*******************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
*******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.187, 23 ноября 1997 г. *
*******************************************************************
Будни химического разоружения
НАД ГНЕЗДОМ ВОЕННО-ХИМИЧЕСКОЙ КУКУШКИ
В преддверии ратификации Россией Конвенции о химическом
оружии Счетная Плата Российской Федерации провела проверку
эффективности и целесообразности использования средств,
выделенных на проведение мероприятий по подготовке к
реализации международных обязательств в области уничтожения
химического оружия.
Что же углядела Счетная Палата, пролетая над гнездом
нашей военно-химической кукушки?
ПЕРСОНАЛ
Директивой начальника Генерального штаба Вооруженных Сил
РФ от 22 августа 1992 года для выполнения задач по уничтожению
химического оружия создано Управление ликвидации химического
оружия.
Анализ выполненного объема работ, а также функциональных
обязанностей и загруженности личного состава, свидетельствует
об излишней численности личного состава, который в ряде
случаев используется для выполнения несвойственных ему задач.
Так, при отсутствии объектов для уничтожения запасов
химического оружия в Управлении ликвидации химического оружия
содержатся отдел подготовки и эксплуатации объектов
уничтожения химического оружия численностью 15 человек, из них
13 военнослужащих; отдел безопасности уничтожения химического
оружия - 15 человек (военнослужащих - 13); отдел организации
работ по уничтожению химического оружия - 19 человек, в том
числе 17 военнослужащих; организационно-плановый отдел - 24
человек (21 военнослужащий).
За счет федеральной целевой программы "Уничтожение
запасов химического оружия в Российской Федерации" увеличена
штатная численность ряда главных (центральных) управлений и
других учреждений Министерства обороны РФ.
Так, штатная численность Управления начальника войск
радиационной, химической и биологической защиты Министерства
обороны РФ увеличена на 127 военнослужащих и 23 человека
гражданского персонала; Управления комплектования объектов и
арсеналов ракетных войск стратегического назначения - на 20
человек, в том числе 11 военнослужащих; Главного
организационно-мобилизационного управления Генерального штаба
Вооруженных сил РФ - на 5 человек военнослужащих и 2-х
человек гражданского персонала; Военной академии химической
защиты - на 45 человек (военнослужащих - 31, гражданского
персонала - 14 человек); научно-технического комитета
Управления начальника войск радиационной, химической и
биологической защиты Министерства обороны РФ - на 9
военнослужащих и др.
РАСХОДЫ
Расходы на содержание военнослужащих и гражданского
персонала Министерства обороны РФ только за 1996 год составили
около 108,6 млрд. рублей, это более чем в 18 раз больше, чем
было выделено на реализацию Программы из федерального бюджета
в 1996 году.
Наряду с финансированием первоочередных объектов
строительста, при распределении бюджетных средств
руководством Управления начальника войск радиационной,
химической и биологической защиты Минобороны РФ в 1994-1996
гг. допускались случаи распыления этих крайне ограниченных
финансовых ресурсов и их отвлечение на стройки, не
предусмотренные федеральной целевой программой "Уничтожение
запасов химического оружия в РФ". Общая сумма отвлеченных
средств в 1994-1996 годах составила 5,8 млрд, рублей.
Указанные средства отвлекались при наличии кредиторской
задолженности за выполненные работы на первоочередных
объектах, которая по состоянию на 31 декабря 1996 года
составляла 17,3 млрд. рублей.
Несмотря на недостаточное выделение денежных средств на
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,
имели место случаи неэффективного их использования. В
частности, договором от 31 мая 1995 года между Управлением
начальника войск радиационной, химической и биологической
защиты Министерства обороны РФ и АОЗТ "Сибстанкомаш"
предусматривалось изготовление 45 штук транспортно-
технологических контейнеров по цене 0,02 млрд. рублей. Однако
по вине Управления начальника войск радиационной, химической и
биологической защиты Минобороны РФ произведена оплата 9
изготовленных контейнеров по цене 0,05 млрд. рублей.
Незаконный расход денежных средств составил 0,3 млрд. рублей.
Кроме того, 3 контейнера были списаны по акту от 22 декабря
1995 года, как непригодные для использования после проведения
испытаний, а денежные средства, полученные за металлолом (27
тонн по цене 650,0 тыс. рублей) в сумме 0,02 млрд. рублей,
Управлением начальника войск радиационной, химической и
биологической защиты Министерства обороны РФ не были
истребованы и перешли в собственность АООТ
"Промстальконструкция", производившего утилизацию данных
контейнеров.
ВЫВОД СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ. Отставание в сроках создания
объектов, предусмотренных принятыми Россией международными
обязательствами и утвержденной программой "Уничтожение запасов
химического оружия и РФ", оценивается в 2-3 года.
* * *
Как видим, впустую уходят не только американские, но и
российские бюджетные деньги. Поэтому-то наши военные химики во
главе с генерал-полковником С.Петровым так сопротивляются
открытости отношений между его небедной системой и обществом.
Закрытость - очень удобный способ приватизации денег.
**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* при финансовой поддержке *
* Фонда Джона Д. и Кэтрин Т.МакАртуров *
* Редактор и издатель Лев Федоров *
* *********************************** *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@glasnet.ru * Ў
* *
************************** Распространяется бесплатно *
* "UCS-PRESS" 1997 г. * по электронной и обычной почте *
**************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
* *******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.139, 6 июня 1997 г. *
**********************************************************************
Вести с полей химической войны
ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ БЬЕТ ПО СВОИМ
На протяжении более полувекового существования базы
химического оружия в Марадаковском велось и его уничтожение,
Уничтожались отравляющие вещества (ОВ) первого поколения: синильная
кислота, фосген, иприт и люизит. Способ самый простой и самый
варварский - слив в воду и сжигание. Работы велись круглый год
и о количестве уничтоженной отравы можно только догадываться.
Зимой ОВ сливались в Карповые озера, находящиеся в пойме
реки Вятки, у деревни Новожилы. Вот свидетельства очевидцев.
И.И.ГРЕБЕНЕВ: "Возил бомбы с химическим оружием в 1960-1961
годах несколько раз по ночам. Работали три машины, и за ночь мы
делали пять рейсов".
В.М.ТИУНОВ: "Бывало, ночью вожу бомбы с ОВ на Карповые озера,
а днем на этой же машине - продукты питания".
Во время уничтожения химического оружия некоторые жители
попадали под его прямое воздействие.
И.И.КУКЛИН: "Как-то зимой был я на реке Вятке, у Карповых озер,
проверял рыболовные снасти и попал под облако. Через некоторое время,
уже по дороге домой, почувствовал себя плохо, заболела голова. Еле
дошел до Марадыкова, кое-как отлежался".
А.Д.СИМОНОВ: "В марте 1965 года грузил гравий на машины
экскаватором на реке Вятке, примерно в 6 км от воинской части
(это место рыболовы называют "Генка-бакенщик"). Все уехали на
обед, а я остался и попал под облако. Когда приехали шоферы, то я
лежал, не мог идти, глаза слезились, была рвота. Тут же отвезли
меня в воинскую часть, продержали сутки под охраной. После этого
здоровье сразу пошатнулось, начались приступы".
Уничтожались ОВ и летом, путем сжигания на полигоне у реки
Вятки, который все называли "химбаня".
Л.А.СЛОБОЖАНИНОВА: "С середины 1940-х и в начале 1950-х
годов жителя деревни Новожилы задыхались от дыма, шедшего от
воинской части. Дым был удушающий, слезоточивый".
К.К.КОЛПАЩИКОВА: "Во время перевозки сена по дороге, которая
проходила рядом с воинской частью, несколько раз я попадала под
действие ОВ. Было нечем дышать, во рту все переедало, горечь
невыносимая, ни есть, ни пить невозможно. Лошади и быки задыхались
и кашляли, быки все в белой пене. Почти каждый день после двух
часов над "химбаней" стояло облако черного дыма".
И таких примеров можно привести немало, так как "нюхнули"
ОВ многие рыбаки, охотники, приехавшие за сеном колхозники
окрестных деревень (в зависимости от того, куда подует ветер).
В 1987-1993 годах в воинской части уничтожалась иприт-люизитная
смесь в установке "Долина" по технологии, не отвечающей установленным
требованиям экологической безопасности. В результате длительного
хранения и уничтожения химического оружия вся местность в воинской
части заражена.
И.И.ГОЛОВИН: "При выполнении земляных работ группой из 5
солдат на глубине полуметра появился острый чесночный запах.
Работы сразу прекратили и вели впоследствии только в химзащите.
Можно привести и другие свидетельства, когда подобные явления
наблюдались при копке земли экскаватором на глубине метр-два.
В течение длительного времени некоторые бомбы протекали или
вытекали полностью, заражая почву и грунтовые воды".
Вокруг воинской части местные жители все время косили сено,
собирали грибы и ягоды, пили воду из ручейков, не задумываясь
о последствиях. Да большинство из нас ничего не знало, ведь писать
и говорить правду о химическом оружии стали совсем недавно. А
правда заключается в том, что все мы, жители поселка Мирный и
окрестных населенных пунктов, оказались жертвами "необъявленной
войны", которую вел и ведет против нас военно-химический комплекс
на протяжении более чем 50 лет. Смертельно опасное химическое оружие,
созданное военными якобы для борьбы с внешними врагами, на самом
деле убивает нас с вами. Особое его коварство в том, что последствия
воздействия сказываются через десятки лет, что оно влияет на потомство,
вызывает раковые заболевания. Опасны даже микродозы ОВ, которые не
способны фиксировать имеющиеся у военных приборы. Токсичны и продукты
распада, то есть вещества, которые образуются при сжигании или гидролизе.
Последствия многолетнего хранения и уничтожения химического
оружия на военной базе в Марадыковском для местного населения
трагичны. Все работники воинской части, непосредственно занимавшиеся
уничтожением химического оружия, умерли в молодом возрасте - 40-45 лет.
Многие служащие, связанные с хранением ОВ, заболели раком, некоторые
умерли. Работники официальной медицины нас уверяют, что заболеваемость
в поселке Мирном невысока и нет причин для тревоги. Но мы ведь живем
там и знаем, что в каждом многоквартирном доме поселка не по одному
раковому больному, что растет число больных параличом, аллергией. На
улицах Привокзальной, Лесной, Советской Армии почти в каждом доме
побывала смерть. Прослеживаются и болезни, передавшиеся от родителей,
попавших в свое время под воздействие ОВ. Наверняка мои слова вызовут
возражения работников здравоохранения. Пожалуйста, приезжайте, займитесь
обследованием по-настоящему, а то была уже одна комиссия, провела
анкетирование и ничего не обнаружила.
Такова реальная обстановка с экологией и со здоровьем населения,
сложившаяся вокруг военной базы в Марадыковском. Сейчас стоит вопрос
об уничтожении этих чудовищных запасов смерти, ОВ нового поколения,
еще более бесчеловечных. Сливать и сжигать их нельзя. Поэтому на
первый план выходят вопросы экологической безопасности уничтожения
химического оружия. Важность этого вопроса неоспорима, но нас, жителей
поселка Мирный и других близлежащих населенных пунктов, волнует и
другое: кто нам заплатит за десятилетия жизни возле смерти? Пока
ответа на этот вопрос мы не услышали ни от областных, ни от
центральных властей. Более того, Государственная Дума приняла закон
"Об уничтожении химического оружия", в котором проигнорированы интересы
жителей районов, где химическое оружие многие годы хранилось и уничтожалось.
Л.БАЖИН, председатель
районной организации Союза
"За химическую безопасность"
Оричевский район Кировской области
Опубликовано в газете "Вятский край" 20 мая 1997 г.
* * *
Из книги "Необъявленная химическая война в России: политика
против экологии" (Москва, Центр экологической политики России,
1995 г., 304 с.):
МАРАДЫКОВО
Военный городок в селе Марадыково (Оричевский район Кировской
области) был построен в 1941 г.
Авиационные химические боеприпасы начали завозить в 1970-е гг.
Последнее поступление датируется 1986 г. По официальным данным,
на авиахимбазе хранятся блоки к универсальным контейнерам (устройства
для применения), химические авиационные бомбы, выливные авиационные
приборы в снаряжении фосфорными ОВ (зарин, зоман, V-газ). Имеются
также кассетные авиабомбы. Здесь же складированы боеприпасы со смесью
иприта с люизитом: два вида 100 кг химических авиабомб, ВАПы калибра
500 и 1500 кг. Всего на базе хранится 17,4% объявленных запасов
химического оружия. Весь боезапас находится в закрытых помещениях в
одном месте.
Одно время на базе уничтожали боеприпасы с ФОВ методом затопления
в болоте. Перед затоплением их расстреливали из пулеметов.
***************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* при финансовой поддержке *
* Фонда Джона Д. и Кэтрин Т.МакАртуров *
* Редактор и издатель Лев Федоров *
* ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@glasnet.ru * Ў
* *
************************** Распространяется бесплатно *
* "UCS-PRESS" 1997 г. * по электронной и обычной почте *
***************************************************************
ПРОБЛЕМЕ РАСПОЛЗАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ бывшего СССР
O**********************************************************************
* П Р О Б Л Е М Ы Х И М И Ч Е С К О Й Б Е З О П А С Н О С Т И *
* *******************************************************************
* Сообщение UCS-INFO.142, 28 июня 1997 г. *
**********************************************************************
Будни химического разоружения
О ПРОБЛЕМЕ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ
В БЫВШЕМ СССР
(в помощь Правительству Российской Федерации)
29 апреля 1997 года вошла в силу Конвенция о химическом
оружии.
В соответствии с этим документом, все государства-
полноправные члены Конвенции должны были в течение месяца
сообщить в Гаагу полные данные о прошлых работах с химическим
оружием. Скорее всего, Россия, подписавшая, но не
ратифицировавшая Конвенцию, делает вид, что эта забота ее не
касается. По крайней мере пока она не перейдет в полноправные
члены из нынешнего зыбкого статуса член-корреспондентов.
Не исключено, что широкие слои российского чиновничества,
не расположенные к работе с открытыми картами, постараются
извлечь из этой ситуации максимум выгод для себя - с
неизбежным позором для России.
Поэтому мы постараемся немного ему (чиновничеству)
помочь. Чем больше информации мы найдем и вынесем на обозрение
всего мира, тем менее широким станет поле для маневра у наших
недобитых химических ястребов.
Что касается "органов", привыкших дуть на сырую воду по
любому поводу и даже без оного, напомним мотив наших поступков
- 29 апреля химическое оружие закончилось, осталось одно
экологическое. И вся наша деятельность по части "раскрытия
военно-химических секретов" находится на прочном основании под
названием Российский Закон.
* * *
Вопросы распространения химического оружия бывшего СССР
неоднократно оказывались в центре пропагандистских и
дипломатических скандалов. Однако они не стали еще предметом
серьезного рассмотрения, с опорой на такой фундамент, как
факты.
О том, что факты в этом деле важнее домыслов,
свидетельствует хотя бы проблема "передачи" технологий
производства ОВ Ираку, которая неоднократно инкриминировалась
бывшему СССР. Международный контроль последних лет выявил, что
в Ираке действительно выпускался иприт. Однако производился в
Ираке иприт по технологии Мейера, тогда как в бывшем СССР - по
технологии Ливенштейна.
То же самое относится к "передаче секретов производства
зарина" из России в Японию небезызвестной религиозной секте.
Обратимся поэтому к тем крупицам фактического знания,
которые нам уже известны.
Невольными виновниками начала подготовки СССР к тотальной
химической войне были США. В конце 1960-х годов, при
Л.Брежневе, еще до возникновения волны протестов против
"химической войны США во Вьетнаме" родились первые решения
Политбюро ЦК КПСС, навеянные боязнью возможного тайного химико-
биологического нападения вероятного противника на бывший СССР.
По-видимому, одним из первых было Постановление ЦК КПСС и
СМ СССР от 17 августа 1967 года. Именно после этого решения
работы по РАЗРАБОТКЕ новых средств химического нападения вне
границ бывшего РСФСР получили новый импульс. В подготовку к
химической войне в ее новейших формах оказались втянутыми
академические институты Украины, Латвии и Узбекистана. Судьба
работ по созданию новых ОВ, которые там велись, не известна.
Вопросы распространения ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ имеют
не менее серьезное звучание. Если начать с простейшего ОВ -
синильной кислоты - то она в бывшем СССР производилась не
только для снаряжения бомб и снарядов, но и для нормальных
химико-технологических целей. При И.Сталине это было хорошо
функционировавшее производство, размещавшееся в Дзержинске
(Нижегородская область). Известно, что Германия не сумела
наладить выпуск боеприпасов с синильной кислотой. Бывший СССР
был по существу единственным государством, где химические
боеприпасы снаряжались синильной кислотой в масштабных
количествах, поскольку были найдены способы применения этих
боеприпасов в боевых условиях. Все технологические секреты
производства синильной кислоты были переданы в три страны
(Китай, Румынию и Чехословакию) еще при Н.Хрущеве, когда с
Китаем и Румынией сохранялись отношения дружбы. И эти
производства были налажены. Вопрос о том, какова судьбы тех
производств, выпущенных там химбоеприпасов и сколь необратимо
они были перепрофилированы в мирные производства, открыт.
Были, однако, события, более серьезные, чем синильная
кислота.
Незадолго до ссоры с "братским" Китаем, в 1957-1958 гг.
Советский Союз провел с ним успешные переговоры о
сотрудничестве в области производства наступательного
химического оружия - от иприта до зомана. Во время тех
переговоров СССР успел поделиться с Китаем технологическими
тайнами выпуска зарина и зомана. Занимался этим ГСНИИОХТ -
головной институт по разработке химического оружия. Более
того, в эти годы в Дзержинске на нынешнем заводе "Капролактам"
(тогда это был п/я 16) была изготовлена и отправлена в Китай
партия иприта - 700 тонн. После чего из Китая приехало 18
специалистов, прошедших курс обучения технологическим
премудростям выпуска иприта.
Поэтому далеко не праздным выглядит вопрос, каковы
последствия той передачи в Китай больших объемов
технологической информации по производству иприта, синильной
кислоты, зарина и зомана?
Прежде, чем поставить вопрос о ХРАНЕНИИ химического
оружия вне территориальных границ бывшего СССР, напомним об
инициативе бывших коммунистических партий (СЕПГ, КПЧ и СДПГ)
не существующих уже государств - о создании в Европе зоны,
свободной от химического оружия. Эта инициатива не осталась
без реакции Москвы, и в 1988 году Политбюро ЦК КПСС даже
обсудило вопрос "об ОСВОБОЖДЕНИИ их территорий от химического
оружия", то есть от складов советского химического оружия.
Возможно, хранение этого оружия прошло для стран восточной
Европы без серьезных экологических последствий, если
международные эксперты их не нашли, однако факт такой был. На
складах 2-й гвардейской армии СССР, которая размещалась в
бывшей ГДР где-то в окрестностях Бранденбурга, хранились,
например, артхимснаряды для 122 мм гаубицы М-30. Снаряжены они
были не фосгеном или люизитом, как в первые послевоенные годы.
Это было за 5 до того, как М.Горбачев заявил в Чехословакии 10
апреля 1987 года: "Советским Союзом прекращено производство
химического оружия. Другие страны Варшавского Договора, как
известно, никогда его не производили и не имели на своей
территории. СССР не имеет химического оружия за пределами
своих границ". Поэтому снаряжены те снаряды были зарином. Были
на том складе и других складах ГДР и ЧССР также другие типы
химических боеприпасов, предназначенных для обеспечения
наступательных операций в Европе. Однако все это в конце 1980-
х годов вернулось в пределы национальных границ СССР.
Параллельно в конце 1980-х годов шла передислокация
химического оружия и в пределах СССР, в результате чего
единственным держателем его запасов стала Россия. Это не
означает, однако, что хранение химического оружия на
территории Украины и Белоруссии в течение десятилетий прошло
бесследно для экологического благополучия этих государств.
Скорее, наоборот. Забытое и брошенное химическое оружие
прошлых лет не может не стать головной болью жителей Украины,
Белоруссии и стран Прибалтики.
Помимо хранения, приходится говорить и о ТОРГОВЛЕ
отравляющими веществами и особенно начиненными ими
боеприпасами. Она существовала, и не только в связи с
отработкой средств химической защиты и обучения войск братских
государств социалистического содружества - Румынии, Польши и
других. Возможно, что советские химические боеприпасы стояли
на вооружении этих стран, однако говорить об этом, не имея
данных о размерах торговли, трудно. В торговле, которая
существовала середине 1960-х годов между СССР и Румынией, было
и такое химическое оружие, как "agent orange". Путь тысяч тонн
советского "agent orange", произведенного в 1965-1967 годах,
известен с большой вероятностью: из Уфы (Башкирия) в румынский
порт Констанца. Не ясно лишь, куда девались эти ОВ из Румынии.
В настоящее время нет ни Варшавского договора, ни
Советского Союза. Поэтому вопрос об историческом аспекте
нераспространения химического оружия, теперь уже за пределы
национальных границ России, вновь требует очередного
пересмотра.
Актуальна, например, проблема военно-химических
ПОЛИГОНОВ, которые после распада СССР покинула армия России.
Одним из традиционных мест испытания и уничтожения
химического оружия бывшего СССР был юг Казахстана. Здесь
недалеко от ст.Арысь в степи еще в 1942 г. проводились
войсковые испытания новых образцов химического оружия. Здесь
же в 1940-1950-х гг. были уничтожены самые большие количества
ОВ (иприта, люизита и др.), в том числе и расфасованных по
боеприпасам различных типов.
В 1970-х годах на военно-химическом полигоне на берегу
Аральского моря (юг Казахстана) проводились войсковые учения с
применением зарина и зомана. Погибшие солдаты ("груз 200")
отправлялись домой под шифром "перегрев".
Мощный военно-химический полигон находился и на плато
Устьюрт в Каракалпакии (Узбекистан, станция Жаслык). Он был
основан в 1970-х гг. и предназначался для проведения испытаний
химического оружия в специфических климатических условиях.
Важность полигона резко возросла после раскрытия в 1987 г.
Центрального военно-химического полигона в Шиханах
(Саратовская область), когда необходимо было закончить
испытания советского бинарного химического оружия третьего
поколения в распадающемся Советском Союзе (программа
"Фолиант"). Полигон в Каракалпакии был раскрыт перед миром в
начале 1992 г. - после распада Советского Союза и после
окончания этих испытаний бинарного "новичка". В независимом
Узбекистане полигон прекратил свое существование.
Что касается опасности, то в данном случае речь идет не
только о неясной проблеме использования военно-химических
полигонов бывшего СССР по прямому назначению армиями вновь
образовавшихся государств. Важно и то, понимают ли лидеры этих
независимых государств экологические последствия прошлой
деятельности с химическим оружием на полигонах, особенно на
полигоне близ станции Арысь.
В отношении бывших ПРОИЗВОДСТВ химического оружия вопрос
может стоять, однако, шире.
В предвоенные годы, например, в г.Славянске (Украина)
налаживался выпуск химического оружия первого поколения. В
период второй мировой войны оно всерьез не функционировало,
так что можно говорить лишь об экологических последствиях.
Однако так называемая 102-я площадка на заводе
"Кремнийполимер" в Запорожье (Украина) возводилась в 1970-1980-
е годы для выпуска химического оружия по программе "Фолиант"
(Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июня 1973 года).
Неподалеку от завода сооружалось и хранилище для складирования
будущих запасов химического оружия. Данных о судьбе созданных
производственных и складских мощностей не имеется. Хотя
достоверно известно, что информация на эту тему
рассматривалась лично бывшим президентом Украины Л.Кравчуком.
То же самое относится к Павлодару (Казахстан), где на
VIII-м производстве "Химпрома" несколько десятилетий готовился
выпуск химических боеприпасов - авиабомб и артснарядов самых
разных типов, боеголовок для ракет, даже боеприпасов для
сбрасывания с дирижаблей. Предполагалось, что они будут
снаряжены V-газом и зоманом, которые должны были производиться
здесь же. Рабочие с Новочебоксарского и Волгоградского заводов
ездили в Павлодар на пробные пуски отдельных производств весь
конец 1980-х годов. Вопрос о судьбе того мощнейшего и
современнейшего производства химического оружия, запущенного
или не запущенного в дело до 1987 г., остался открытым.
Наконец, нельзя не вспомнить и электрохимический завод в
г.Навои (Узбекистан). С 1960-х годов там в мобилизационной
готовности находились цеха по выпуску иприта и люизита по
непрерывной технологии. Эти цеха были дублерами
соответствующих цехов завода "Капролактам" в Дзержинске. Их
судьба не известна.
Факты, которые здесь приведены, порождают много вопросов.
Однако, обсуждая поставленные вопросы о распространении
химического оружия в рамках военно-химической деятельности
бывшего СССР (разработках, производстве, испытаниях, хранении,
торговле и так далее) неправомерно адресоваться с недоумениями
и конкретными запросами лишь к России. Россия как государство
не несет полной юридической ответственности за подготовку СССР
к химической войне.
В то же время нынешнее руководство России несет
ответственность за сокрытие этого прошлого от мирового
сообщества, однако наравне с руководством Китая, Румынии, ГДР,
Чехословакии, Польши и других стран. После 1991 года к
числу государств, которые должны давать ответы на возникающие
вопросы, присоединились Казахстан, Украина, Узбекистан,
Латвия. Потому что отсутствие ясных ответов на эти вопросы
может иметь прямое отношение к будущему не только этих стран,
но и всего мирового сообщества.
* * *
Недавно во время визита в Китай первый вице-премьер
России Б.Немцов потешил специалистов утверждением: "В России
имеются уникальные технологии по уничтожению химического
оружия". Он подчеркнул также, что для России уничтожение
имеющихся в Китае запасов боевых ОВ очень важно, поскольку
заказ на их ликвидацию позволит России заработать "несколько
миллиардов долларов". Где уничтожать будем - в Китае или же у
себя в Чапаевске?
Не известно, кто дает советы г-ну Б.Немцову, но лучше бы
вице-премьер занимался жилищно-коммунальной реформой. Это у
него хотя бы получается.
***************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую Безопасность" *
* при финансовой поддержке *
* Фонда Джона Д. и Кэтрин Т.МакАртуров *
* Редактор и издатель Лев Федоров *
* ЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂЂ *
* Адрес: 117292 Москва, ул.Профсоюзная, 8-2-83 *
* Тел: (7-095)-129-05-96, E-mail: lefed@glasnet.ru * Ў
* *
************************** Распространяется бесплатно *
* "UCS-PRESS" 1997 г. * по электронной и обычной почте *
***************************************************************