От Андрей К.
К All
Дата 05.04.2002 09:15:44
Рубрики WWII; ВВС; Байки;

"О бедном Як-9 замолвим словечко.."

Статистика

Як-9 М-105ПФ -- 459 машин
Як-9Т М-105ПФ (НС-37) -- 2748 машин
Як-9Д М-105ПФ -- 3058 машин
Як-9ПД (М-105ПД и М-106ПВ) -- 35 машин
Як-9Р М-105ПФ (дальний) -- 35 машин
Як-9К ВК-105ПФ (НС-45) -- 53 машины
Як-9Б (Як-9Л) ВК-105ПФ -- 109 машин
Як-9ДД ВК-105ПФ -- 399 машин
Як-9М ВК-105ПФ -- 4239 машин
Як-9У ВК-107А -- 3921 машина
Як-9УТ ВК-107А (НС-23, 2 Б-20С) -- 282 машины

Некоторые выводы

Итак, выше приведена статистика выпуска истребителей Як-9 всех модификаций, которые выпускались серийно и принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны. В эту статистику не включены машины, выпущенные в единичных экземплярах и модификации, полученные путем переделок из приведенных выше машин.
К ним относятся:
1. Як-9Р разведчик ближний - переоборудовался из серийных Як-9Д.
2. Як-9М ПВО - переоборудовался из серийных Як-9М.
Тем не менее, не все из приведенных выше машин участвовали в боевых действиях. Так, ЯК-9У выпускался по август 1945 года, и далеко не все машины серии успели попасть на фронт. Як-9М выпускался с мая 1944 по июнь 1945 и т.д.

Данная статистика приведена мною для проведения анализа, который в свою очередь имеет целью опровергнуть некоторые сложившиеся стереотипы.
Достаточно часто во многих журнальных статьях, книгах и даже в некоторых форумах приходиться читать, что наиболее массовым и далеко не самым лучшим истребителем советских ВВС в период ВОВ являлся истребитель Як-9.
Приведенная выше статистика позволяет усомниться в последнем из этих двух утверждений. Как нетрудно заметить, единственной модификацией Як-9 в варианте так называемого "чистого" истребителя, не отягощенного тяжелым вооружением или дополнительными топливными баками являлся до мая 1944 года только Як-9 без буквы, выпущенный в количестве 459 машин. В условиях наших ВВС такое число боевых машин является, мягко говоря, недостаточным для массовости. Первым действительно массовым истребителем из семейства Як-9 стал Як-9Д (дальний, оснащенный дополнительными топливными баками), выпущенный большой серией. Но его основным предназначением стало сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков. Вторым по массовости стал Як-9Т. Специфика самолета, вооруженного мощной и тяжелой 37 мм пушкой в объяснении, надеюсь, не нуждается. Первым крупносерийным "чистым" истребителем стал Як-9М. Первые машины этой модификации сошли с конвейера в мае 44 года.
Из вышеприведенного следует, что Як-9 до середины 44 года фактически не мог и не являлся основным противником для Ме-109 и FW-190 в воздушных боях. Его основным предназначением стали, по существу, вспомогательные для истребителя задачи, а задачи по завоеванию воздушного пространства взяли на себя в тот период Як-1, Лагг-3, Ла-5 и Ла-5ФН.
В свете сделанных выводов можно по другому взглянуть на требования к ТТХ Як-9. Другими словами, для выполнения возложенных на этот самолет его ТТХ являлись вполне адекватными.
Итак, как можно видеть, оба из приведенных в начале утверждения о "самом массовом и не самом удачном истребителе Советских ВВС в 1942-1943 годах" являются в большей степени не соответствующими действительности.


С уважением.

От FVL1~01
К Андрей К. (05.04.2002 09:15:44)
Дата 05.04.2002 14:47:27

ВУсе не так однозначно, хотя с определенностью можно сказать одно.

И снова здравствуйте

Як-9 занимал у нас в ВВС место занимаемое в Англии Харрикейном а в Германии ФВ-190, в США это пожалуй Р-51 модификаций с мотором Аллиссон то есть машины не истребителе завоевания превосходства в воздухе а платформы для установки штучек дрючек всех сортов. Скажем так многоцелевой боевой самолет. Оттого то и отношение к нему столь неоднозначное. Он уступал ЛЮБОМУ современному специализированному чистому истребителю в пригодности к воздушно бою с истребителем противника, как уступали в этом отношении И Харикейн - Спитфайру и 109Е и как ФВ-190 уступал Бф 109 сравнимых по времени появления модификаций и Ла-7 и так далее. Но он был проще для массовой фронтовой эксплуатации (например более нетребователен к аэродрому чем лавочкин ибо больше капотажный угол) он был проще в освоении, и имел резервы для усстановки дополнительного оборудования.

Действительно же завоевание господства в воздухе преимущественно несли части на Ла-5, Ла-7, Як-1 Як-3, Собственно говоря даже Аэрокобры к 1944 за одним исключением сходит стали с этой роли.

Хотя строгих правил на Восточном фронте не было, подчас дрались тем что есть под рукой.
С уважением ФВЛ

От Arcticfox
К Андрей К. (05.04.2002 09:15:44)
Дата 05.04.2002 14:24:49

Полный дурдом

У меня именно такое впечатление возникло.

>Данная статистика приведена мною для проведения анализа, который в свою очередь имеет целью опровергнуть некоторые сложившиеся стереотипы.

Дальше - список стереотипов, общим числом 1 штука.

>Достаточно часто во многих журнальных статьях, книгах и даже в некоторых форумах приходиться читать, что наиболее массовым и далеко не самым лучшим истребителем советских ВВС в период ВОВ являлся истребитель Як-9.

В статьях, книгах и т.п. в такой формулировке имеются в виду все модификации Яка-9 в период с 22.06.41 по 09.05.45, а не только Як-9-без-буковки.


>Приведенная выше статистика позволяет усомниться в последнем из этих двух утверждений.

Второе, видимо, потерялось.

>Итак, как можно видеть, оба из приведенных в начале утверждения о "самом массовом и не самом удачном истребителе Советских ВВС в 1942-1943 годах" являются в большей степени не соответствующими действительности.

Я вижу только что "Як-9 - самый массовый наш истребитель во время войны" что не является ложью, если не буквоедствовать.


>Вторым по массовости стал Як-9Т. Специфика самолета, вооруженного мощной и тяжелой 37 мм пушкой в объяснении, надеюсь, не нуждается.

Нуждается. Я привык к тому, что толпа народу с пеной у рта доказывает друг другу способы его боевого применения :)

Юра

От Venik
К Arcticfox (05.04.2002 14:24:49)
Дата 05.04.2002 14:32:19

Re: Полный дурдом

Мое почтение!

>Нуждается. Я привык к тому, что толпа народу с пеной у рта доказывает друг другу способы его боевого применения :)

После некоторых размышлений я пришел к выводу, что эта пушка используется для стрельбы по вражеским целям :)

С уважением, Venik

От knight777
К Андрей К. (05.04.2002 09:15:44)
Дата 05.04.2002 13:19:33

Re: "О бедном...

Всем, здравствуйте!

>а задачи по завоеванию воздушного пространства взяли на себя в тот период Як-1, Лагг-3, Ла-5 и Ла-5ФН.
А Як-3 в это число никак не входит?
их вроде тож было не мало и несколько модификаций?
С уважением, knight777

От Андрей К.
К knight777 (05.04.2002 13:19:33)
Дата 05.04.2002 13:47:22

Re: "О бедном...


имеется в виду 42-44 года.

От knight777
К Андрей К. (05.04.2002 13:47:22)
Дата 05.04.2002 14:30:52

ссори, не понял:-) (-)


От Андрей К.
К knight777 (05.04.2002 14:30:52)
Дата 05.04.2002 14:53:43

Re: ссори, не...

Пардон, имеется ввиду ДО 44 года. Як-3 тогда еще не выпускался.

От Alex Medvedev
К Андрей К. (05.04.2002 09:15:44)
Дата 05.04.2002 10:49:31

Re: "О бедном...

>Приведенная выше статистика позволяет усомниться в последнем из этих двух утверждений. Как нетрудно заметить, единственной модификацией Як-9 в варианте так называемого "чистого" истребителя, не отягощенного тяжелым вооружением или дополнительными топливными баками являлся до мая 1944 года только Як-9 без буквы, выпущенный в количестве 459 машин. В условиях наших ВВС такое число боевых машин является, мягко говоря, недостаточным для массовости. Первым действительно массовым истребителем из семейства Як-9 стал Як-9Д (дальний, оснащенный дополнительными топливными баками), выпущенный большой серией. Но его основным предназначением стало сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков.


Неа. Як-9Д с половинной загрузкой топлива ничем не отличался от Як-9. Сосбтвенно Як-9Д это довдедение серийного Як-9 до требований ВВС 43 года, когда от _всех_ серийных истребителей требовали повышения боевого радиуса.

От Андрей К.
К Alex Medvedev (05.04.2002 10:49:31)
Дата 05.04.2002 11:18:14

Re: "О бедном...

>Неа. Як-9Д с половинной загрузкой топлива ничем не отличался от Як-9. Сосбтвенно Як-9Д это довдедение серийного Як-9 до требований ВВС 43 года, когда от _всех_ серийных истребителей требовали повышения боевого радиуса.

Ага. "Полетная масса возросла на 240 кг., т.е. почти на 10%: увеличения запаса горючего - 160кг., дополнительный маслобак 17 кг., масса консольных баков 47 кг., доп брони 18 кг.,".. также доп. топливное оборудование: расходный бачок нового типа и трехходовый бензокран. Впоследствии было добавлено полетное оборудование: авиагоризонт, радиополукомпас, на более поздних сериях более мощная радиостанция.
Все это - дополнительный вес к тем 240 кг.
Подтянуть смогли только скорость за счет выполнения рекомендаций ЦАГИ.
Учите матчасть.

Удачи.

От Alex Medvedev
К Андрей К. (05.04.2002 11:18:14)
Дата 05.04.2002 11:48:18

Если цитируете Степанца, то дочитывайте до конца его

Як-9Д (дальний) с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П
представлял собой истребитель с увеличенной дальностью поле-
та и наряду с Як-9Т являлся одной из первых и основных моди-
фикаций серийного Як-9 с тем же двигателем.

По скороподъемности, потолку, маневренности и взлетно-
посадочным свойствам Як-9Д при максимальной полетной массе
уступал двухбачному Як-9. Однако примерно при половинной вы-
работке горючего разница между ними в этих показателях
сглаживалась.

Як-9М ПВО с двигателем М-105ПФ (ПФ2) представлял собой
модификацию фронтового истребителя Як-9М с тем же двигате-
лем, предназначался для использования в системе противовоз-
душной обороны страны и отличался установкой оборудования
для обеспечения полетов ночью и в плохих метеоусловиях, а
также несколько меньшей полетной массой.

Як-9М (модифицированный) с ВК-105ПФ и винтом
ВИШ-105СВ-01 являлся модификацией Як-9Д и отличался от него
в основном тем, что фюзеляж самолета был выполнен по типу
Як-9Т, т.е. со смещенной на 400 мм назад кабиной летчика.

Максимальная дальность полета Як-9У на высоте 1000 м при
наивыгоднейшем режиме составляла 850 км, что являлось отс-
туппением от установленной ГКО 26 октября 1943 г. дальности
1400 км для серийно выпускаемых самолетов Як-9.





От Андрей К.
К Alex Medvedev (05.04.2002 11:48:18)
Дата 05.04.2002 13:07:07

Re: Если цитируете

..сглаживалась, но не ликвидировалась. Т.е. Як-9Д однозначно уступал Як-9.
А уж с нормальной заправкой.




От Alex Medvedev
К Андрей К. (05.04.2002 13:07:07)
Дата 05.04.2002 13:26:56

Однозначно только что Солнце восходит на Востоке


>..сглаживалась, но не ликвидировалась. Т.е. Як-9Д однозначно уступал Як-9.
>А уж с нормальной заправкой.

А в реале самолет делается по ТТХ выдаваемых ВВС, а не так как вам бы лично хотелось