От avro
К All
Дата 02.01.2015 20:35:12
Рубрики WWII; Спецслужбы; ВВС; 1917-1939;

Радиотехника, МВАТУ, выпуск 1939 года

Дело было здесь:

Приказом РВС СССР №627 от 1 сентября 1925 школа переименована в «Военную школу Специальных служб ВВС РККА». ...В соответствии с приказом Народного комиссара обороны СССР от 13 мая 1938 года школа переименована в Московское Военное Авиационно - Техническое училище. в 1947 году на основании директивы Генштаба ВВС ВС СССР училище передислоцируется в город Тамбов...

В этом училище и была такая специальность, первый набор по которой был в 1937 году. Первый выпуск - в 1939-м.

Что могли изучать курсанты по этой специальности в то время? Интересуют радиотемы.

Вопрос вызван тем, что в Новосибирске есть живой выпускник этого училища 1939 года. Вот и думаю, что у него спросить, в деталях...

Есть ли какие-то книги по истории Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища, описывающих довоенный период?

От Estel
К avro (02.01.2015 20:35:12)
Дата 05.01.2015 16:48:44

То же что и сейчас,

т.е. наземные и бортовые РТС самолётовождения. Приводные станции как таковые и бортовые средства радионавигации. Тем более, что тогда это было очень быстро развивающееся направление, а специалистов было плачевно мало.

От Митрофанище
К Estel (05.01.2015 16:48:44)
Дата 05.01.2015 17:40:25

Re: То же...

>т.е. наземные и бортовые РТС самолётовождения. Приводные станции как таковые и бортовые средства радионавигации. Тем более, что тогда это было очень быстро развивающееся направление, а специалистов было плачевно мало.

Как выяснилось - специалисты были, но работы для них было, не столь много, как хотелось бы, поэтому в штурмана и определяли.
Кстати, я посмотрел - много будущих штурманов эту "бурсу" закончили, начиная от известнейшего штурмана генерал-лейтенанта авиации А.В. Белякова.
Там варианты были, но всё же - красноречивые факты.

От Митрофанище
К avro (02.01.2015 20:35:12)
Дата 03.01.2015 13:16:28

Очень интересно!

Начинать, на мой взгляд, надо с известного:
"– Вы, товарищ Голованов, должны написать письмо товарищу Сталину.
Я был поражен. Сначала даже подумал, что ослышался.
– Товарищу Сталину?!
– Да, ему, – спокойно ответил Смушкевич.
Наконец, я отчетливо понял, что со мной ведется серьезный, важный разговор, который был заранее обдуман, а не просто возник здесь, под влиянием шампанского или хорошего настроения.
– Что же я должен написать товарищу Сталину? – спросил я.
– Вы обязаны написать, что в течение двух лет соприкасаетесь с летной работой ВВС и поняли, что вопросам слепых полетов и использования средств радионавигации надлежащего значения не придают, что товарищи, стоящие во главе этого дела, сами слабы в этих вопросах. [26] Как подтверждение приведите для примера плохое использование бомбардировщиков в финскую кампанию. Далее напишите, что вы можете взяться за это дело и поставить его на должную высоту. Вот и все.
Попросту говоря, я был ошарашен. Писать такие записки, да еще Сталину! Кто меня там знает? Этак можно сойти за бахвала и наглеца.
О том, что со слепыми полетами и использованием средств радионавигации дело обстоит плохо, мне казалось, известно всем.
...
Как-то в кабинете начальника штаба ВВС генерала В. К. Аржанухина, энергичного и умного человека, я стал свидетелем разговора о снятии с «дугласов» радиостанций и замене их другими. Мотивировали это тем, что рации, стоящие на «дугласах», малого радиуса действия. Генерал Аржанухин спросил, так ли это. Я ответил, что эти рации обеспечивают дальность связи до двух тысяч километров. Когда же В.К. Аржанухин спросил, какой радиус обеспечивают предлагаемые к замене рации, – оказалось, триста километров. Естественно, замена была запрещена. Налицо был явный пробел в технической подготовке личного состава, обслуживавшего материальную часть. У штурманов чувствовалась отличная подготовка к визуальным полетам и слабая, никуда не годная – в умении пользоваться радиосредствами, имеющимися на борту самолета.
Почему?! Ведь научиться летать по радиосредствам куда легче и проще, да и времени на это нужно меньше, чем для овладения визуальными полетами.
Повторяю, финская кампания выявила явную неготовность нашей бомбардировочной авиации к полетам в сложных метеорологических условиях и использовании средств радионавигации. [29] Потому-то мы и выдвигали вопрос о полетах со специальными заданиями по тылам белофиннов, о лидировании бомбардировщиков к целям с помощью средств радионавигации, хотя, конечно, были и отличные летчики, успешно действовавшие и в плохую погоду. Мне было известно, что это предложение докладывалось Сталину и получило его одобрение. Нас вызывали к Андрею Александровичу Жданову{11}- члену Военного совета фронта. Первая часть наших предложений была утверждена, и мы приступили к выполнению ее своими экипажами, а вот вторая так и осталась нерешенной. Почему? Все это было для меня загадочным. Вовсю шла война на Западе. Авиация немцев и англичан, используя радионавигацию, летала, бомбила, не считаясь с погодой, а мы?!"
http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/03.html

"Просидев у письменного стола всю ночь, много раз черкая и перечеркивая слова и целые фразы, я в конце концов написал следующее: [31]
«Товарищ Сталин!
Европейская война показывает, какую огромную роль играет авиация при умелом, конечно, ее использовании.
Англичане безошибочно летают на Берлин, Кельн и другие места, точно приходя к намеченным целям, независимо от состояния погоды и времени суток. Совершенно ясно, что кадры этой авиации хорошо подготовлены и натренированы.
В начале войны с белофиннами
мной была выдвинута идея полетов в глубокие тылы белофиннов, используя радионавигацию, для разбрасывания листовок и лидирования бомбардировщиков к целям, намеченным для бомбометания. Этот план докладывали Вам, после Вашего одобрения мы приступили к его выполнению. Ввиду того что мы летали на самолете «дуглас» без всякого сопровождения и вооружения, летали мы только при плохих метеоусловиях, пользуясь исключительно радионавигацией.
Много полетов было проведено нами по тылам белофиннов, вплоть до Ботнического залива, как днем, так и ночью. Много тонн листовок, а также и десанты выбрасывались нами в точно намеченных местах, и это лишний раз подтвердило всю важность и эффективность радионавигации.
Будучи на приеме у тов. Жданова, я выдвигал вопрос, чтобы нам были приданы бомбардировщики для вождения их на цели. Тов. Жданов дал задание проработать этот вопрос, но он так и остался нерешенным, и, таким образом, вторая часть задачи осталась невыполненной.
На сегодня с каждым днем диктуется необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях и точно прилетать на цели, которые ей указаны, независимо от метеорологических условий. Именно этот вопрос, по существу, и будет решать успех предстоящих военных операций в смысле дезорганизации глубоких тылов противника, его промышленности, транспорта, боепитания и т.д. и т.п., не говоря уже о возможности десантных операций.
Имея некоторый опыт и навыки в этих вопросах, я мог бы взяться за организацию и организовать соединение в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым авиации, и которое летало бы не хуже англичан или немцев и являлось бы базой для ВВС в смысле кадров и дальнейшего увеличения количества соединений.
Дело это серьезное и ответственное, но, продумав все как следует, я пришел к твердому убеждению в том, что если мне дадут полную возможность в организации такого соединения и помогут мне в этом, то такое соединение вполне возможно создать. По этому вопросу я и решил, товарищ Сталин, обратиться к Вам.
Летчик Голованов. Место работы – Аэрофлот (эскадрилья особого назначения).
Адрес: Колхозная пл., 1-й Каптельский пер., д. 9, кв. 57. Тел.: И-1-03-48»{12}. [32]"

http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/04.html

Но, если верны приведенные Вами факты, то выясняется, Сталин уже был предупреждён всё началось гораздо раньше.
Теперь явно есть определённые сомнения в точности интерпретации событий в мемуарах А.Е. Голованова.
Вы очень интересную тему затронули. Удачи.

От avro
К Митрофанище (03.01.2015 13:16:28)
Дата 04.01.2015 10:22:24

Пока вот так получилось

Есть ряд странностей. Например, почему учился на радиотехника, а служить стал штурманом.

Рассказ ветерана про время до и во время учебы.

http://avro-live.livejournal.com/80112.html

От Митрофанище
К avro (04.01.2015 10:22:24)
Дата 04.01.2015 11:49:20

Очень интересно

>Есть ряд странностей. Например, почему учился на радиотехника, а служить стал штурманом.

>Рассказ ветерана про время до и во время учебы.

>
http://avro-live.livejournal.com/80112.html

"радиотехников службы ЗАС – 126, (что за служба? - avro)"
Засекречивающая аппаратура связи

"После училища получил назначение штурманом в Курск в 51 дальнебомбардировочный полк (48 авиадивизия)"

Перед войной остро не хватало штурманов, доходило дело до того, что переучивали средних командиров не только авиационных специальностей (которых тоже не хватало), но и других видов и родов войск.
Поэтому, скорее всего по ВУС ветерана не было вакансий, а учитывая то, что он освоил (с его слов) штурманскую - назначили штурманом.


"который в 1960-70-х летал командиров корабля Ту-104"
командироМ


От Офф-Топик
К Митрофанище (04.01.2015 11:49:20)
Дата 04.01.2015 16:01:53

не ЗАС а ЗОС

>"радиотехников службы ЗАС – 126, (что за служба? - avro)"
>Засекречивающая аппаратура связи

нет, это Земное обеспечение самолетовождения

>Перед войной остро не хватало штурманов, доходило дело до того, что переучивали средних командиров не только авиационных специальностей (которых тоже не хватало), но и других видов и родов войск.

Штурманскую академию даже открыли в ВВС. Посмотрите Кожевнков - Командоване Штаб ВВС в годы ВОВ, Наука издательство.


От Митрофанище
К Офф-Топик (04.01.2015 16:01:53)
Дата 06.01.2015 12:30:35

Пропустил Ваш пост.

>>"радиотехников службы ЗАС – 126, (что за служба? - avro)"
>>Засекречивающая аппаратура связи
>
>нет, это Земное обеспечение самолетовождения

Да, вполне возможно Вы правы.


>>Перед войной остро не хватало штурманов, доходило дело до того, что переучивали средних командиров не только авиационных специальностей (которых тоже не хватало), но и других видов и родов войск.
>
>Штурманскую академию даже открыли в ВВС. Посмотрите Кожевнков - Командоване Штаб ВВС в годы ВОВ, Наука издательство.

Да, это так.
Я знаю.

От Митрофанище
К Митрофанище (04.01.2015 11:49:20)
Дата 04.01.2015 12:49:56

Дополню

Вот по этому моменту:
>Перед войной остро не хватало штурманов, доходило дело до того, что переучивали средних командиров не только авиационных специальностей (которых тоже не хватало), но и других видов и родов войск.
>Поэтому, скорее всего по ВУС ветерана не было вакансий, а учитывая то, что он освоил (с его слов) штурманскую - назначили штурманом.

К А.Е.Голованову были претензии авиаторов перед войной.
И не потому, что он получил звание "подполковника" не служа в ВС, это как раз понятно и вполне соответствовало бы его рангу при переводе в ВС, в транспортную или бомбардировочную авиацию, скажем, по мобилизации. Более того эти 3 "шпалы" он носил на петлицах ещё в 20-х, правда - в другом ведомстве, но тем не менее.

Основной претензией военных лётчиков к А.Е.Голованову было то, что он летая на «Дугласе», оборудованном почти самыми современными средствами самолётовождения и управления, предъявлял претензии в слабой обученности полётам в СМУ и по средствам радионавигации лётному составу эксплуатирующему авиатехнику или без таких средств вообще, или уровнем ниже.
Более того, военные лётчики и штурманы имели (естественно) и налёт намного ниже, нежели гражданские экипажи.
У штурманов чувствовалась отличная подготовка к визуальным полетам и слабая, никуда не годная — в умении пользоваться радиосредствами, имеющимися на борту самолета.
Почему?! Ведь научиться летать по радиосредствам куда легче и проще, да и времени на это нужно меньше, чем для овладения визуальными полетами.

А потому, что или не было этих "радиосредств" или они были на порядок хуже. Неужели сам Голованов об этом не знал?

Кстати, А.Е.Голованов и сам мог бы наступить на эти же грабли, но ему позволили взять "с гражданки" шестьдесят бывших гражданских летчиков (т.е. сознательно, зная о близости войны, "обирали" ГВФ и Полярную авиацию)
"Обдумав все возможные и невозможные варианты, я пришел к выводу, что сформировать его следует из наиболее опытных летчиков гражданской авиации, то есть уже владеющих методами слепого полета по приборам. Я исходил из того, что если взять военных летчиков, не владеющих этим методом, то подготовить их за полгода к полетам в сложных условиях с использованием всех средств радионавигации вряд ли возможно."
Ну а там уже началась и война, которая эту практику и узаконила.

Другими словами, эти претензии и справедливы, но на тот период неуместны, и проблема эта, как мы видим, руководству ВВС РККА была видна, если уже как минимум в 1936 году (за год до набора) планируется подготовка специалистов для работы на новом оборудовании и на новой технике, но поставка этой техники, точнее – НЕпоставка – отнюдь не вина генерала Я.В. Смушкевича и его подчинённых.
Вот поэтому и выглядит непонятным эпизод упрашивания А.Е.Голованова написать Сталину письмо с указанием проблемы... о которой в ВВС все прекрасно знают и для решения которой руководство ВВС сделало всё возможное со своей стороны.

Все и так знают, что лучше быть богатым, но здоровым летать на "Дугласе" более комфортно (во всех смыслах), чем на ТБ-3 или СБ, и про разницу в приборном оснащении тоже знали, но в чём тут вина руководства ВВС? А те же ТБ-3, ЕМНИП в дальних бомбардировщиках числились ещё в 1943 году, и А.Е.Голованов успел сам поруководить их боевыми действиями.

И вот поэтому так непонятны два предложения в воспоминаниях:
Написать записку так, как говорил мне Смушкевич, я не имел никакого права, ибо не знал, да и не мог знать истинного положения вещей. Сослаться на Смушкевича и предложить свои услуги было глупо.
Не знал, но напишу. И ссылаться ни на кого не буду. Сам решил и придумал.

От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 12:49:56)
Дата 04.01.2015 16:40:26

По эпизоду с письмом

>Вот поэтому и выглядит непонятным эпизод упрашивания А.Е.Голованова написать Сталину письмо с указанием проблемы... о которой в ВВС все прекрасно знают и для решения которой руководство ВВС сделало всё возможное со своей стороны.

...........................

>И вот поэтому так непонятны два предложения в воспоминаниях:
>Написать записку так, как говорил мне Смушкевич, я не имел никакого права, ибо не знал, да и не мог знать истинного положения вещей. Сослаться на Смушкевича и предложить свои услуги было глупо.
>Не знал, но напишу. И ссылаться ни на кого не буду. Сам решил и придумал.

Наиболее вероятно:

Все в ВВС понимали, возможно, и вопрос ставили, но в связи с перетряской в верхах практических результатов не было.

Смушкевич, наверное, уже чувствовал себя под угрозой, поэтому и попросил написать свежего человека.

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 16:40:26)
Дата 04.01.2015 17:03:15

Re: По эпизоду...

>Наиболее вероятно:

>Все в ВВС понимали, возможно, и вопрос ставили, но в связи с перетряской в верхах практических результатов не было.

>Смушкевич, наверное, уже чувствовал себя под угрозой, поэтому и попросил написать свежего человека.

Если просил.

Собственно, это только одна из многих действительно серьёзных проблем в авиации РККА того периода, поэтому и удивительно, что генерал Я.В. Смушкевич почему-то выделил именно её.

Фраза "Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!" тоже не на пустом месте возникла, и далеко не все составляющие аварийности зависели от командного и лётного состава.

От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 17:03:15)
Дата 04.01.2015 17:34:50

Если просил ?

>>Смушкевич, наверное, уже чувствовал себя под угрозой, поэтому и попросил написать свежего человека.
>
>Если просил.

>Собственно, это только одна из многих действительно серьёзных проблем в авиации РККА того периода, поэтому и удивительно, что генерал Я.В. Смушкевич почему-то выделил именно её.

>Фраза "Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!" тоже не на пустом месте возникла, и далеко не все составляющие аварийности зависели от командного и лётного состава.

Т.е. Вы сомневаетесь в эпизоде? Обычно мемуаристы склонны преувеличивать свои заслуги, а тут Голованов, скорее, их снижает. Кстати, а письмо Голованова в архивах существует?

Но если мое предположение верно, то по другим вопросам Смушкевич должен был бы через другие каналы обращаться.

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 17:34:50)
Дата 04.01.2015 17:47:57

Re: Если просил...

...
>Т.е. Вы сомневаетесь в эпизоде? Обычно мемуаристы склонны преувеличивать свои заслуги, а тут Голованов, скорее, их снижает. ...

Эпизод с письмом - как раз и может быть таким преувеличением - целый генерал-инспектор ВВС РККА, помощник начальника Генерального штаба РККА по авиации, дважды Герой обращается!
Сам сделать не может, лётчика Голованова просит!
Ладно, напишу, но про него не скажу.
Очень непонятно.

>Но если мое предположение верно, то по другим вопросам Смушкевич должен был бы через другие каналы обращаться.

Зачем же он тогда нужен? Для организации "писем трудящихся" вождю о нуждах ВВС?
Странный вид руководства.


>... Кстати, а письмо Голованова в архивах существует?

А само письмо несомненно было. Это даже по реакции на него можно видеть.)
Впрочем, вот ссылка в книге (с интересным примечанием):

{12}В архиве Президента Российской Федерации хранится копия этого письма А. Е. Голованова (Ф. 3. Оп. 50. Д. 629. Л. 7–9). Текст имеет отличия от того, который приведен в данных мемуарах. Приложение «Товарищ Сталин! С каждым днем диктуется все большая необходимость иметь такую авиацию, которая могла бы работать почти в любых условиях погоды и времени суток и точно прилетать и бомбить те цели, которые ей указаны. Настоящая европейская война показывает, какую огромную роль играет авиация и натренированность и подготовленность личного состава, умеющего пользоваться всеми новейшими средствами навигации. Радионавигация, слепой полет, ночной полет и слепая посадка обязаны стать основами военной авиации. Наш военно-воздушный флот располагает огромным количеством самолетов и личного состава. Операции как в Монголии, так и против белофиннов показали явное боевое преимущество нашего летного состава как по личным качествам, так и по количеству материальной части и быстроте ее приспособляемости. Но в то время ни в первом, ни во втором случае нам не приходилось заниматься дальними бомбардировочными полетами в глубь территории противника. В предстоящей войне от полетов дальних бомбардировщиков в глубокие тылы противника и их успешной деятельности по дезорганизации этих тылов путем разрушения объектов промышленности, транспорта, стратегических дорог, боепитания и т. д. и т. п. будут в большой степени зависеть успехи операций на передней линии фронта и разгром противника. Совершенно естественно, что рассчитывать на хорошую погоду во время таких полетов нельзя, а ставить успех этих полетов от метеорологических условий невозможно. И здесь во всю ширь встанет вопрос о подготовленности летного состава летать вслепую, ночью и умение пользоваться радионавигацией. От этого по существу и будет зависеть успех полета. Надо прямо сказать, что радионавигация имеет весьма слабое развитие у нас в ВВС, а без нее и без ночных и слепых полетов нельзя рассчитывать на обеспеченный успех. Еще в начале войны с белофиннами, когда стояла большой промежуток времени плохая погода, мной была выдвинута идея полетов в тылы белофиннов для разбрасывания листовок и лидирования бомбардировщиков к целям, намеченным для бомбардировки, используя радионавигацию. Этот план докладывался Вам, и после Вашего одобрения мы приступили к его выполнению. Так как наш самолет не имел никакого вооружения, летали мы только в плохую погоду, пользуясь исключительно радионавигацией и вслепую. Много полетов было проведено нами по тылам белофиннов вплоть до Ботнического залива как днем, так и ночью. Много тонн листовок, а также и десанты выбрасывались нами в точно намеченных местах, несмотря на то что полеты к целям проводились вне видимости земли. Радионавигация блестяще себя оправдала. Будучи на приеме у тов. Жданова я просил, чтобы нам были приданы бомбардировщики для вождения на цели. Тов. Жданов дал задание проработать этот вопрос, но он так и остался нерешенным, и вторая часть задачи осталась невыполненной, а серьезная возможность неиспользованной. Я здесь хочу подчеркнуть, что полеты англичан в Берлин, Бремен и другие города Германии не являются каким-то особым новшеством, так как подобные же полеты мы проделывали в Финляндии несколько раньше их, пользуясь такими же средствами радионавигации. Мне совершенно ясно, что кадры дальних бомбардировщиков должны быть хорошо подготовлены и оттренированы, а своевременность этого мероприятия будет решать и успех работы этого вида авиации. Имея достаточный опыт и навыки в этих вопросах, я могу предложить свои знания и взяться за организацию специального соединения в 100–150 самолетов, которое отвечало бы последним требованиям, предъявляемым к авиации, и которое летало бы лучше англичан и немцев вместе взятых. Кроме того, это соединение явилось бы источником кадров для дальнейшего увеличения количества подобных соединений. Дело это серьезное и ответственное, но продумав все как следует, я пришел к твердому убеждению в том, что если мне помогут и дадут полную возможность в организации такого соединения, то создать его можно. Считая этот вопрос весьма важным для обороны нашего Союза, я решил, товарищ Сталин, обратиться лично к Вам. Летчик Голованов. Место работы Аэрофлот. Адрес: Колхозная пл., 1-й Каптельсктй пер. д.9, кв. 57, тел. И 1–03–48. 2-вм , 15.1.41 г.»

От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 17:47:57)
Дата 04.01.2015 17:59:32

Повторю, а если он предчувствовал опалу?

>Эпизод с письмом - как раз и может быть таким преувеличением - целый генерал-инспектор ВВС РККА, помощник начальника Генерального штаба РККА по авиации, дважды Герой обращается!
>Сам сделать не может, лётчика Голованова просит!

>Очень непонятно.

В ситуации, когда нужное решение вязнет в стандартной управленческой структуре и требуется срочное решение Самого (который любит выдвигать "молодых"), это представляется понятным.

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 17:59:32)
Дата 04.01.2015 18:15:00

Тогда надо было просить "огласить весь список" проблем а не одну не самую важную (-)


От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 18:15:00)
Дата 04.01.2015 18:26:28

Ни в коем случае

Был у меня в старые времена опыт войны с институтским начальством по поводу большой Темы.

Опытные люди (еще сталинские времена заставшие) учили: "Каждый раз ставь только один вопрос, не разбрасывайся."

От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 18:26:28)
Дата 04.01.2015 19:51:12

Тогда надо было ставить Самый Главный Вопрос. (-)


От Г.С.
К Митрофанище (04.01.2015 19:51:12)
Дата 04.01.2015 20:14:33

А не за него ли Филин жизнью поплатился? (-)


От Митрофанище
К Г.С. (04.01.2015 20:14:33)
Дата 04.01.2015 20:25:22

Вполне может быть и так. ( (-)


От Митрофанище
К Митрофанище (04.01.2015 12:49:56)
Дата 04.01.2015 12:50:45

Ссылки из: http://militera.lib.ru/memo/russian/golovanov_ae/index.html (-)


От avro
К Митрофанище (04.01.2015 11:49:20)
Дата 04.01.2015 12:07:49

Еще встреча

Спасибо!

Штурманов мало было, потому что их тогда мало готовили?

Завтра снова встреча с ветераном, попробую уточнить какие-то вопросы. В том числе времен войны. Его в октябре 1941 года вызвали из авиаполка в Поволжье, командовать строительством укреплений. Он же полунемец был...

От Митрофанище
К avro (04.01.2015 12:07:49)
Дата 04.01.2015 13:03:26

Верно


>Штурманов мало было, потому что их тогда мало готовили?

Да. И мало готовили, и подготовка сложнее, чем подготовка лётчика (Лётчик, это личный шофер штурмана) )))

Соответственно, для подготовки штурманов требовался более качественный "человеческий материал", желательно со средним образованием.

Поэтому пошли по двум направлениям - начали готовить "стрелков-бомбардиров", т.е. упрощённый вариант, с последующей (если будет) дообучением в военном училище.
И, как я выше сказал - переучивание средних командиров других специальностей.
Есть книга о штурмане 39-го орап (его сын написал), так вот он из такого "призыва":
"В 1936 году мой отец Поляков Евгений Матвеевич (1911 - 1992), в ту пору только что закончивший Оренбургское летное училище по специальности летчик-наблюдатель или, как стали называть в дальнейшем штурман, получил назначение в город Старый Быхов, во вновь формируемый 39 скоростной бомбардировочный авиационный полк. Уже в ту пору отец имел три кубика и звание старший техник, так как до этого закончил Вольское авиационное училище и успел послужить в Хабаровске авиатехником на ТБ-3, а затем военным представителем на авиационном заводе. В связи с массовым формированием авиационных полков было принято решение отправить на ускоренные курсы авиационных лётчиков-наблюдателей командиров различных профессий. Так из авиатехников отец стал штурманом. Его военная карьера начиналась практически заново.
http://www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/publ/polyakov/04.dat

От Estel
К Митрофанище (04.01.2015 13:03:26)
Дата 05.01.2015 16:44:59

Re: Верно

>Да. И мало готовили, и подготовка сложнее, чем подготовка лётчика (Лётчик, это личный шофер штурмана) )))

Это только штурманы так считают. А вообще, штурман это "глаза экипажа".

> по специальности летчик-наблюдатель или, как стали называть в дальнейшем штурман, получил назначение в город Старый Быхов, во вновь формируемый 39 скоростной бомбардировочный авиационный полк.

Дед говорил, что лётчики-наблюдатели становились штурманами только после переучивания. Иначе - просто корректировщиками были или занимались фото- и воздушной разведкой.

Сейчас, лётчик-наблюдатель это вообще отдельная специальность. Но как и раньше, ни у лётнабов, ни у штурманов не было чисто лётной подготовки. И тогда и сейчас, для допуска на пилотирование - надо переучиваться.

От Митрофанище
К Estel (05.01.2015 16:44:59)
Дата 05.01.2015 17:35:10

Re: Верно

>>Да. И мало готовили, и подготовка сложнее, чем подготовка лётчика (Лётчик, это личный шофер штурмана) )))
>
>Это только штурманы так считают. А вообще, штурман это "глаза экипажа".

А КОУ, так это даже "командирский в .опе сзади глаз", да.

Шутка, она потому и шутка, что там есть всегда доля правды.
В период перед и во время WW2 были некоторые ВВС/подразделения в ВВС, где командиром экипажа был как раз штурман.
Вот от этого шутка (а на тот момент - совсем не шутка) и пошла.


>Дед говорил, что лётчики-наблюдатели становились штурманами только после переучивания. ...

А обстоятельства и документы говорят, что штурманом становились и без профильного образования, жизнь так рассудила.
Правда, после войны таких списали не разговаривая, но было.
И без всяких переучиваний и снисхождений.


>... Иначе - просто корректировщиками были или занимались фото- и воздушной разведкой.

Штурман, если он в экипаже занимает должность штурмана, выполняет обязанности штурмана, всё остальное - в пределах выполнения боевой задачи.
(Фото- и воздушную разведку вели и лётчики одноместных самолётов - истребителей, к примеру. И экипажи штурмовиков вели разведку, но стрелка никто штурманом из-за этого не называл).


>Сейчас, лётчик-наблюдатель это вообще отдельная специальность. ...

Сейчас - да, но мы же не про сейчас говорим, не так ли?


>... Но как и раньше, ни у лётнабов, ни у штурманов не было чисто лётной подготовки. И тогда и сейчас, для допуска на пилотирование - надо переучиваться.


И тогда и сейчас у штурманов была чисто лётная подготовка, а в некоторых типах самолётов (к примеру - Ил-4) был и вывод для управления самолётом, вставлял штурман ручку в гнездо и сам пилотировал самолёт, или давая отдохнуть лётчику в дальнем перелёте, или в случае ранения / смерти лётчика. Бывало и на аэродром самолёт приводили и даже сажали.
И были случаи, когда штурманы "переходили" в лётчики, и не единичные были случаи, время было такое, да. Война.

А деление это было частично историческим - от первых летнабов, но закреплено известным приказом, в котором определено, что после школ выпускаются сержанты (по нашей теме - стрелки-бомбардиры) (о чем я упоминал в посте от 04.01.2015 13:03:26), а потом, после службы в войсках - доучиваются в военных училищах до лейтенантов и штурманов соответственно.
Но сейчас совершенно понятно, что это приказ был заведомо невыполним, так как был нацелен только на первую часть - накопить больше лётных кадров к войне, и вторая часть никого не интересовала, и эти самые сержанты-стрелки-бомбардиры ставшие за время войны не просто офицерами-штурманами экипажей, но и штурманами звена, эскадрильи, а то и - полка / дивизии, спокойно шли (при наличии с/о) в Академии и служили дальше.
Проблема была снята.

От Estel
К Митрофанище (05.01.2015 17:35:10)
Дата 05.01.2015 19:05:21

Re: Верно

>А обстоятельства и документы говорят, что штурманом становились и без профильного образования, жизнь так рассудила.

Это не так.

>И тогда и сейчас у штурманов была чисто лётная подготовка, а в некоторых типах самолётов (к примеру - Ил-4) был и вывод для управления самолётом, вставлял штурман ручку в гнездо и сам пилотировал самолёт, или давая отдохнуть лётчику в дальнем перелёте, или в случае ранения / смерти лётчика. Бывало и на аэродром самолёт приводили и даже сажали.
>И были случаи, когда штурманы "переходили" в лётчики, и не единичные были случаи, время было такое, да. Война.

И это не так.

От ZaReznik
К Estel (05.01.2015 19:05:21)
Дата 06.01.2015 14:09:43

Re: Верно

>>А обстоятельства и документы говорят, что штурманом становились и без профильного образования, жизнь так рассудила.
>
>Это не так.

>>И тогда и сейчас у штурманов была чисто лётная подготовка, а в некоторых типах самолётов (к примеру - Ил-4) был и вывод для управления самолётом, вставлял штурман ручку в гнездо и сам пилотировал самолёт, или давая отдохнуть лётчику в дальнем перелёте, или в случае ранения / смерти лётчика. Бывало и на аэродром самолёт приводили и даже сажали.
>>И были случаи, когда штурманы "переходили" в лётчики, и не единичные были случаи, время было такое, да. Война.
>
>И это не так.

В смысле не так?
Были примеры.
А самый большой % давали штурманы У-2 из НБАПов.

От Estel
К ZaReznik (06.01.2015 14:09:43)
Дата 06.01.2015 17:07:07

Re: Верно

>>>А обстоятельства и документы говорят, что штурманом становились и без профильного образования, жизнь так рассудила.
>>
>>Это не так.
>
>>>И тогда и сейчас у штурманов была чисто лётная подготовка, а в некоторых типах самолётов (к примеру - Ил-4) был и вывод для управления самолётом, вставлял штурман ручку в гнездо и сам пилотировал самолёт, или давая отдохнуть лётчику в дальнем перелёте, или в случае ранения / смерти лётчика. Бывало и на аэродром самолёт приводили и даже сажали.
>>>И были случаи, когда штурманы "переходили" в лётчики, и не единичные были случаи, время было такое, да. Война.
>>
>>И это не так.
>
>В смысле не так?
>Были примеры.
>А самый большой % давали штурманы У-2 из НБАПов.

1. Штурман и лётчик-штурман это разные специальности. У первой не требуется лётная подготовка. Т.е. можно штурманить как на самолёте, так и грубо говоря, на корабле. Ни тогда, ни сейчас, штурманы не получали лётной подготовки. Того что у них есть, хватает на покрутить "спуск/подъём" и "Курс" в полёте. Не более того. Всё остальное, это доучивание на месте, не имевшее никакого отношения к официальной программе подготовки. Лётчик-штурман - учился совершенно под другому и таки да, имел полноценную лётную подготовку.

2. Для штурманов, переучивание было (и есть) обязательным, т.к. у них опять же, не было (нет) лётной подготовки.


От Митрофанище
К Estel (05.01.2015 19:05:21)
Дата 06.01.2015 12:13:25

Странно, что никто ещё не ответил

>>А обстоятельства и документы говорят, что штурманом становились и без профильного образования, жизнь так рассудила.
>
>Это не так.

Вы эту ветку полностью читали? Если нет, то поясню, что топикстартер провёл беседу с ветераном, закончившим Московское военное авиационно-техническое училище, радиотехником, но служившим штурманом.
Вот ещё пример:
Голубева-Терес, Ольга Тимофеевна, а в целом, что бы не долго не искать, но показать, что это не единичные примеры, то привожу такую ссылку:
"А вот новых штурманов негде было взять, их просто нигде не готовили. Поэтому штурман полка Женя Руднева, обожавшая свою военную профессию, охотно взялась за обучение штурманскому делу девушек из техников и вооруженцев. Все они до конца войны успешно воевали штурманами".
"Полк нуждался в пополнении летного состава. Штурманов начали готовить из своей среды — из техников и вооруженцев."
http://militera.lib.ru/memo/russian/rakobolskaya_kravtsova/02.html

Т.е. - даже на поток дело ставили.

...
>>И были случаи, когда штурманы "переходили" в лётчики, и не единичные были случаи, время было такое, да. Война.
>
>И это не так.

И это тоже так.

Штурманы, переучившиеся на лётчиков: Р.Е. Аронова, Н.З. Ульяненко, Н.Ф. Меклин, Е.А. Жигуленко были бы неприятно удивлены Вашей безаппеляционности.

Да, а пример сержанта Каманина ставшим лётчиком из авиамеханика наверное и приводить не стоит?

От avro
К Митрофанище (04.01.2015 13:03:26)
Дата 04.01.2015 13:33:06

Re: Верно

Книга Полякова у меня есть, читал, надо полистать еще раз.

От Митрофанище
К avro (04.01.2015 13:33:06)
Дата 04.01.2015 13:47:51

Re: Верно

>Книга Полякова у меня есть, читал, надо полистать еще раз.

В ту же тему - а вот такому же сташему авиатехнику А.И. Покрышкину (старшему технику авиазвена связи) "учиться на лётчика" не разрешали. Взял измором.
Любопытно - предлагали ли ему переучиться на штурмана?

От Жуков Андрей
К avro (04.01.2015 12:07:49)
Дата 04.01.2015 12:20:29

Re: Еще встреча

>Завтра снова встреча с ветераном, попробую уточнить какие-то вопросы.
А не могли бы уточнить по дислокации училища? Вы пишите, что оно было рядом с ВВА им. Жуковского в районе стадиона Динамо. А есть данные, что училище было в Тушино. Можете его спросить - когда оно оттуда (из Тушино) передислоцировано?

От avro
К Жуков Андрей (04.01.2015 12:20:29)
Дата 04.01.2015 12:44:56

Re: Еще встреча

Тушино - это Академия им. Гагарина, может быть будущая.

У меня не было данных про Тушино в связи с данным училищем. Ветеран совершенно точно говорил про расположение училища рядом с Академией им. Жуковского, за Динамо.

От Жуков Андрей
К avro (04.01.2015 12:44:56)
Дата 04.01.2015 15:25:39

Re: Еще встреча

>Тушино - это Академия им. Гагарина, может быть будущая.
Ни в коем случае. Академия Гагарина сразу в Монино.
>У меня не было данных про Тушино в связи с данным училищем. Ветеран совершенно точно говорил про расположение училища рядом с Академией им. Жуковского, за Динамо.
Про Тушино - информация отсюда
http://svirvmo.ru/об-институте/историческая-справка/
Я прошу прощения - перепутал училища.
Т.е. будущее Тамбовское ВВАИУ никогда в Тушино не было?

От avro
К Жуков Андрей (04.01.2015 15:25:39)
Дата 04.01.2015 19:08:06

Тамбовское ВВАИУ


В Википедии вроде сказано, то МВАТУ переведено в Тамбов в 1947 году. Про Тушино, к сожалению, я не в курсе.

По Гагарина да, я спутал Тушино с Монино.

>Т.е. будущее Тамбовское ВВАИУ никогда в Тушино не было?

От avro
К Митрофанище (03.01.2015 13:16:28)
Дата 03.01.2015 17:43:02

Спасибо за поддержку :) (-)


От avro
К avro (02.01.2015 20:35:12)
Дата 02.01.2015 20:36:26

Специальность была "Радиотехника и штурманское дело" (-)


От KAO
К avro (02.01.2015 20:36:26)
Дата 02.01.2015 22:41:50

Re: Прочитал "Радиотехника и шаманское дело"

Думаю, для аппаратуры того времени почти правда.

От avro
К KAO (02.01.2015 22:41:50)
Дата 03.01.2015 12:16:07

Re: Прочитал "Радиотехника...

Ну тогда бы в Америку до Мексиканской границы (Громов) не летали бы...