От Вулкан
К Вулкан
Дата 07.01.2015 19:39:41
Рубрики 11-19 век;

Клуб Дюма-2 или майдан по-парижски, часть шестая

Приветствую!

Прежде чем продолжим - очередное лирическое отступление, необходимое для понимания процессов, которые происходили в Франции конца 1580-х годов.
Помимо радикальных "левых" и "правых" в королевстве была и партия "политиков", как ее назвали у нас в историографии,или партия "умеренных католиков", как ее называют во всем остальном мире. Как ни странно, ее создал еще во времена Генриха II коннетабль Франции Анн де Монморанси.
Вкратце ее программа выглядела так: "свобода вероисповедания для протестантов, примат католицизма, во главу угла поставить государственные интересы Франции".
В 1580-х главой этой партии был Шарль де Монморанси-Данвилль. Обратимся еще раз к карте, которую я уже размещал:
http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0239534177.jpg


Если синим здесь указаны части Франции с преимущественно лигистскими настроениями, красным - с протестантскими, то вот белое - это как раз те области, которые криком кричали "М$#%ки! Дайте пожить спокойно! Задолбали воевать!" поддерживали относительную свободу вероисповедания и партию "политиков". От того, за кого станут эти колеблющиеся и зависело - кто станет королем Франции.
Лигисты сразу после прихода к власти пытались склонить на свою сторону "умеренных". В частности на городских площадях агитаторы показывали любопытным картинки, на которых была изображена английская королева Елизавета, пытающая английских католиков. Легко представить себе, какое впечатление производили подобные картинки на французов католического вероисповедания, охваченных страхом перед королем-кальвинистом, готовым занять французский трон.
Когда Генрих III, осознавший, наконец, что сражаться надо и за общественное мнение, приказал своей полиции разыскать клише, с которых печатались агитационные гравюры, они, эти клише, отыскались... - СЮРПРАЙЗ! - в особняке Гизов. Ну вы понимаете да? Это не считая бесчисленных обвинений в педерастии (господи, как будто Гиз не был бисексуалом и свою попу в молодости никому не подставлял), моде на непонятную одежду (в понимании людей XVI века Генрих IIII одевался примерно как сейчас Шура), кровосмешение с сестрицей Марго (то, что в юношеских гэнг-бэнгах с Маргаритой Валуа помимо всех "принцев крови" участвовал и сам Гиз - тоже забывалось) и так далее.
Вобщем это была война компроматов, не уступающая по накалу нынешней.
Монморанси-Данвилль и его последователи последовательно боролись с информационной войной с обеих сторон. В результате партия политиков к 1588 году сблизилась как Генрихом III, так и с Генрихом Наваррским.
Собственно именно позиция этой партии (как ни странно - 2/5 Франции) и определила в конечном счете победителя.
Но вернемся к нашим баранам майданам. Итак, было решено убить короля.
Надо сказать - что это был самый идиотский план убийства, составленный полными идиотами. Но иногда бог бывает на стороне дураков, и в конечном итоге план оправдался, хотя от начала до конца никакой логики в нем не было.
Предполагалось найти какого-то фанатика, который согласится поехать в Сен-Клу (армия Генрихов уже стояла в пригородах Парижа), попросить у короля аудиенции, надеяться что он будет один, без Сорока Пяти, и что покушение получится провести.
На мой взгляд - это примерно тоже самое, как левый человек сейчас таким способом будет пытаться устроить покушение на Обаму - ведь теперь предстояло преодолеть сначала агентуру Шико-Эпернона (а у них было очень много информаторов в Париже, в том числе и в самых верхах Лиги), отряды протестантов, швейцарцев-телохранителей, и наконец - Сорок Пять, как последний рубеж.
Естественно, что все здравомыслящие люди от такой чести отказались.
И здесь на сцене появляется 22-летний дурачок - монах-доминиканец Жак Клеман. Он и раньше делился со своим приором монастыря на улице Св. Якова, что хочет "убить Ирода", в ответ на что приор участливо кивал головой, говорил: "Юноша, вас ждут великие дела!" на направлял брата чистить навоз в конюшнях. Ну что возьмешь с убогого? Ведь с юродивыми спорить незачем, лучше с ними соглашаться и нагружать нормальной физической работой.
И вот 30 июля 1589 года в монастыре на улице Св. Якова появляется госпожа де Монпасье, которая просит приора побеседовать с братом Клеманом в отдельной келье.
Начинает она разговор завернувшись в шаль, описывает Клеману его великое будущее, что его несомненно выручат, и все же даже тупой 22-летний доминиканец полон сомнений - план-то фактически никакой! И тут начинается операция "СИСЬКИ!".
Монпасье одела самый открытый свой корсет, который выглядел примерно так:
http://static12.insales.ru/images/products/1/772/36061956/lanaicorset.jpg


Из Мусского: "Ходили слухи, что для «верности» ему дали какое-то наркотическое средство.
Монпасье знала о его существовании, потому что монах довольно часто предавался с женщинами из квартала Эколь занятиям весьма предосудительным для монаха и потому что над ним потешался весь Париж.
Она отправилась повидаться с ним, надев для этого сильно декольтированное платье, не оставлявшее ни малейших сомнений относительно прелестей, которыми обладала его хозяйка. Бедняга был просто ослеплен и невероятно возбудился. Аристократка постаралась убедить Клемана ни в коем случае не оставлять своего похвального намерения. В ход были пущены все средства обольщения, обещание кардинальской шапки и вечного блаженства на небесах. Кроме того, добавляла герцогиня, она прикажет арестовать в качестве заложников большое число сторонников Генриха III, так что никто не осмелится в королевской ставке и пальцем тронуть Жака."

Ну вобщем вы поняли, да? Пацана поймали на обычный спермотоксикоз.
1 августа Клеман выходит за городские ворота и сразу попадает на разъезд королевских войск.
И здесь тупость плана, умножается на тупость и разгильдяйство охраны.
Клеман говорит, что у него срочное сообщение Его Величеству, и проходит первый круг. Его направляют к генеральному прокурору Ла Гесслю (который при королевском войске исполняет функции особиста), который даже не допросив монаха докладывает королю, что пришел один из информаторов из Парижа.
Генрих вполне логично считает,что монах - один из людей Шико или Эпернона, и просит провести его к себе.
Клеман входит в королевские покои, Генрих сидит на кресле, его окружает четверка из Сорока Пяти. Монах преклоняет колено и подает Генриху письмо (Монпасье специально отдает ему письмо, составленное для короля арестованным президентом Парламента Арле) о ситуации в Париже и просит несколько слов сказать наедине.
Генрих взглядом отпускает телохранителей, и продолжает читать письмо, встав с кресла. Клеман достает нож, обычный, столовый, для чистки рыбы, и вонзает его королю в живот. Вонзает неумело, всего-то на треть лезвия, и тут же в ужасе разводит руки.
Очередная цитата из Эрланже: "Король сам выхватывает кинжал из раны и наносит убийце удар в лоб. Вбежавшая стража хватает якобинца, Ла Гессль пронзил его шпагой, затем последовали еще несколько ударов. Жак Клеман стоически испускает дух, уверенный, что, безусловно, попадет прямо в рай.
Когда улеглось первое волнение, врачи успокоили придворных: рана неглубокая – несколько компрессов и его величество забудет об этой истории. Король Наваррский, спешно прибывший из Исси, находит короля в постели спокойным и диктующим своему секретарю Мегре длинное письмо, чтобы успокоить королеву, находившуюся в тот момент в Клемансо.
Подробно описав Луизе всю сцену покушения, король заканчивает: «Благодарение Богу, это пустяк, и через несколько дней я надеюсь быть здоровым». Постскриптум Генрих добавляет собственноручно: «Дорогая, я буду вести себя хорошо, моли Бога за меня и никуда не двигайся оттуда».
Успокоенный Беарнец уезжает."

Но на следующий день - адские боли в животе и рвота. Проблема очень простая - в нож был грязный и в рану занесена инфекция. Будь в то время антибиотики и йод - Генрих бы уже через неделю был здоров. Вся эта ситуация накладывается на слабый организм короля - в 1581-м чуть не умер от отита. Плюс - удар ножа все-таки задел внешнюю полость брюшины (брыжейку) и и у Генриха началось внутренне кровотечение. Соответсвенно на глупость охраны, на глупость и неосторожность самого короля наложилось и халатное обследование раненного придворным врачом Мироном (стар был уже мэтр, а ведь лучше его и Амбуаза Парэ во Франции не было).
И Генрих понимает, что умирает. Умирает нелепо, от пустячной раны, и от человеческой и собственной глупости. И решает передать корону Наваррскому.
Опять Эрланже, красиво пишет все-таки! "Он приказывает войти всем военачальникам и наиболее видным придворным и встать около его постели: «Господа, – произнес Генрих, – я прошу вас, когда меня не станет, признать королем моего брата, стоящего тут, и сейчас же, в моем присутствии, принести ему клятву на верность».
В толпе придворных послышались сдержанные голоса протеста, почти возмущение: многие не могли себе представить на троне еретика. Генрих с трудом приподнимается на подушках: «Я вам приказываю», – говорит он.
На лице его появилось такое трагичное выражение, что никто не посмел ослушаться. Один за другим, канцлер, государственные секретари, маршалы, высшие должностные лица королевства склонялись перед Генрихом Наваррским, клянясь верно служить ему. Когда последний из них произнес заветные слова, раненый облегченно откинулся на подушки. Больше ему не в чем было упрекнуть себя – теперь он был спокоен за Францию и ее будущее. Чуть погодя новый страх овладел им: он испугался, что известие о его смерти даст наемникам повод считать себя свободными. Король отправляет Генриха Наваррского к немецким солдатам сказать, что он приказывает им оставаться на месте.
Когда стемнело, король отважно вступил в последнюю битву с ангелом смерти. Никто не может сдержать слез – дворяне, солдаты охраны, свита; даже король Наваррский, которого трудно заподозрить в излишней чувствительности, утирает слезу.
Около полуночи началась агония, а в два часа утра наступила смерть. Ему было тридцать семь лет, десять месяцев и двенадцать дней. А там, в Париже, уже начинали праздновать событие, которое будет стоить Франции еще девяти лет страданий."


Продолжение следует....

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От B~M
К Вулкан (07.01.2015 19:39:41)
Дата 08.01.2015 13:35:52

Кстати, а что за "королева Луиза"

>Король Наваррский, спешно прибывший из Исси, находит короля в постели спокойным и диктующим своему секретарю Мегре длинное письмо, чтобы успокоить королеву, находившуюся в тот момент в Клемансо.
>Подробно описав Луизе всю сцену покушения, король заканчивает: «Благодарение Богу, это пустяк, и через несколько дней я надеюсь быть здоровым». Постскриптум Генрих добавляет собственноручно: «Дорогая, я буду вести себя хорошо, моли Бога за меня и никуда не двигайся оттуда».


которой пишет Генрих? Я что-то с ходу не вспомню такого персонажа.

От Eddie
К B~M (08.01.2015 13:35:52)
Дата 08.01.2015 13:49:43

Re: Кстати, а...

>которой пишет Генрих? Я что-то с ходу не вспомню такого персонажа.

жена:)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%B0_%D0%9B%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F

С уважением, Андрей

От Eddie
К Вулкан (07.01.2015 19:39:41)
Дата 08.01.2015 12:39:04

и ещё вдогонку

>Помимо радикальных "левых" и "правых" в королевстве была и партия "политиков", как ее назвали у нас в историографии,или партия "умеренных католиков", как ее называют во всем остальном мире. Как ни странно, ее создал еще во времена Генриха II коннетабль Франции Анн де Монморанси.
>В 1580-х главой этой партии был Шарль де Монморанси-Данвилль.

Главой этой партии была Екатерина Медичи, а Анн де Монморанси и Шарль де Монморанси-Данвилль (его 3-й сын) были просто "государевыми слугами"...
Вообще семейка де Монморанси была разделена между (умеренными) католиками и протестантами - адмирал Колиньи был племянником коннетабля Анна де Монморанси. Колиньи, как и Екатерина Медичи, был сторонником союза с Англией (именно он предал Гавр Елизавете), но он считал необходимым открытое выступление против Испании, что похоже и послужило однои из основных причин его устранения...

С уважением, Андрей

От Вулкан
К Eddie (08.01.2015 12:39:04)
Дата 09.01.2015 00:36:44

Re: и ещё...

Приветствую!

>Главой этой партии была Екатерина Медичи, а Анн де Монморанси и Шарль де Монморанси-Данвилль (его 3-й сын) были просто "государевыми слугами"...

Екатерина Медичи никогда ее главой не была. Во время осады Ла-Рошели ее попытался возглавить герцог Франсуа Алансонский (будущий герцог Анжуйский в "Сорока Пяти").

>Вообще семейка де Монморанси была разделена между (умеренными) католиками и протестантами - адмирал Колиньи был племянником коннетабля Анна де Монморанси. Колиньи, как и Екатерина Медичи, был сторонником союза с Англией (именно он предал Гавр Елизавете), но он считал необходимым открытое выступление против Испании, что похоже и послужило однои из основных причин его устранения...

Самая логичная версия устранения Колиньи - это просто посмотреть на шаг вперед, если принять то, что он предлагал. Французская армия вторгается во Фландрию, разгромлена, и.... путь на Париж испанцам открыт. Причем нападение на испанцев в таком разрезе опять провоцирует Гражданскую войну во Франции.
Вобщем это был очень опасный мечтатель, которого уконтропупили вполне правильно. Таких людей нельзя ставить управлять государством. Он по типу Турчинова, тот тоже "искренне верующий". Что получилось в итоге - сейчас и наблюдаем.

>С уважением, Андрей
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Eddie
К Вулкан (09.01.2015 00:36:44)
Дата 09.01.2015 13:13:09

Re: и ещё...

>>Главой этой партии была Екатерина Медичи, а Анн де Монморанси и Шарль де Монморанси-Данвилль (его 3-й сын) были просто "государевыми слугами"...
>
>Екатерина Медичи никогда ее главой не была. Во время осады Ла-Рошели ее попытался возглавить герцог Франсуа Алансонский (будущий герцог Анжуйский в "Сорока Пяти").

Алансон/Анжу просто попытался поиграть против брата в борьбе за трон, и то не очень успешно...
А вот именно Екатерина всячески пыталась примирить католиков и протестантов в борьбе за сохранение государства - не случайно, она всё ве=ремя пыталась привлечь на стороны своих правящих сыновей умеренных политиков обоих вероисповеданий + постоянные туры по стране с целью обьединить подданых короля.
Вот только с Варфоломеевской ночью получился прокол - изначальная попытка устранить наиболее отмороженных из протестантов закончилась страшной резнёй...

С уважением, Андрей

От Eddie
К Вулкан (07.01.2015 19:39:41)
Дата 07.01.2015 20:56:45

Спасибо, и две небольшие ремарки

>Если синим здесь указаны части Франции с преимущественно лигистскими настроениями, красным - с протестантскими, то вот белое - это как раз те области, которые криком кричали "М$#%ки! Дайте пожить спокойно! Задолбали воевать!" поддерживали относительную свободу вероисповедания и партию "политиков". От того, за кого станут эти колеблющиеся и зависело - кто станет королем Франции.

По большому счету, большинство "протестантов" были настроены также (хотя у многих было желание отомстить), поэтому с ними в итоге и договорились

>Опять Эрланже, красиво пишет все-таки! "Он приказывает войти всем военачальникам и наиболее видным придворным и встать около его постели: «Господа, – произнес Генрих, – я прошу вас, когда меня не станет, признать королем моего брата, стоящего тут, и сейчас же, в моем присутствии, принести ему клятву на верность».
>В толпе придворных послышались сдержанные голоса протеста, почти возмущение: многие не могли себе представить на троне еретика. Генрих с трудом приподнимается на подушках: «Я вам приказываю», – говорит он.
>На лице его появилось такое трагичное выражение, что никто не посмел ослушаться. Один за другим, канцлер, государственные секретари, маршалы, высшие должностные лица королевства склонялись перед Генрихом Наваррским, клянясь верно служить ему. Когда последний из них произнес заветные слова, раненый облегченно откинулся на подушки. Больше ему не в чем было упрекнуть себя – теперь он был спокоен за Францию и ее будущее. Чуть погодя новый страх овладел им: он испугался, что известие о его смерти даст наемникам повод считать себя свободными. Король отправляет Генриха Наваррского к немецким солдатам сказать, что он приказывает им оставаться на месте.

Эрланже здесь уж слишком сгущает краски - Генрих Наваррский считался основным претендентом на престолонаследие после смерти герцога Анжуйского в 1684 г (Маленькая деталь - сейчас считается, что из-за "ошибок юности", Генрих III не мог иметь детей), и только влияние Гиза заставило Генриха отказаться от этих планов. После смерти Конде и убийства Гизов, оба Генриха заключили союз против Лиги в обмен на престолонаследие. Это 30 апреля, а уже 26 мая Генриха III отлучают от церкви...

С уважением, Андрей

От Вулкан
К Eddie (07.01.2015 20:56:45)
Дата 07.01.2015 22:48:20

спасибо (-)