поражения цели, существенно больше нуля.
Но когда стоит задача одному стрелку одним выстрелом гарантированно поразить одного конкретного человека - это явно за гранью предельной дальности.
Как реально устроить покушение с примитивным огнестрелом - отлично было показано в 1584, когда убили Вильгельма Оранского: несколько выстрелов в упор и почти гарантированный успех, хотя и без возможности спастись для покусителя.
Со 100 же метров (и тем более со 150) самый искусный стрелок в то время мог закладываться лишь на 50/50 (да и то, в том смысле, что либо попадет, либо нет). Городить сложные политические комбинации на таком ненадежном расчете - несерьезно, ИМХО.

От Eddie
К sss (19.02.2015 10:39:02)
Дата 19.02.2015 12:57:06

Re: Покушение очень...

>Стрелять даже во 100м из довольно примитивного самопала, сколько пуль в него набей - сомнительная идея.

Нарезная аркебуза конца 16 века с колесцовым замком и длинным стволом имела эффективную дальность около 200 шагов.
Естественно, речь идёт об оружии очень выского уровня исполнения.
Так что прицельный выстрел со 100 шагов по ростовой мишени вполне реален.

Из совремнных реплик отдельные извращенцы такое тоже практикуют...

С уважением, Андрей

От sss
К Eddie (19.02.2015 12:57:06)
Дата 19.02.2015 13:14:48

Re: Покушение очень...

>Нарезная аркебуза конца 16 века с колесцовым замком и длинным стволом имела эффективную дальность около 200 шагов.

Насчет нарезной есть большие сомнения - смущает заряжание сразу 4 пулями "для надежности", это как раз с гладкими обычно практиковалось.

>Так что прицельный выстрел со 100 шагов по ростовой мишени вполне реален.

Речь шла не о 100 шагах (~70 метров), а о 100-150 метрах. Да, прицельно стрелять-то можно и на такой дистанции, и даже надеяться попасть - но не в том случае когда надо непременно попасть и непременно одним выстрелом. Хотя бы за счет непредсказуемой задержки воспламенения заряда любым замком того времени, позволяющей цели непредсказуемо изменить положение в пространстве - что в реале и случилось.

>Из совремнных реплик отдельные извращенцы такое тоже практикуют...

Не в случаях, когда последствия неудачи крайне опасны как для исполнителя, так и для его высокого заказчика. Я повторюсь, случаи попадания из аркебуз в цели на 100м и более (причем еще в то время) мне и самому известны, и думаю их было немало. Вот стрелков, которые раз за разом подряд показывали такие попадания, скорее всего не было.

От Вулкан
К sss (19.02.2015 13:14:48)
Дата 19.02.2015 13:31:15

Опять-таки

Приветствую!
>>Нарезная аркебуза конца 16 века с колесцовым замком и длинным стволом имела эффективную дальность около 200 шагов.
>
>Насчет нарезной есть большие сомнения - смущает заряжание сразу 4 пулями "для надежности", это как раз с гладкими обычно практиковалось.

Хотелось бы уточнить.
Речь идет про XVI век. У нас нету результатов дактилоскопии, баллистической экспертизы и так далее.
Оценка в 100-150 метров - это мая оценка исходя и НЫНЕШНЕГО вида перекрестков Рю де Риволи (ранее Рю де Бетизи) и Рю ле Арб-Сек. Какие расстояния были тогда - хрен его знает.
Когда я говорил о расстоянии, я еще держал в уме вот какую вещь - Мореверу нужно было время уйти, поэтому расстояние в этом случае не могло быть 20-30-50 метров, иначе его бы просто увидели бы, если не догнали.

>>Так что прицельный выстрел со 100 шагов по ростовой мишени вполне реален.
>
>Речь шла не о 100 шагах (~70 метров), а о 100-150 метрах. Да, прицельно стрелять-то можно и на такой дистанции, и даже надеяться попасть - но не в том случае когда надо непременно попасть и непременно одним выстрелом. Хотя бы за счет непредсказуемой задержки воспламенения заряда любым замком того времени, позволяющей цели непредсказуемо изменить положение в пространстве - что в реале и случилось.

100 метров для опытных стрелков тогда не представляло какой-то проблемы. В той же Венеции ежегодно с 1506 года проводились соревнования аркебузиров. Мишени там располагались в 200-250 футах от стрелка.
Плюс, как пишут, Мореверу вручили не обычную аркебузу, а какую-то фильдеперсовую, из запасов герцога Анжуйского с его личным вензелем.
Когда я был в замке Штернберг в Чехии там показывали аркебузу с длиной ствола чуть ли не полтора метра, вполне возможно - Мореверу тоже выдали такую аркебузу.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Eddie
К Вулкан (19.02.2015 13:31:15)
Дата 19.02.2015 15:26:13

Маленькая деталь

>Речь идет про XVI век. У нас нету результатов дактилоскопии, баллистической экспертизы и так далее.
>Оценка в 100-150 метров - это мая оценка исходя и НЫНЕШНЕГО вида перекрестков Рю де Риволи (ранее Рю де Бетизи) и Рю ле Арб-Сек. Какие расстояния были тогда - хрен его знает.

Только покушение было не на рю де Бетизи, а на рю де Фоссэ Сен Жермен (сейчас Риволи, 144, там висит не совсем верная мемориальная доска). А вот добили его в Варфоломеевскую ночь уже в особняке Роган-Шабо на рю де Бетизи (сейчас Риволи, 136).

С уважением, Андрей

От Вулкан
К Eddie (19.02.2015 12:57:06)
Дата 19.02.2015 13:03:21

Re: Покушение очень...

Приветствую!
>>Стрелять даже во 100м из довольно примитивного самопала, сколько пуль в него набей - сомнительная идея.
>
>Нарезная аркебуза конца 16 века с колесцовым замком и длинным стволом имела эффективную дальность около 200 шагов.
>Естественно, речь идёт об оружии очень выского уровня исполнения.
>Так что прицельный выстрел со 100 шагов по ростовой мишени вполне реален.

Не знаю, насколько информирован был испанский посол, но он говорил, что аркебуза та была вручена Мореверу герцогом Анжуйским и даже была с его вензелем.
То есть это реально было какое-то штучное ружье.


>Из совремнных реплик отдельные извращенцы такое тоже практикуют...

>С уважением, Андрей
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Darkbird
К sss (19.02.2015 10:39:02)
Дата 19.02.2015 11:31:47

Re: Покушение очень...

>Со 100 же метров (и тем более со 150) самый искусный стрелок в то время мог закладываться лишь на 50/50 (да и то, в том смысле, что либо попадет, либо нет). Городить сложные политические комбинации на таком ненадежном расчете - несерьезно, ИМХО.

Скорее всего (в реальности показанной ув. Вулканом) Екатерина решила убить, а способ убийства оставила на усмотрение исполнителей... "Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам" (с)