До сдачи Азова (и до Прута) были несколько мощных набегов.
По вашей же ссылке.
Сторонники Филиппа Орлика из числа запорожских казаков (под командованием кошевого атамана Костя Гордиенко) вместе с 40-тысячным татарским войском под командованием царевича Мехмед Герая (сына Девлет Герая) совершили военный поход на Правобережную Украину, и осадили Белую Церковь. В походе участвовали 7-8 тыс. казаков, 3-5 тыс. поляков, 700 шведов и 400 турецких янычар. Однако татары перешли к грабежу мирного населения и добыванию ясыря, а казаки в войске Орлика начали массово дезертировать, чтобы защитить свои селения. В феврале 1711 года крымские татары захватили города Брацлав, Богуслав и Немиров, небольшие гарнизоны которых практически не оказали сопротивления. Левобережный гетман Иван Скоропадский отправил на правый берег Днепра компанейский полк под командованием генерального есаула Степана Бутовича. В битве под Лисянкой Степан Бутович был разгромлен и едва спасся бегством. В марте 1711 года Филипп Орлик и Мехмед Герай осадили крепость Белую Церковь, которую оборонял небольшой русско-казацкий гарнизон. Запорожцы и крымцы не смогли взять штурмом Белую Церковь, потеряв убитыми одну тысячу человек. От Белой Церкви Орлик и Мехмед Герай отступили на Фастов. Запорожцы и крымские татары попытались напасть на Черкассы, Канев и Чигирин, но были отражены. Петр Великий отправил на Правобережную Украину русское войско под командованием князя Дмитрия Голицына. При приближении русских полков Орлик и Мехмед Герай начали отступать в степи. 15 апреля под Богуславом Дмитрий Голицын догнал часть татарской орды и отбил больше 7 тысяч пленников. В конце апреля 1711 года Орлик и Мехмед Герай вернулись в Бендеры. В это время сам крымский хан Девлет II Герай с тысячной татарской ордой (30-40 тыс. чел.) вторгся в Левобережную Украину, где осадил и захватил Новосергиевскую крепость. Местное казацкое население сдалось без боя. Затем Девлет Герай двинулся на Харьков и Изюм, но был отбит и в начале марта отступил в Крым. При приближении войска Бориса Шереметева татары с огромным полоном ушли в степь, а предприятие Орлика провалилось.
Ну и причины пассивности татар 1699-1710 тоже очевидны.
В начале XVIII века Крым оказывается в довольно двусмысленном положении. Международные порядки, установившиеся после Константинопольского мирного договора 1700 года, запрещали крымцам совершать военные походы на земли России и Украины. Султанский диван, заинтересованный в сохранении мира, был вынужден ограничивать вторжения крымских войск в пределы чужих государств, что вызывало серьёзные возражения в Крыму, выразившиеся в ходе мятежа Девлета II Герая в 1702—1703 годах Карл XII весной 1709 года, накануне Полтавы, неоднократно обращался к Девлету II с предложением военно-политического союза. Только благодаря позиции Турции, не имевшей серьёзного намерения воевать с Россией, и денежным ручьям, наполнявшим бездонные карманы турецких чиновников, Крым сохранил нейтралитет во время Полтавской битвы.
Оказавшись после Полтавы на территории Турции, в Бендерах, Карл XII наладил тесный контакт со Стамбулом и Бахчисараем. Если турецкая администрация Ахмеда III проявляла серьёзные колебания в вопросе о войне, то Девлет II Герай был готов броситься в любую авантюру. Не дожидаясь начала войны, он в мае 1710 г. заключил военный союз с находившимся при Карле XII преемником Мазепы Филиппом Орликом и запорожцами. Условия договора были следующие:
1. хан обязался быть союзником запорожцев, но при этом не брать их в свою протекцию и подчинение;
2. Девлет II давал обещание добиться освобождения Украины от московского владычества, при этом он не имел права брать пленных и разорять православные церкви;
3. хан обещал всеми силами способствовать отделению Левобережной Украины от Москвы и её воссоединению с Правобережной в единое независимое государство[11].
6—12 января 1711 г крымская армия вышла за Перекоп. К Киеву направились Мехмед Герай с 40 тыс. крымцев в сопровождении 7—8 тыс. орликовцев и запорожцев, 3—5 тыс. поляков, 400 янычар и 700 шведов полковника Цюлиха.
В течение первой половины февраля 1711 г крымцы легко овладели Брацлавом, Богуславом, Немировом, немногочисленные гарнизоны которых не оказали практически никакого сопротивления.
Летом 1711 г, когда Пётр I с 80-тысячной армией отправился в Прутский поход, крымская конница численностью в 70 тысяч сабель совместно с турецкой армией окружила войска Петра, оказавшиеся в безнадежном положении. Сам Пётр I чуть не попал в плен и был вынужден подписать мирный договор на крайне невыгодных для России условиях. В итоге Прутского мира Россия потеряла выход к Азовскому морю и свой флот в азовско-черноморской акватории. В результате Прутской победы объединенных турецко-крымских войн российская экспансия в Причерноморье была остановлена на четверть столетия.
Я читал, я знаю. Почему крымцы вышли в 1711 как совершенно понятно.
>Ну и причины пассивности татар 1699-1710 тоже очевидны.
>В начале XVIII века Крым оказывается в довольно двусмысленном положении. Международные порядки, установившиеся после Константинопольского мирного договора 1700 года, запрещали крымцам совершать военные походы на земли России и Украины.
Какой интересный случай в истории! А вот ни Прутский, ни Адрианопольский, ни Константинопольский Великий договоры крымцам не помешали совершать набеги!
То есть вот именно с 1698 по 1711 татары подчинялись приказам из Порты, а после резко перестали.
Султанский диван, заинтересованный в сохранении мира, был вынужден ограничивать вторжения крымских войск в пределы чужих государств, что вызывало серьёзные возражения в Крыму, выразившиеся в ходе мятежа Девлета II Герая в 1702—1703 годах
Там вообще на почве отказа от набегов произошла череда дворцовых переворотов.
Карл XII весной 1709 года, накануне Полтавы, неоднократно обращался к Девлету II с предложением военно-политического союза. Только благодаря позиции Турции, не имевшей серьёзного намерения воевать с Россией, и денежным ручьям, наполнявшим бездонные карманы турецких чиновников, Крым сохранил нейтралитет во время Полтавской битвы.
По поводу денежных ручьев - вы не огласите суммы?
Дальнейший текст Википедии выпилил, извините уж.
А теперь давайте посмотрим, что было.
Итак, Кырым Улус имел на своей территории турецкие военные базы - Кафа, Кинбурн. Естественно, через эти базы султан в том числе и военной силой мог влиять на ханом Крыма.
В 1700-м году русская эскадра становится на якорь на внешнем рейде Кафы. Турки боя не принимают и укрываются на внутреннем рейде.
Одновременно с этим посылается корабль IV ранга Крепость в Стамбул. И подписывается первый Константинопольский договор.
То есть сначала османам показывают, насколько беззащитны берега Крыма, а потом делают "предложение, от которого невозможно отказаться" (прям по Аль Капоне).
Я не знаю, насколько влияла позиция Турции на Крым, не знаете этого и вы, поскольку вы и я имеем возможность опираться только на русские документы, турецких - я уверен - вы и в глаза не видели.
Но по логике событий первичен как раз не договор, а угроза вторжения на Крым, причем в любое место восточного Крыма на выбор.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота