>Тактика к концу войны была, кстати, наработана самая что ни на есть правильная. Прёт полк Ил-2 прикрытый полком Як-ов,
>ЕМНИП, Голодников и говорил, что Як лучше подходил для прикрытия.
Вот такого довольно много попадается (это вроде какое-то руководство написанное тогда):
>Бой с истребителями Bf.109F и Bf.109G
>
>...При распределении различных типов самолетов в боевом порядке придерживаются правила: более скоростные - вверх, более маневренные - вниз. Находящиеся сверху скоростные самолеты не дают противнику атаковать находящихся внизу маневренных истребителей. Нижний эшелон в бою маневрирует так, чтобы подставлять противника под удар верхней группы. Если бой начат верхней группой, то нижняя набирает высоту и принимает участие в бою вместе с верхним эшелоном...
А Як - маневреннее Лa-5 (при том что Ла-5 - скоростнее). Так что Як (если "есть и то и другое") прикрывал штурмовиков, а Ла-5 - шедшие выше бомбардировщики.
"Этажерка же" - вторым этажом (выше) есть истребители
А вираж - дело такое: более скоростной самолет может сократить радиус виража (уйдя в "неустановившийся вираж"). Просто за счет потери высоты (идя в вираж с бОльшим креном, чем может накрениться без потери высоты). Так "земля снизу": ему высоту-то терять вниз некуда. А более маневренный - тот же вираж сделает без потери высоты (у него вираж - "установившийся").
Не говоря уж о том что на фоне земли (сверxу) не так-то просто не потерять из виду крошечный самолетик: с километра наверное его и не видно уже. Попробуйте xоть разглядеть автомашину (не фургон и не автобус) с километра на дороге - далеко не всегда получится (если цвет не яркий).