От SpiritOfTheNight
К All
Дата 10.11.2014 15:00:23
Рубрики WWII; Спецслужбы;

По партизанам в Карелии

Вопрос такой, гуляет информация о деревнях финских, якобы уничтоженных партизанами.

Где про это можно прочитать на русском или английском?

От negeral
К SpiritOfTheNight (10.11.2014 15:00:23)
Дата 10.11.2014 17:19:42

Была книжка советская "Оштинская тетрадь"

Приветствую
а вообще, имея в своё время возможность общаться по долгу с одним из партизан (царство ему небесное) слышал следующее - если знали, что в деревне финны - подходили к домам, где побольше лыж, ломали лыжи, коктейль молотова в окна ну и ждали когда выскакивать начнут - без лыж далеко не убежишь, а уж сколько при этом чего сгорало....
Счастливо, Олег

От BP~TOR
К SpiritOfTheNight (10.11.2014 15:00:23)
Дата 10.11.2014 15:49:51

Re: По партизанам...

>Вопрос такой, гуляет информация о деревнях финских, якобы уничтоженных партизанами.

>Где про это можно прочитать на русском или английском?
"В первый год войны целенаправленных операций против гражданского населения Финляндии партизанские отряды не проводили. Но уже летом-осенью 1942 года имели место случаи применения оружия против гражданского населения. Так, например, 24 сентября 1942 года отряд «Вперед» (командир К.В. Бондюк) напал на финский хутор Вииксимо. Наши архивные документы военных лет объясняют это событие следующим образом. В отряде закончилось продовольствие. Тогда командир принял решение выйти на финский хутор Вииксимо и реквизировать продукты у местных жителей. Заодно было решено уничтожить «шюцкоровскую» организацию в этом поселении, отобрать оружие, которым в пограничной полосе Финляндии были вооружены фактически все взрослые мужчины. На эту операцию был выделен один взвод. На подходе к хутору партизаны задержали старосту поселения. От него узнали, что на хуторе проживают 29 человек, часть жителей вооружена. Оцепив хутор, партизаны собрали всех жителей. Среди собранных 12 мужчин были призывного возраста. Как докладывал командованию после похода К.В. Бондюк, финны вели себя дерзко и независимо. Тогда он решил всех взрослых мужчин расстрелять, а женщин и детей запереть в хозяйственной постройке. Но во время расстрела женщины вырвались из сарая. И тогда были убиты все 29 жителей хутора. В это время к поселению подъехали легковая и грузовая машины с солдатами. Завязался бой с партизанским охранением. Основная часть партизан забрала продовольствие, скот и скрылась в лесу. Сами партизаны потерь не имели13. Из доклада видно, что главной целью партизан являлись продукты. Расстрел жителей был вызван, вероятно, опасением, что они передадут финским военным информацию о составе и состоянии партизан. К тому же война к этому времени приобрела ожесточенный характер и воюющие стороны все меньше обращали внимания на нормы морали.

Систематические нападения партизан на населенные пункты и мирных жителей в северной Финляндии происходят в 1943 и 1944 гг. Так, в конце июня – начале июля 1943 года нападению дважды подверглась деревня Малахвианваара близ г. Суомуссалми. Погибли 35 жителей. 15 июля 1943 г. отряд им. Чапаева (командир Н.П.Шестаков) напал на группу крестьян на сенокосе в местечке Кивиаапа близ деревни Хаутаярви. Были убиты 5 человек. Еще 5 человек были уведены партизанами с собой и домой никогда не вернулись. В последующие дни партизаны окружили две деревни – Хаутаярви и Ниемеля и держали их в блокаде. Летом 1944 года тактика запугивания гражданского населения прифронтовой полосы Финляндии была продолжена и расширена. Например, 7 июля 1944 года были почти полностью уничтожены жители деревни Сейтаярви. А 14 июля 1944 года отряд «Сталинец» (командир В.А.Гонтаренко) нанес удар по поселку Локка, где был расположен гарнизон противника. Во время боя погибли 21 из 68 мирных жителей14.

Аналогичных примеров можно привести достаточно много. Необходимо разобраться в причинах столь жестокого отношения советских партизан к гражданскому населению Финляндии. Это явление стало возможным в результате переплетения различных по своему характеру факторов, как объективных, так и субъективных.

Во-первых, в первый год войны партизаны старались не вступать ни в какие контакты с местным финским населением. Правила действий разведывательно-диверсионных групп (а партизаны фактически действовали как данные группы) в глубоком вражеском тылу требовали сохранения скрытности. Вместе с тем сложности с продовольствием, вызванные продолжительностью таких рейдов, толкали партизан на заходы в малые отдаленные населенные пункты. Других источников пополнения продуктами у них не было. Это неизбежно создавало конфликтные ситуации, которые нередко заканчивались трагично для местных жителей.

Во-вторых, многие жители приграничной полосы имели боевое оружие, которое получили от властей для самообороны. Поэтому в глазах партизан они переставали быть просто мирными гражданами и воспринимались как безусловные враги. Ведь большинство карельских партизан не являлись военнослужащими, формально юридически они оставались гражданскими лицами.

В-третьих, в условиях бескомпромиссной ожесточенной войны под воздействием целенаправленной пропаганды у советских людей формировался образ коварного и жестокого врага, не заслуживающего никакой пощады. Это было закономерно и оправдано. Призыв «Убей немца!» в условиях Карельского фронта трансформировался в лозунг «Убей белофинна!». Финляндия была союзницей фашистской Германии. Широко были известны факты преступлений финнов против советских граждан (Петровский Ям и др.). Этого было достаточно, чтобы отбросить сантименты. Такова была жестокая логика войны.

В-четвертых, с лета 1943 года действия партизан против мирных жителей в приграничной полосе Финляндии вытекали из установки руководства партизанским движением Карельского фронта на создание невыносимых условий жизни и хозяйственной деятельности, используя для этого любые средства. Такие действия можно назвать актами устрашения вражеской стороны.

В-пятых, в 1942–1943 гг. в связи с острой нехваткой личного состава в партизанских отрядах Карельского фронта, вызванной большими потерями в боевых действиях, в качестве пополнения стали прибывать люди из лагерей и тюрем. Например, в марте 1943 года из исправительно-трудовых колоний НКВД в штаб партизанского движения Карельского фронта прибыло 175 человек. Из них 77 человек были осуждены за бытовые преступления, 66 – за должностные. Они рассматривали партизанские отряды как своего рода «штрафные роты», а свое пребывание в них как вынужденное, чтобы искупить свою вину кровью. Такие партизаны готовы были, не задумываясь, выполнять любые приказы.

В-шестых, в рейдах против мирных поселений в составе партизанских отрядов принимали участие финны и саамы, жившие в СССР. Нередко они относились к своим соплеменникам даже более непримиримо, чем остальные партизаны.

И в Финляндии, и в России информация о жертвах среди гражданского населения Финляндии от действий карельских партизан вызывает самые противоположные эмоции и оценки. Боль финских граждан вполне понятна, но ведь и в нашей стране в годы войны погибли не десятки, как в Финляндии, а миллионы мирных жителей. И в то же время вопрос о «виновности» советских партизан как военных преступников, на наш взгляд, не может ставиться в принципе. В международном праве дан четкий ответ: преступниками Второй мировой войны, совершившими в те годы преступления, являются Германия и союзные с ней государства. Финляндия также несет свою меру ответственности.

На наш взгляд, вопрос о партизанах является историческим, и не надо переводить его в плоскость политики. Это тупиковая проблема. Не следует идти по принципу око за око: жертвы финского мирного населения со стороны карельских партизан, злодеяния финнов в Карело-Финской ССР, концлагеря в Карелии, малолетние узники войны…"
http://litbook.ru/article/5080/

От SpiritOfTheNight
К BP~TOR (10.11.2014 15:49:51)
Дата 10.11.2014 16:30:50

А по финской "дальней разведке" есть такие материалы? (-)


От BP~TOR
К SpiritOfTheNight (10.11.2014 16:30:50)
Дата 10.11.2014 17:03:39

Если Вы про Петровский Ям

то по этому случаю литература и источники с обеих сторон в вики приведены

От SpiritOfTheNight
К BP~TOR (10.11.2014 17:03:39)
Дата 10.11.2014 17:06:49

Про Петровский Ям я у Баира книжку купил и прочитал

Сейчас ищу сводные данные по рейдам.
Потому что информации вроде много а вроде и нет.

Такое впечатление что они на мурманскую трассу как на работу ходили

От SpiritOfTheNight
К BP~TOR (10.11.2014 15:49:51)
Дата 10.11.2014 16:15:11

Спасибо! (-)


От BP~TOR
К BP~TOR (10.11.2014 15:49:51)
Дата 10.11.2014 15:55:46

И в этой диссертации указаны источники по данному вопросу

"С началом в нашей стране этапа перестройки и гласности все негативные моменты вышли наружу, что нашло отражение в газетах, на радио и телевидении Финляндии, где партизаны Карельского фронта оценивались едва ли не как террористы, которые воевали исключительно с мирным населением. Такого рода умонастроения были восприняты отчасти и финскими историками. В 1997 г. в Финляндии вышла книга Вилле Тикканена с красноречивым названием «Жертвы партизан»31, в которой партизаны Карельского фронта были представлены убийцами мирных финских жителей, живших далеко за линией фронта. В. Тикканен, рассматривая все случаи так называемых «партизанских атак» на мирные финские поселения, указывает, что данный аспект деятельности партизан не рассматривался в послевоенный период, поскольку рассказывать об отрицательных действиях Красной Армии и советских партизан было запрещено А. А. Ждановым, руководителем советской контрольной комиссии, работавшей в Финляндии.

Тема нападения партизанских отрядов на мирные финские поселения была в определенной степени доведена до «точки кипения» в книге Вейкко Эрккиля «Замалчиваемая война»32. По мнению автора книги, советские партизаны якобы совершили 70 террористических нападений на 23 финские приграничные деревни от Петсамо до Иломантси, где их жертвами стали более 150 мирных жителей. Победные же рапорты командиров отрядов, как полагает В. Эрккиля, не имеют никакого отношения к действительности: опасаясь нападать на финские гарнизоны, партизаны выбирали объектами своих атак исключительно мирные деревни. Столь безапелляционно жесткие оценки деятельности партизан Карельского фронта, во многих случаях не подкрепленные надежными доказательствами преступной деятельности именно партизанских отрядов, взбудоражили общественное мнение в Финляндии.

В середине 1990-х гг. такая позиция некоторых финских историков вызвала ответную реакцию прежде всего среди мурманских историков и журналистов. Предпринимались даже попытки посмотреть на эти события с обеих сторон и разобраться в проблеме, но выводы, которые были сделаны при сопоставлении данных россий

31

Tikkanen V. Partisaanien uhrit. Juvaskula, 1997.

Erkkila V. Vaiettu sota: Neuvostoliiton partisaanien iskut Suomalaisiin kyliin. Helsinki, 1999. ской и финской сторон по вопросу участия в этих акциях конкретных партизанских отрядов, носят вероятностный характер".

Необходимо также отметить, что ряд финских авторов в своих работах рассматривали партизанское движение в Карелии и Заполярье и в несколько иных ракурсах. Начало подобного рода исследованиям было положено финским исследователем А. Лайне, который еще в 1982 г. в своей книге довольно объективно и широко рассмотрел оккупационную политику Финляндии на захваченной территории Карелии в

34 годы войны . В 1990-е гг. финские исследователи X. Сеппяля и А. Лайне продолжили рассмотрение истории событий на оккупированной территории Карелии в 1941— 1944 гг., привлекая широкие архивные материалы и оперируя большим количеством статистических данных".

Еще в 1970-х гг. некоторыми финскими историками предпринимались попытки рассмотреть партизанское движение в Карелии и Заполярье с точки зрения боевых задач, стоявших перед партизанами, а также особенности их тактики в различные периоды войны. В частности, в работе финского исследователя Вейкко Кархунен данным аспектам действий советских партизан уделяется особое внимание. Автор также выделяет отличия в тактике и географических направлениях деятельности партизан в зависимости от времен года36.

В других работах финских авторов, уже периода 1990-х гг., напрямую не связанных с тематикой партизанского движения, также дается оценка самой сути советского партизанского движения в Карелии и Заполярье. Например, в книге Матти Харо советские партизаны оцениваются не только как серьезный военный противник для не

33 Дащинский С. Партизаны не были ангелами. Но и бандитами их может назвать лишь непорядочный человек // Мурманский вестник. 1994. 15, 17, 23, 25 июня; Он же. Советские партизаны в Лапландии: взгляд с обеих сторон границы // Рыбный Мурман. 1994. № 37,40, 41,42; Он же. Советские партизаны в Лапландии // Подвигу в Заполярье — 50 лет: Тезисы докл. науч.-практ. конф., поев. 50-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье и освобождения северной Норвегии. Мурманск, 1995. С. 39-42.

34

Laine A. Suur-Suomen kahdet kasvot. Ita-Kaijalan siviilivaeston asema suomalaisessa miehityshallinnossa 19411944. Helsinki, 1982.

Сеппяля X. Финляндия как оккупант в 1941-1944 годах // Север. 1995. № 4-6; Лайне А. Национальный вопрос в финской оккупационной политике в Советской Карелии во время второй мировой войны // Европейский Север: история и современность. Петрозаводск, 1990; Гражданское население Восточной Карелии под финляндской оккупацией во второй мировой войне // Карелия, Заполярье и Финляндия в годы Второй Мировой Войны. Петрозаводск, 1994; Национальная политика финских оккупационных властей в Карелии // Вопросы истории Европейского Севера: (проблемы социальной экономики и политики: 60-е годы XIX—XX в.). Петрозаводск, 1995.

36

Karhunen V. Raatteen tielta kostamukseen. Rajajaakaripataljoona 8 jatkosodassa. Porvoo; Helsinki, 1972. мецких солдат, но и как противник политически обученный, изначально ненавидящий все немецкое".

Партизанское движение в Карелии и Мурманской области: объективные и субъективные факторы :1941-1944 гг.
тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Кулагин, Олег Игоревич



http://www.dissercat.com/content/partizanskoe-dvizhenie-v-karelii-i-murmanskoi-oblasti-obektivnye-i-subektivnye-faktory-1941-#ixzz3IfaI9Rfz