От knight777
К All
Дата 10.04.2002 23:54:42
Рубрики Прочее; Современность; Космос;

Достаточно одной ступени

Всем, здравствуйте!
Будущее космических запусков за многоразовыми системами, а следовательно, и за особым типом двигателя. Его единственный действующий прототип сделали в России
Ольга Рубан


В последние годы рынок космических запусков перестал расширяться. Одна из главных причин - высокая стоимость выведения полезной нагрузки на орбиту. Что и говорить, космическая индустрия работает более чем нерационально - ради одного полета в космос уничтожается дорогостоящая многоступенчатая ракета-носитель. Одной из самых дорогих составляющих ракеты являются двигатели - при отбрасывании каждой ступени "сгорают" миллионы долларов.

Последние год-два Европа и особенно США активно пытаются найти способ удешевления запусков. В частности, за счет разработки двигателя, который мог бы использоваться многократно. Буквально неделю назад ряд российских и западноевропейских двигателестроительных компаний решил объединить усилия ради создания нового ракетного двигателя, одним из главных достоинств которого станет многоразовость: отработав положенный участок, двигатель будет возвращаться обратно на Землю на специальном спускаемом аппарате. Проект рассчитан на десять-пятнадцать лет, предполагается, что на него придется потратить не менее 1,2 млрд евро. Между тем прототип многоразового двигателя, позволяющий в несколько раз сократить стоимость космического запуска, давно создан в нашей стране.


Зачем сжигают ступени
Со времен первых космических запусков ракеты-носители разных стран и фирм-производителей конструируются по одному принципу: все они состоят из нескольких ступеней, которые последовательно, друг за другом, выполняют свою задачу, а затем отбрасываются. Этот "принцип этажерки" для вывода полезного груза на космические орбиты предложил еще Константин Циолковский, и ему до сих пор верны все ракетостроители. Чем же объясняется такое единообразие?

Дело в том, что условия полета ракеты на околоземном участке и в открытом космосе существенно отличаются, а следовательно, различны и требования к двигателям, которые, собственно, являются основным содержимым нижних ступеней ракеты-носителя (плюс баки с топливом и система управления). Двигатель первой ступени должен обеспечить максимально возможную тягу, чтобы оторвать огромную стартовую массу от Земли и вывести ее в верхние слои атмосферы. Такая задача эффективнее всего решается с использованием топлива повышенной плотности - в большинстве отечественных жидкостных двигателей первой ступени сгорают кислород и керосин. Сопло такого "околоземного" двигателя сравнительно короткое. Околоземный участок полета кончается через 130-180 секунд, и от двигателя второй ступени требуется уже совсем другое - высокий удельный импульс тяги для разгона ракеты до первой космической скорости. С этим эффективнее всего справляется топливо, состоящее из кислорода и водорода. Сопло этого двигателя гораздо длиннее, поскольку теперь за бортом вакуум и давление газовой струи в момент истечения из сопла должно быть как можно меньше.

Выходит, что двигатели нижних ступеней любой современной ракеты-носителя служат всего несколько минут, об их гибели оповещает бодрый голос комментатора в ЦУПе: "Есть отделение энной ступени!". Так что нет ничего удивительного в том, что еще в середине 70-х годов прошлого столетия лучшие умы ведущих космических держав захватила идея создать универсальный двигатель, который мог бы одинаково эффективно обеспечивать полет ракеты и на "околоземном", и на "космическом" участке ее траектории. Это позволило бы существенно усовершенствовать конструкцию ракеты, сделав ее одноступенчатой.

Прошло тридцать лет. За рубежом в этом направлении сделали, похоже, холостой оборот, и сегодня прототип единственного в мире универсального ракетного двигателя стоит в цеху НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко в подмосковных Химках. Здешние специалисты не только нашли и экспериментально подтвердили целый ряд технических решений, благодаря которым новый агрегат сочетает в себе качества двигателей первой и второй ступеней, но и пошли дальше. Они сделали его многоразовым, что позволяет заметно удешевить космические запуски и в будущем создать возвращаемую ракету-носитель или многоразовую аэрокосмическую систему, избавившись таким образом от полей падения, зон отчуждения и прочих опасностей.


Универсальное сопло
"Мы решили реализовать эту идею на уже отработанных технологиях, - рассказал 'Эксперту' первый заместитель генерального директора и генерального конструктора НПО 'Энергомаш' профессор Владимир Чванов. - Поэтому новый двигатель вобрал в себя конструктивные решения, которые уже были опробованы на семействе кислородно-керосиновых двигателей для 'Зенита' и 'Энергии' (речь идет о двигателях РД-171 и РД-170, причем РД-170 - самый мощный в мире маршевый двигатель многократного использования. - 'Эксперт')".

В результате получился двигатель, который на первый взгляд ничем не отличается от использовавшихся до сих пор традиционных ЖРД. Однако он один умеет работать в двух режимах: сначала как двигатель первой ступени, при этом в камере сгорания сжигаются традиционные для "околоземного" участка кислород (81,4%) с керосином (12,6%), и к ним еще добавляется водород (6%), а затем как двигатель второй ступени: на этот раз в той же камере сгорания сжигаются доказавшие свою эффективность на "космическом" этапе полета кислород (86%) и водород (14%).

Смелость отечественных конструкторов заключалась в том, что в первом режиме они решились одновременно подать в одну камеру сгорания три различных компонента и сжечь их вместе. (До сих пор ни одной двигателестроительной фирме мира не удавалось этого сделать, одновременно добившись устойчивого режима горения.)

"Добавка сразу в первом режиме небольшого количества водорода, который является основным топливным компонентом второго режима, необходима для того, чтобы затем плавно перейти с первого режима на второй", - пояснил начальник отдела технической информации "Энергомаша" Владимир Судаков. Иначе пришлось бы вносить в процесс горения двойное возмущение: одновременно прекращать поступление в камеру сгорания керосина и "включать" подачу водорода.

Добавка водорода в первом режиме позволила на 23% повысить одну из ключевых характеристик двигателя - удельный импульс: с 337 секунд (удельный импульс ракетного двигателя измеряется в секундах) в традиционных кислородно-керосиновых ЖРД до 415 секунд. Более того, в ходе испытаний прототипа двигателя неожиданно выяснилось, что благодаря добавлению водорода полнота сгорания традиционной топливной смеси кислород плюс керосин увеличилась и практически стала равна ста процентам.

Появление в первом режиме третьего топливного компонента потребовало от конструкторов создать новую форсунку (одно из главных ноу-хау проекта). Форсунка - это короткая трубочка, у которой помимо основного канала есть еще узкие канальчики в стенках для того, чтобы разные компоненты топлива поступали в камеру сгорания отдельно друг от друга. Форсунки-трубочки вплотную друг к другу натыканы над камерой сгорания и все вместе образуют смесительную головку. Если посмотреть снизу, через сопло, они очень напоминают соты, только не с шестигранными, а с круглыми ячейками. К примеру, в новой модификации двигателя РД-107 для первой ступени ракеты "Союз" таких форсунок более 900 штук.

До сих пор в технике использовались только двухкомпонентные форсунки. Для нового же двигателя необходимо было, не смешав по дороге, впрыснуть в камеру сгорания одновременно три разных компонента. При этом впрыскиваться они должны строго определенным образом, чтобы, говоря упрощенно, рядом с каждой молекулой, например, керосина оказалось точно рассчитанное количество молекул кислорода и водорода - только в этом случае произойдет необходимая химическая реакция. Именно от этого зависит качество процесса горения и, как результат, образование тяги.

Следующая техническая задача, которую впервые в мировой практике предстояло решить специалистам НПО "Энергомаш", - прекратить по окончании первого режима поступление керосина в камеру сгорания (этого удалось добиться установкой особых клапанов на тракте подачи керосина) и обеспечить устойчивый переход с первого, трехкомпонентного, режима на второй, двухкомпонентный.

Для того чтобы новый двигатель можно было использовать для одноступенчатой ракеты, была разработана конструкция "универсального" сопла, которое, как уже говорилось выше, сначала должно быть коротким, а затем длинным. Здесь российские специалисты решили взять на вооружение уже опробованную за рубежом конструкцию раздвижного сопла. Первоначально нижняя часть колокола сопла поднята наверх, образуя как бы вторые стенки для его верхней части, а после перехода двигателя на второй режим этот широкий обод, изготовленный, кстати, не из металла, а из особых композиционных материалов, опускается и пристраивается снизу, тем самым удлиняя сопло.

Пятьдесят огневых испытаний прототипа нового двигателя показали, что все задачи решены на "отлично". Перспективный трехкомпонентный двухрежимный ЖРД получил наименование РД-704. Использовать двигатель можно будет десять-пятнадцать раз. По оценке профессора Чванова, сочетание преимуществ нового двигателя - его многоразовости и возможности выводить полезную нагрузку в космос на возвращаемой ракете, у которой вообще не будет отбрасываемых частей, - позволит снизить стоимость космических запусков в разы.


С нами дешевле
Беда энергомашевского творения в том, что оно, похоже, опередило свое время. В середине 90-х в Соединенных Штатах были проведены демонстрационные испытания уменьшенной в пять раз копии "ракеты будущего" - одноступенчатой Delta-Clipper, которая после взлета со стартового стола торжественно опустилась на него обратно. Этим экспериментом была подтверждена возможность создания возвращаемой ракеты. Ее посадкой в вертикальной плоскости можно будет управлять путем изменения тяги двигателей, а в горизонтальной - за счет отклонения их камер. Понятно, что у такой ракеты не может быть отбрасываемых ступеней, и единственный возможный вариант для нее - многоразовый двигатель, одинаково эффективный как в околоземном пространстве, так и в космосе.

По словам Владимира Чванова, в качестве двигателя для подобной многоразовой системы среди других вариантов рассматривался и новый двухрежимный двигатель НПО "Энергомаш". В 1994-1995 годах специалисты "Энергомаша" по заказу американцев разрабатывали соответствующий проект, но потом Штаты отказались от услуг российских двигателестроителей и засекретили свои работы в этой области. По всей видимости, тогда им так и не удалось создать в данном направлении ничего такого, о чем было бы не стыдно оповестить мир.

В конце 2000 года NASA вновь активизировало работы по созданию многоразового космического носителя. В частности, в рамках программы SLI (Space Launch Initiative), на которую в течение ближайших пяти лет предполагается потратить около 5 млрд долларов, перед корпорацией Boeing поставлена задача разработать основу перспективного многоразового носителя RLV (Reusable Launch Vehicle), а компания Rocketdyne (подразделение Boeing) должна разработать двигательные установки для него. Параллельно NASA объявило конкурс проектов многоразовых ракет нового поколения. Европейское космическое агентство, опасаясь отстать от США, тоже обратилось к теме создания многоразового универсального двигателя. Однако пока дело застопорилось на стадии концептуальных споров о том, какие для него выбрать топливные компоненты.

Сейчас стоимость двигательных установок составляет порядка 40% стоимости всего ракетного комплекса. "Многоразовый двигатель всегда дороже одноразового, так как он сложнее. Наш новый двигатель будет стоить дороже одного одноразового двигателя (к примеру, кислородно-керосиновый двигатель РД-180, который 'Энергомаш' производит для американских ракет Atlas III, стоит порядка 10 млн долларов. - 'Эксперт'), но дешевле двух - с первой и второй ступеней", - говорит профессор Чванов.

Однако для того, чтобы прототип превратился в полноценный двигатель, "Энергомашу" нужны инвестиции. Сумма необходимых вложений минимизирована за счет использования в новом двигателе в основном уже давно освоенных производством элементов и отработанных технологий и приближается к 230 млн долларов. Для сравнения: на разработку "традиционного" водородного двигателя первой ступени европейской ракеты Ariane 5 потребовалось восемь лет и порядка 1 млрд долларов. В не меньшую сумму в свое время обошлось создание не очень удачного многоразового кислородно-водородного двигателя SSME для американской системы SpaceShuttle (разработчики до сих пор вынуждены постоянно заниматься его доводкой и усовершенствованием).

Думается, что прагматичные американцы и европейцы, если они, конечно, преуспеют в создании космических носителей нового поколения, могут прийти к выводу, что проще, быстрее, а главное, дешевле профинансировать доводку двигателя в России, нежели изобретать его самим. Тем более что один раз американцы так уже поступили: в 1996 году они сочли оптимальным вариантом поставить на свои новые тогда ракеты Atlas III наш РД-180.

Характеристики базовых отечественных двигателей

Двигатель Ракета-носитель Тяга на земле/в пустоте (тс) Удельный импульс тяги на земле/в пустоте (с) Компоненты топлива: окислитель/горючее Давление в камере сгорания (кгс/см2) Масса (кг) Габариты: высота/диаметр (м)
РД-107 первая ступень РН "Союз" 83/102 256/313 кислород/керосин 60 1190 2,86/1,85
РД-108 вторая ступень РН "Союз" 76/96 250/316 кислород/керосин 52 1625 2,86/1,85
РД-119 вторая ступень РН "Космос" --/10,76 --/352 кислород/НДМГ 80 170,5 2,17/0,96
РД-120 вторая ступень РН "Зенит" --/85 --/350 кислород/керосин 166 1125 3,87/1,95
РД-170 первая ступень РН "Энергия" 740,0/806,4 309/337 кислород/керосин 250 10750 4,0/4,0
РД-180 первая ступень РН Atlas III (США) 390,2/423,4 311,3/337,8 кислород/керосин 261,7 5330 3,58/3,20
РД-191 первая ступень семейства РН "Ангара" 196,0/212,6 310,7/337,0 кислород/керосин 263,4 2200 4,00/1,45
РД-214 первая ступень РН "Космос" 64,8/74,4 230/264 HNO3/ТМ-185 44,5 645 2,38/1,50
РД-251 первая ступень РН "Циклон" 241,2/269,7 269,6/301,4 N2O4/НДМГ 85 1729 1,70/2,52
РД-253 первая ступень РН "Протон" 150,3/166,7 285/316 N2O4/НДМГ 150 1080 3,0/1,5
РД-704 1-й режим 200 415 кислород/керосин+водород 300 2000 5,0/2,3
2-й режим 81 461 кислород/водород 122 2000 5,0/2,3
Источник: НПО "Энергомаш"



С уважением, knight777

От Pavel
К knight777 (10.04.2002 23:54:42)
Дата 12.04.2002 16:30:14

Интересно, но...(+)

Доброго времени суток!
...опять все упирается в финансирование:-((( Очень сомнительно, что амеры с европейцами пойдут на финансирование доводки такого двигателя в России тем самым поддерживая нашу аэрокосмическую промышленность.Пока ИМХО дают какие-то копейки, что бы получить инфу о достигнутом у нас уровне и ноу-хау, что бы затем использовать это у себя.Нормально жить и развиваться на эти деньги невозможно:-(((
С уважением! Павел.

От Андю
К knight777 (10.04.2002 23:54:42)
Дата 11.04.2002 01:52:28

Большое спасибо, оч. интересно. (-)


От knight777
К knight777 (10.04.2002 23:54:42)
Дата 10.04.2002 23:59:36

извините, забыл - из журнала "Эксперт". (-)


От Мелхиседек
К knight777 (10.04.2002 23:59:36)
Дата 11.04.2002 00:07:22

Re: извините, забыл...

в этом "Эксперте" такая статья о развале Украины с последующими проблемами типа вооруженных столкновений, я долго смеялся.

От Marat
К Мелхиседек (11.04.2002 00:07:22)
Дата 12.04.2002 15:58:49

вот эта? статья про Украину

Здравствуйте!

>в этом "Эксперте" такая статья о развале Украины с последующими проблемами типа вооруженных столкновений, я долго смеялся.

http://www.expert.ru/expert/current/data/ukr.shtml

Эксперт, #14 (321) от 8 апреля 2002 ПОЛИТИКА

Не наша, не ваша, сама не своя
Прошедшие парламентские выборы приблизили раскол Украины. Предстоящие президентские выборы могут его завершить
Борис Вуйко

Россия, казалось бы, должна быть довольна итогами прошедших 31 марта выборов в Верховную раду Украины. Незадолго до них глава администрации президента РФ Александр Волошин заявил, что Россия поддерживает силы, которые настроены на конструктивное российско-украинское сотрудничество. К таковым он отнес компартию, пропрезидентский блок "За единую Украину" и Социал-демократическую партию Украины (объединенную). Кроме того, Волошин отметил, что российское руководство не имеет никаких контактов с блоком Виктора Ющенко "Наша Украина", поскольку в нем представлены силы, не настроенные на сотрудничество с Россией. Так вот, если обозначить первые три фракции, названные Волошиным, как пророссийские, то в Раде действительно образовалось нужное Москве большинство - почти 240 мандатов из 450 возможных.

Однако дело сложнее. Пророссийское большинство получилось путем голосования половины страны, в которую входят восточные и южные области. Другая половина - западная - почти единодушно голосовала за силы, мягко обозначенные Волошиным как "не настроенные на сотрудничество с Россией". Украина все явственнее демонстрирует признаки раскола, в ней существуют две очень разные страны. Это создает такие политические риски для нее, для России и для Европы, которые сегодня очень трудно просчитать.


Победу от поражения не отличить
Расклад сил в новом парламенте получился такой. Украинская партия власти - блок "За единую Украину" во главе с руководителем президентской администрации Владимиром Литвиным - провела по партийным спискам и "мажоритарке" около 120 своих представителей и за счет рекрутирования самовыдвиженцев-одномандатников наверняка сможет нарастить численность фракции до 150 человек (то есть до трети мест в парламенте).

Вторая по численности фракция будет у блока "Наша Украина" во главе с Виктором Ющенко. Ее численность - более 110 человек. Третьими станут коммунисты - 66 мандатов. Неожиданно мощно будут представлены оппозиционные силы - блок Юлии Тимошенко и Социалистическая партия Александра Мороза. Вместе они контролируют почти 50 депутатских мест. Фракция еще одной партии, прошедшей четырехпроцентный барьер, - Социал-демократической партии Украины (объединенной) - составит около 30 человек.

Из всего этого можно уже сейчас делать прогнозы относительно хода борьбы за главный приз политической гонки - пост президента. Прежде всего, проект Леонида Кучмы - блок "За единую Украину", несмотря на самую большую фракцию в парламенте, на самом деле потерпел жестокое фиаско. По партийным спискам он набрал менее 12% голосов избирателей, полученных путем невероятного напряжения всего украинского административного ресурса. Этот результат обнаружил не только недовольство народных масс режимом Кучмы (что и раньше секретом не являлось: общеизвестно, что президентский рейтинг Леонида Даниловича сейчас не превышает 6%), но и вопиющую неэффективность властной машины.

Не получив послушного парламента ("пророссийские" коммунисты являются ярыми противниками Кучмы), президент потерял, во-первых, возможность остаться на третий срок (а такие слухи ходили вплоть до последнего времени), и во-вторых, он серьезно ограничен в свободе выбора преемника и поэтому должен идти на компромисс в этом вопросе с различными силами - хотя бы для того, чтобы назначить своего гипотетического наследника премьер-министром. А поскольку силы, с которыми президент может пойти на компромисс, в свою очередь, имеют крайне противоречивые интересы, его преемник не сможет стать плодом консенсуса населения, элиты и внешних групп, а будет определен в ходе жестокой борьбы крайностей.

Главным и уже готовым проектом преемника является Виктор Ющенко, на которого ставят США, ЕС и транснациональные корпорации, имеющие интересы на Украине. Блок Виктора Ющенко на выборах получил 23,5% по партийным спискам (лучший результат в этой важнейшей номинации, на втором месте коммунисты с 20,1%) и имеет теперь вторую по величине фракцию в парламенте.

Следует учесть и очень жесткое давление Запада на президента Кучму. Помимо организации убийства журналиста Гонгадзе его обвиняют уже в поставках противовоздушных комплексов С-300 в Ирак, фальсификации результатов выборов, ликвидации видных украинских предпринимателей, натравливании пьяных хулиганов на депутатов и бог еще знает в чем. Сторонники Ющенко прозрачно намекают, что Запад согласится простить (или, по крайней мере, забыть) грехи Кучмы в обмен на передачу власти лидеру "Нашей Украины".

Технически это может быть осуществлено путем формирования большинства в парламенте в составе фракции "Наша Украина" и "За единую Украину" и назначения Ющенко премьер-министром. Некоторое время потребуется Кучме, чтобы согласовать гарантии своего дальнейшего спокойного существования, после чего он уйдет в отставку, а Ющенко станет и. о. президента.

Сегодня Ющенко тратит немало усилий, чтобы доказать: он не враг ни России, ни Кучме, ни украинскому бизнесу. В его списке можно встретить людей, близких к президенту, крупных украинских предпринимателей и даже лоббистов российских компаний. Впрочем, Россию, как видно из заявления Волошина, Виктор Андреевич не убедил. Однако с Кучмой переговоры продолжаются. Сейчас трудно сказать, чем они закончатся, но ясно одно: даже если Кучма решит поставить на Ющенко, это не гарантирует тому легкой победы. У Ющенко много противников из числа влиятельных украинских финансово-политических групп. Например, с лидером СДПУ(о) и главой влиятельного киевского клана Виктором Медведчуком у Ющенко чуть ли не личная вражда. Приход любимца "транснационалов" и западных энергокомпаний к власти вызывает большие опасения и у ряда крупных восточноукраинских бизнес-групп. Все эти структуры могут (хотя и не без труда) согласовать своего кандидата и, заручившись поддержкой России (а через нее, возможно, и коммунистов), выставить его в противовес вождю "Нашей Украины".

Если же Кучма не найдет с Ющенко общего языка, экс-премьер все равно не откажется от борьбы за президентское кресло. Правда, уйдя в оппозицию, Виктор Андреевич рискует исчезнуть в тени признанного героя антикучмистов Юлии Тимошенко.

При любом из этих вариантов противоборствующие силы будут обозначаться не по политическому признаку ("президент-оппозиция", тут могут быть разные расклады), не по идеологическому ("коммунисты-реформаторы"), а по географическому - "Запад-Восток". То есть ожидается противостояние "восточного блока" (национальный бизнес плюс, возможно, коммунисты - этакий народный фронт) и "западного блока" (националисты, часть украинской бюрократии и предприниматели, с которыми сумеет договориться Ющенко).


Такая разная Украина
О том, что Украина - страна весьма неоднородная и что западные украинцы отличаются от восточных гораздо больше, чем последние отличаются от, скажем, жителей Саратова, известно уже давно. По крайней мере с 1939 года, когда западноукраинские земли были присоединены к Советской Украине.

Однако впервые политическая разнородность страны стала отчетливо видна во время референдума 17 марта 1991 года, когда против сохранения Советского Союза проголосовали только четыре украинских региона: Киев, Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская области. Примерно такой же результат получился и 1 декабря 1991 года во время выборов первого президента Украины, когда четыре означенных выше региона проголосовали за националиста Чорновила, а остальные - за Кравчука.

Все стало еще явственней в 1994 году во время президентских выборов, на которых схватились Леонид Кравчук (к тому времени он перенял у Чорновила его националистическую риторику) и бывший днепропетровский "красный директор" Леонид Кучма. Ведя пропаганду в западных областях, сторонники Кравчука рисовали образ коварного "схидняка" ("восточника") Кучмы, готового продать Украину "москалям". Кравчук активно пугал народ угрозой раскола страны в случае победы своего противника. Кучма тогда все-таки победил, набрав абсолютное большинство голосов в восточных регионах страны, однако Украина не раскололась, а Кучма так ничего "москалям" и не продал, хотя и обещал.


--------------------------------------------------------------------------------
Если Украина разделится на две страны, то:
Восточная Украина немедленно вольется в состав Союза России и Белоруссии;
Западная Украина вместе с Польшей под руководством США образуют буфер между Европой и Россией и будут контролировать их экономические связи;
военные контингенты НАТО разместятся на границах двух Украин, чтобы предотвратить возможные конфликты
Если Украина сохранится как единое государство,
то через два десятка лет Западная Украина просто растворится в Восточной и проблема исчезнет сама собой
--------------------------------------------------------------------------------

С тех пор произошло некоторое умиротворение. "Западенцы" ушли с политической авансцены, уступив место у кормила предприимчивым "схиднякам" из Донецка, Днепропетровска и Харькова. Последние, впрочем, периодически использовали галичан, дабы создать необходимый национальный антураж своему правлению. На парламентских выборах 1998 года, а также президентских 1999-го региональный вопрос не вставал, и к 2001 году из повестки дня украинского общества он почти исчез.

Всех украинцев, независимо от места проживания, волновали совершенно другие проблемы: отсутствие средств к существованию, тотальная коррупция, произвол чиновников, неэффективная власть, опостылевший президент. Вопрос об отношениях с Россией или с НАТО стоял здесь далеко не на первом месте, а вопрос о проблемах во взаимоотношениях, скажем, Донбасса и Галичины не стоял совсем.

Одновременно происходил процесс постепенной ассимиляции галичанского меньшинства восточноукраинским большинством. Особенно это заметно по молодому поколению. Русскоязычный и зарубежный масскульт унифицировал вкусы, поведение и в конечном счете мировоззрение молодежи от Ужгорода и до Харькова, ну и дальше до Владивостока. Кроме того, процесс ассимиляции происходит и в результате трудовой миграции западноукраинского населения на восток страны, где галичане быстро растворяются в местной русскоязычной среде.

Однако сейчас мы имеем совершенно другую картину. Об угрозе раскола страны говорит уже президент Кучма, пишут авторитетные украинские и зарубежные издания, а сама тема стала чуть ли не главной в последние недели предвыборной пропаганды.


Смена повестки
Джинна из бутылки выпустил Виктор Ющенко. В середине 2001 года он сформировал блок "Наша Украина", в который включил целый ряд одиозных националистических партий, не популярных нигде, кроме Западной Украины. Экс-премьер, видимо, рассчитывал, что это не повредит его высокому личному рейтингу в целом по стране, однако сможет обеспечить тотальную поддержку на Галичине. Впрочем, уже тогда многие его сторонники указывали на опасность такой регионализации блока. Возникла даже идея создать отдельный блок "За Ющенко", ориентированный на восток страны, но развития она не получила. "Наша Украина" все в большей степени становилась западноукраинским продуктом.

Этот факт не могли обойти вниманием конкуренты Ющенко, характеризуя его блок как националистический. Западные же украинцы вдруг узнали, что теперь у них есть свой национальный герой, которому палки в колеса вставляют "схидняцкие олигархи". Восточным украинцам сообщают, что во власть рвется мощный блок, в котором все сплошь "нацики" и бандеровцы, "стрелявшие в наших дедов" (части Советской армии и МГБ, подавлявшие партизанское движение на Галичине в 40-50-х годах, формировались в основном из выходцев с Восточной Украины). Плюс к тому совершенно неожиданно в Ивано-Франковске и во Львове решили реабилитировать украинскую дивизию СС, а Харьков достойно ответил Галичине референдумом о статусе русского языка.

Повестка дня стала стремительно меняться. Политическая география вновь ожила (см. карту). И сейчас только начало пути. То ли еще будет во время президентских выборов. Здесь уже чисто технологически как восточный, так и западный блок будут вынуждены произвести тотальную мобилизацию голосов избирателей в своих регионах, для чего самый верный путь - сыграть на существующих межрегиональных различиях, подчеркивая и гипертрофируя их. Ставки в игре так велики, что в случае проигрыша одна из сторон может пойти на раскол страны (при наличии, конечно, поддержки из-за рубежа). Соответствующая почва будет уже подготовлена.


Нужен ли России раскол Украины?
Многие в России готовы приветствовать появление на карте двух стран - братской (и вдобавок промышленно развитой, имеющей давние экономические связи с Россией) Восточной Украины и недружелюбной (к тому же слаборазвитой и депрессивной) Западной Украины. Однако если всесторонне оценить такую перспективу, то ничего хорошего для России мы не увидим.

Через территорию Западной Украины проходит в Европу до 80% российского газа. Здесь же расположены крупнейшие хранилища газа - ключевые объекты в системе газоснабжения континента. С расколом страны все это хозяйство, безусловно, будет очень быстро приватизировано в пользу какой-нибудь американской компании. Учитывая тесные отношения США и Польши, можно предположить, что между границами Европы и России образуется надежный буфер. Но это еще цветочки. Наверняка раздел страны не пройдет безболезненно. А значит, будет повод вмешаться каким-нибудь международным силам НАТО, чтобы закрепиться по периметру раскола Украины.

Правда, Восточная Украина в такой ситуации может наконец-то присоединиться к Союзу России и Белоруссии, однако надо отдавать себе отчет в том, что в этом случае на западных границах Союза образуется крайне враждебное России государство, со спорной границей, базами НАТО и бог еще знает с чем. Такая большая Грузия.

Ну и вообще конфликт наверняка будет затяжным, что само по себе станет геополитической катастрофой для Европы и России - похуже, чем войны в Югославии и на Ближнем Востоке. А США надолго обеспечат свое решающее присутствие в этом регионе.

Характерно, что именно западные СМИ в последнее время стали очень активно муссировать тему раскола Украины. В своей аналитике они старательно выстраивают противостояние востока и запада страны, персонифицированное в борьбе неких "пророссийских промышленных баронов и криминальных авторитетов Востока" и "реформаторов-демократов Запада, ориентированных на Европу".

Со стороны России было бы крайне глупо способствовать любому делению Украины на восток и запад, юг или север. И так же глупо поддерживать политиков, которые на этом делении будут строить свою игру. Но Москва может сыграть и стабилизирующую роль, поддержав лидера, работающего на сохранение единства страны - насколько это еще возможно.

При этом надо понимать, что Галичина уже не является проблемой для российско-украинских отношений. Для нищей, безработной и безысходной Галичины проблема не в статусе русского языка или реабилитации ОУН-УПА, а в том, как выжить, и не более того. И если кто галичанам поможет, так они о своем знаменитом национализме и не вспомнят. Как не вспоминают, например, рабочие концерна "Ориана" (Ивано-Франковская область), который поднял на ноги российский "ЛУКойл". К тому же, как уже отмечалось выше, галичанский подэтнос ассимилируется в общеукраинском этническом массиве, и уже через пару десятилетий от некоей исключительности этого региона останутся одни воспоминания. В составе единой Украины Галичина обречена на второстепенные роли в общенациональной политике при неизбежной доминанте русскоязычного востока.

И за Ющенко, кстати, 23,5% украинцев голосовали не потому, что они живут в определенных регионах, а потому, что Ющенко являлся наиболее симпатичной альтернативой опостылевшему режиму Кучмы. Он предстал своего рода "отрицанием Кучмы", и электорат к нему потянулся. Так что на самом деле проблема для России заключается не в регионах, а в отсутствии своей кандидатуры "отрицания Кучмы", альтернативной Ющенко. Но время поискать еще есть. И совсем не обязательно, кстати, для этого ссориться с Леонидом Даниловичем и с украинской элитой. Владимир Путин (напомним, официально назначенный Ельциным наследник) стал ярким отрицанием Бориса Николаевича. Последнего это, судя по всему, не очень обидело.







Упомянутые компании:

ЛУКойл
Ориана


Упомянутые персоналии:

Александр Волошин
Виктор Ющенко
Юлия Тимошенко
Александр Мороз
Леонид Кучма
Виктор Медведчук
Владимир Литвин





C уважением, Марат

От Мелхиседек
К Marat (12.04.2002 15:58:49)
Дата 12.04.2002 21:48:08

Re: вот эта?...

она
там ещё прикольная карта