>Физическую возможность привязывать все действия к святцам имели либо шибко ученые, либо богатые, которые имели возможность консультироваться у высокоученого церковника. Князь, конечно, под критерий подпадает. Но норот оценить это не мог.
Народ, во всяком случае, в деревенских общинах (но думаю, что в 14 веке - и в городах) имел строго соблюдаемый распорядок жизни с очень большим количеством праздников и мероприятий. Другое дело, они в значительной мере были завязаны не только на канонические церковные даты, но на вехи сельскохозяйственного цикла и дохристианские верования.
То есть, Борисов, вероятно, перегибает именно насчет святцев, но что у
В книге Бернштам "Молодежь в обрядовой жизни русской общины 19 - начала 20 века" очень ярко показано, насколько действия людей по будням и многочисленным праздникам были подробно расписаны, причем соблюдалось это не под давлением церковников, а силой собственной традиции.
И это в конце 19 - начале 20 века, когда традиционный уклад уже был в большой степени сломан, и правила его соблюдались не так пункутально. Читаешь - диву даешься, как твои прадеды жили всего каких-то сто лет назад. Новый мир для себя открыл.
>То есть, Борисов, вероятно, перегибает именно насчет святцев, но что у
Борисов, ИМХО, перегибает. Но при этом явление, ИМХО, имело место быть - я его не отрицаю, только думаю, что тотальность привязки каждого движения к святцам была не столь уж и тотальной, а где-то притянута за уши летописцами, где-то натянута на глобус Борисовым, а где-то и вправду была.
>В книге Бернштам "Молодежь в обрядовой жизни русской общины 19 - начала 20 века" очень ярко показано, насколько действия людей по будням и многочисленным праздникам были подробно расписаны, причем соблюдалось это не под давлением церковников, а силой собственной традиции.
Народ и даты по церковным праздникам отмечал. Типа не "32 мартобря", а "в канун имярекова дня".
Но это не значит, что простые люди про каждого святого могли истолковать, что он символизирует.
Я пришел к тебе с дискетой рассказать, что сеть упала