От RuLavan
К Зуекщ
Дата 27.06.2014 20:25:25
Рубрики Современность; Танки; Локальные конфликты;

Полностью

>Секундочку. Я может не в курсе, но насколько мы зависимы от украинских поставок двигателей? Разве в Климовске ТВ7-117 недостаточно производят?

http://vpk-news.ru/articles/20341

Врут, поди, как всегда...

От Зуекщ
К RuLavan (27.06.2014 20:25:25)
Дата 27.06.2014 20:28:40

Re:Печально

Нда...Надо у нас производство расширять, пока не поздно. Там не хайтек, в самом деле

От Александр Буйлов
К Зуекщ (27.06.2014 20:28:40)
Дата 27.06.2014 20:48:46

ИМХО. зависимость от Украины сохранялась чисто по политическим причинам.

>Нда...Надо у нас производство расширять, пока не поздно. Там не хайтек, в самом деле
Периодически общаюсь с ребятами с Рыбинского завода, так они ещё пару тройку месяцев назад говорили, что по судовым двигателям у Рыбинска полностью отозвано право подписи. А технологии у Зорямашпроект таковы, что сейчас их уже не восстановишь, слишком много ручного труда. Изменить технологию Рыбинск и не может - права подписи нет, даже примитивное извещение по этой теме подписать не могут.
По вертолетным двигателям они ещё несколько лет назад получили заказ на лопатки, с серийностью десятки тысяч каждого наименования. Но ресурсов на это не выделили.
Вообще, сложилось впечатление, что технологически Рыбинск может освоить чего угодно, но по современным технологиям. На завод же часто приходит документация ещё советского периода с технологиями, которые воспроизводить никто не собирается. Например, формообразование профиля лопатки Рыбинск может обеспечить литьём, практически без последующей обработки. А приходит технология на штамповку грубой заготовки с доводкой профиля на ленточных копировальных шлифовальных машинах и затем вручную по шаблонам. Переработка технологической документации большая проблема, ряд КБ от этого открещиваются.

От Anvar
К Александр Буйлов (27.06.2014 20:48:46)
Дата 27.06.2014 22:05:25

Интересно, в чем проблема?

> Например, формообразование профиля лопатки Рыбинск может обеспечить литьём, практически без последующей обработки. А приходит технология на штамповку грубой заготовки с доводкой профиля на ленточных копировальных шлифовальных машинах и затем вручную по шаблонам. Переработка технологической документации большая проблема, ряд КБ от этого открещиваются.
ИМХО проблема, что в техкартах указывались параметры которые соответствовали текущей технологии. А весь профиль лопатки никто не мерил. Но сейчас, точнее давно, измеряется весь объемный профиль лопатки с точностью до микрон, по крайней мере оптическими способами


От Зуекщ
К Anvar (27.06.2014 22:05:25)
Дата 27.06.2014 22:16:11

Re: Интересно, в...

весь объемный профиль лопатки с точностью до микрон, по крайней мере оптическими способами

Любая "пиратская" фирма на западе сделает копию лопатки за полчаса

От bstu
К Александр Буйлов (27.06.2014 20:48:46)
Дата 27.06.2014 22:03:11

Re: ИМХО. зависимость...

>Вообще, сложилось впечатление, что технологически Рыбинск может освоить чего угодно, но по современным технологиям. На завод же часто приходит документация ещё советского периода с технологиями, которые воспроизводить никто не собирается. Например, формообразование профиля лопатки Рыбинск может обеспечить литьём, практически без последующей обработки. А приходит технология на штамповку грубой заготовки с доводкой профиля на ленточных копировальных шлифовальных машинах и затем вручную по шаблонам. Переработка технологической документации большая проблема, ряд КБ от этого открещиваются.

Технологическая документация разрабатывается на заводе-изготовителе, как бы... Разработчику за авторский надзор заплати, и осваивай спокойно.

От МиГ-31
К bstu (27.06.2014 22:03:11)
Дата 27.06.2014 23:36:25

Re: ИМХО. зависимость...

>>...Например, формообразование профиля лопатки Рыбинск может обеспечить литьём, практически без последующей обработки. А приходит технология на штамповку грубой заготовки с доводкой профиля на ленточных копировальных шлифовальных машинах и затем вручную по шаблонам...
>
>Технологическая документация разрабатывается на заводе-изготовителе, как бы... Разработчику за авторский надзор заплати, и осваивай спокойно.
Это как переход с клепанных мтрингеров на хим. фрезерованные. Вне компетенции заводского КБ.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От bstu
К МиГ-31 (27.06.2014 23:36:25)
Дата 28.06.2014 00:39:52

Re: ИМХО. зависимость...

>>>...Например, формообразование профиля лопатки Рыбинск может обеспечить литьём, практически без последующей обработки. А приходит технология на штамповку грубой заготовки с доводкой профиля на ленточных копировальных шлифовальных машинах и затем вручную по шаблонам...
>>
>>Технологическая документация разрабатывается на заводе-изготовителе, как бы... Разработчику за авторский надзор заплати, и осваивай спокойно.
> Это как переход с клепанных мтрингеров на хим. фрезерованные. Вне компетенции заводского КБ.
>С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

Вы прочли, что я написал? Климов - инопланетяне и не хотят денег за авторский надзор?
Ну и главное - причины по Рыбинску совсем другие. Не нужно лишние сущности плодить.

От Александр Буйлов
К bstu (27.06.2014 22:03:11)
Дата 27.06.2014 23:27:11

Re: ИМХО. зависимость...

>Технологическая документация разрабатывается на заводе-изготовителе, как бы... Разработчику за авторский надзор заплати, и осваивай спокойно.
Нет.
То есть, если речь идет о том, как прошлифовать полку лопатки - тут да, решает сам завод. Но технологии изменились настолько, что перерабатывать её и принимать решение на разрешение использования новых способов обработки должно уже КБ. Со всем вытекающими, в виде ресурсных испытаний и тп. Да и материалы изменились. Чего то нет, а что то новое появилось.
Ну и последнее. В этих заказах Рыбинск не конечный изготовитель, а подрядчик, его задача просто изготовить лопатки для Климова и других. Решать что то тут он не может, он даже испытания провести не может. Движков то самих у него нет.

От Инженер-109
К Александр Буйлов (27.06.2014 23:27:11)
Дата 28.06.2014 16:48:58

О сколько тысяч рацух помню получали при освоении изделия!

>>Технологическая документация разрабатывается на заводе-изготовителе, как бы... Разработчику за авторский надзор заплати, и осваивай спокойно.
>Нет.

В КБ понапишут технологических карт, пришлют на завод, местные технологи на все это посмотрят, посмеются над "теоретиками", да и напишут карты уточненные - ну ясно дело завизируют все это в КБ, а потом пошел вал... Но новые техкарты идут как рацухи - и за них советы по червонцу платили. Опытный технолог мог до 500 в месяц зашибать к зарплате - без проблем.

Господа, торжественно сообщаю вам - новые технологии это по большей части миф! Да, есть там 3Д-принтеры для выплавляемых моделей, или резка лазерно-гидро-механофрезерная по програма, или еще напыление-наплавление современное, или там что-то порошковой, или сварка какая улучшенная, но! Это облегчает, очень ускоряет, иногда даже удешевляет и улучшает - а вот физпринципы все те же, ничего нового.... Даже гравицап для перемешения заготовок все еще не изобретено, приходится тельфером...

От zero1975
К Инженер-109 (28.06.2014 16:48:58)
Дата 29.06.2014 00:42:11

Та шо вы говорите?

>Господа, торжественно сообщаю вам - новые технологии это по большей части миф! Да, есть там 3Д-принтеры для выплавляемых моделей, или резка лазерно-гидро-механофрезерная по програма, или еще напыление-наплавление современное, или там что-то порошковой, или сварка какая улучшенная, но! Это облегчает, очень ускоряет, иногда даже удешевляет и улучшает - а вот физпринципы все те же, ничего нового.... Даже гравицап для перемешения заготовок все еще не изобретено, приходится тельфером...

Даже на тупой гнутой из листп детали - банальный переход с вырубного штампа на лазерный раскрой уже потребует изменения чертежа развёртки. А ещё мы вот напоролись на отказы по усталостной прочности после перехода на лазер - из-за закалки кромок при лазерной резке. Но это же фигня, правда?

От Инженер-109
К zero1975 (29.06.2014 00:42:11)
Дата 29.06.2014 10:43:53

техническая неграмотность всегда существовала

>Даже на тупой гнутой из листп детали - банальный переход с вырубного штампа на лазерный раскрой уже потребует изменения чертежа развёртки.

Так же как раньше, например, для деталей изготовленных литьем и фрезеровкой делались разные чертежи. И что тут такого, сверхнового?

>А ещё мы вот напоролись на отказы по усталостной прочности после перехода на лазер - из-за закалки кромок при лазерной резке. Но это же фигня, правда?

Т.е. вы про то, что лазер "нагревает" даже не подумали? И не заметили "цвета побежалости" на кромках после резки?? Ай маладца.... Еще скажите, что не знаете, что есть виды сталей требующих отпуска после сварки - для все того же ресурса :)

От bstu
К Александр Буйлов (27.06.2014 23:27:11)
Дата 28.06.2014 00:37:24

Re: ИМХО. зависимость...

>>Технологическая документация разрабатывается на заводе-изготовителе, как бы... Разработчику за авторский надзор заплати, и осваивай спокойно.
>Нет.
>То есть, если речь идет о том, как прошлифовать полку лопатки - тут да, решает сам завод. Но технологии изменились настолько, что перерабатывать её и принимать решение на разрешение использования новых способов обработки должно уже КБ. Со всем вытекающими, в виде ресурсных испытаний и тп. Да и материалы изменились. Чего то нет, а что то новое появилось.
>Ну и последнее. В этих заказах Рыбинск не конечный изготовитель, а подрядчик, его задача просто изготовить лопатки для Климова и других. Решать что то тут он не может, он даже испытания провести не может. Движков то самих у него нет.

Ну чего вы мне тут рассказываете... Я написал, что нужно сделать. Или ОАО "Климов" находится на другой планете?
Причина отсутствия Рыбинска в кооперации по вертолетным движкам никак не связана с мифическими технологиями...

От Зуекщ
К Александр Буйлов (27.06.2014 20:48:46)
Дата 27.06.2014 21:00:10

Re: ИМХО. зависимость...

Купить оборудование для производства лопаток - это сейчас (пока) вообще не проблема, человек 100-150 потребуется специалистов. Можно фигачить с выходом годного не менее 95%

От Александр Буйлов
К Зуекщ (27.06.2014 21:00:10)
Дата 27.06.2014 21:13:12

Не в этом дело.

>Купить оборудование для производства лопаток - это сейчас (пока) вообще не проблема, человек 100-150 потребуется специалистов. Можно фигачить с выходом годного не менее 95%
Оборудование куплено, и даже фигачит. Просто это оборудование работает по другой ТД, и ту ТД, что приходит на завод, к этому оборудованию не пристегнёшь. Ну никак. А то оборудование, которое могло по этой ТД работать, списано фиг знает когда. По причине убогости, полного износа и неэффективности. Рыбинск даже для Д-30 ПОЛНОСТЬЮ переделал технологию, хотя там серия сейчас очень маленькая. Была изготовлена "технологическая машина", с прогонкой её на весь ресурс. Но то Д-30, с которым Рыбинск что хочет, то и делает. Изменить же технологию производства лопатки для какого нибудь ТВ3-117 Рыбинск не может, не имеет права. Написано вырубать каменным топором из цельного куска - нужно либо так, либо никак.

От DM
К Александр Буйлов (27.06.2014 21:13:12)
Дата 27.06.2014 22:43:58

Re: Не в...

>Оборудование куплено, и даже фигачит. Просто это оборудование работает по другой ТД, и ту ТД, что приходит на завод, к этому оборудованию не пристегнёшь. Ну никак.

Когда ТД на Т-64 в далекие советские времена передали в Нижний Тагил - получили в итоге Т-72. Аналогично, передали в Харьков ТД на Т-80 - получил "Березу". (понимаю - грубая аналогия, но смысл ясен). Вывод - было бы желание.

От DM
К DM (27.06.2014 22:43:58)
Дата 27.06.2014 22:48:33

А если другими словами

>>Оборудование куплено, и даже фигачит. Просто это оборудование работает по другой ТД, и ту ТД, что приходит на завод, к этому оборудованию не пристегнёшь. Ну никак.
>
>Когда ТД на Т-64 в далекие советские времена передали в Нижний Тагил - получили в итоге Т-72. Аналогично, передали в Харьков ТД на Т-80 - получил "Березу". (понимаю - грубая аналогия, но смысл ясен). Вывод - было бы желание.

Исходно - есть КД. Оборудование (современное) в любом случае справится с тем, что спроектировано еще лет 30 назад. Т.е. ТД надо делать заново, под конкретное оборудование и производство. И тут совершенно не понятно - в чем загвоздка? Деньги?

От Александр Буйлов
К DM (27.06.2014 22:48:33)
Дата 27.06.2014 23:32:36

Re: А если...

>Исходно - есть КД.
Есть.
>Оборудование (современное) в любом случае справится с тем, что спроектировано еще лет 30 назад.
Угу
>Т.е. ТД надо делать заново, под конкретное оборудование и производство.
Правильно, производству нужна КД, а её нет.
>И тут совершенно не понятно - в чем загвоздка? Деньги?
Люди. Это должно делать КБ - разработчик двигателя. Завод это может сделать (технически), но двигатель собранный из деталей, изготовленных по выдуманной заводом технологии, сертификата не получит, и ресурс ему не назначат. КБ же чаще всего во первых просто не имеют людей, что бы этим заниматься, для этого нужны технологи хорошо разбирающиеся в современном производстве, и в достаточном количестве. Во вторых (но это уже ИМХО) КБ не выгодно просто перерабатывать технологию для имеющегося изделия. Ему выгодно делать новый двигатель - за это платят больше. Поэтому они чаще всего пытаются передать старую технологию.
Это не cтолько с вертолетными движками такая проблема (с ними вроде как потихоньку решается). Производство ряда других так же не смогли восстановить, именно из за отсутствия переработанной ТД и желания КБ её перерабатывать. По крайней мере, Рыбинские ребята рассказывают так. По морским ГТД отсутствие права подписи = полному запрету менять хоть что то в документации. Даже опечатки исправлять нельзя.

От DM
К Александр Буйлов (27.06.2014 23:32:36)
Дата 27.06.2014 23:51:21

Re: А если...

>>Исходно - есть КД.
>Есть.
>Правильно, производству нужна КД, а её нет.

КД не может не быть - она в любом случае должна передаваться. Хотя бы для контроля в эксплуатации. Плюс - все это разрабатывалось и СЕРТИФИЦИРОВАЛОСЬ, а для этого тоже нужна КД,

>Люди. Это должно делать КБ - разработчик двигателя. Завод это может сделать (технически), но двигатель собранный из деталей, изготовленных по выдуманной заводом технологии, сертификата не получит, и ресурс ему не назначат. КБ же чаще всего во первых просто не имеют людей, что бы этим заниматься, для этого нужны технологи хорошо разбирающиеся в современном производстве, и в достаточном количестве. Во вторых (но это уже ИМХО) КБ не выгодно просто перерабатывать технологию для имеющегося изделия. Ему выгодно делать новый двигатель - за это платят больше. Поэтому они чаще всего пытаются передать старую технологию.
Тот же Китай с этим не особо заморачивался и освоил кучу "пиратских" технологий. Тут главное определится с хотелками держать себя в рамках юрисдикции. Что касается "второго" - я уже писал, Нижний Тагил получил КД и ТД на Т-64 и сделал Т-72. "Ну сильно хотелось/не хотелось"

Кстати, подготовка ТД - таки работа серийного зарода. Как и адаптация КД под него - для этого на серийных заводах сидели свои КБ. Понятное дело, что по правилам это должно происходить в тесной взаимосвязи с разработчиком. Но в жизни есть и исключения.

От марат
К DM (27.06.2014 23:51:21)
Дата 28.06.2014 11:39:00

Re: А если...


>>Люди. Это должно делать КБ - разработчик двигателя. Завод это может сделать (технически), но двигатель собранный из деталей, изготовленных по выдуманной заводом технологии, сертификата не получит, и ресурс ему не назначат. КБ же чаще всего во первых просто не имеют людей, что бы этим заниматься, для этого нужны технологи хорошо разбирающиеся в современном производстве, и в достаточном количестве. Во вторых (но это уже ИМХО) КБ не выгодно просто перерабатывать технологию для имеющегося изделия. Ему выгодно делать новый двигатель - за это платят больше. Поэтому они чаще всего пытаются передать старую технологию.
>Тот же Китай с этим не особо заморачивался и освоил кучу "пиратских" технологий. Тут главное определится с хотелками держать себя в рамках юрисдикции. Что касается "второго" - я уже писал, Нижний Тагил получил КД и ТД на Т-64 и сделал Т-72. "Ну сильно хотелось/не хотелось"
Вам же уже написали - выгоднее сделать новый двигатель, чем переделать технологию под страый на новом обоурдовании. Из вашего примера Т-72 и Т-80 это новые танки, а не переделывание технологии Т-64 для производства на других заводах..
!С уважением, Марат

От DM
К марат (28.06.2014 11:39:00)
Дата 28.06.2014 15:30:44

Re: А если...

>Вам же уже написали - выгоднее сделать новый двигатель, чем переделать технологию под страый на новом обоурдовании. Из вашего примера Т-72 и Т-80 это новые танки, а не переделывание технологии Т-64 для производства на других заводах..
Именно в этом смысле пример и приведен - как альтернативный вариант при невозможности повторить.

От Harkonnen
К DM (28.06.2014 15:30:44)
Дата 28.06.2014 15:33:03

Re: А если...


>Именно в этом смысле пример и приведен - как альтернативный вариант при невозможности повторить.

Здесь есть не невозможность, а нежелание.

От DM
К Harkonnen (28.06.2014 15:33:03)
Дата 28.06.2014 15:47:37

Re: А если...

>>Именно в этом смысле пример и приведен - как альтернативный вариант при невозможности повторить.
>Здесь есть не невозможность, а нежелание.
Причина невозможности может быть любой - от "Не можем по политическим/личным мотивам" до "технически невозможно". Сути в смысле этой ветки не меняет - тут главное что было сделано, а не почему.

От Harkonnen
К марат (28.06.2014 11:39:00)
Дата 28.06.2014 15:22:01

Re: А если...


>Вам же уже написали - выгоднее сделать новый двигатель, чем переделать технологию под страый на новом обоурдовании. Из вашего примера Т-72 и Т-80 это новые танки, а не переделывание технологии Т-64 для производства на других заводах..

По сути таки новые.

От Александр Буйлов
К DM (27.06.2014 23:51:21)
Дата 28.06.2014 00:33:44

Re: А если...

>Тот же Китай с этим не особо заморачивался и освоил кучу "пиратских" технологий.
Много у Китая серийных двигателей, с ресурсом и сертификатом? Тот же Д-30 ну ни как не хайтек, но делают их именно для Китая, сам Китай как то не очень.
>Тут главное определится с хотелками держать себя в рамках юрисдикции. Что касается "второго" - я уже писал, Нижний Тагил получил КД и ТД на Т-64 и сделал Т-72. "Ну сильно хотелось/не хотелось"
"Хотелки держать себя в рамках юрисдикции" определяются в авиации не хотелками. Авиация вообще крайне забюрократизированная область. Я бы даже сказал фантастически забюрократизированая. Бумажка на изделие запросто может быть важнее самого изделия. Даже если это изделие - самолет.
>Кстати, подготовка ТД - таки работа серийного зарода. Как и адаптация КД под него - для этого на серийных заводах сидели свои КБ. Понятное дело, что по правилам это должно происходить в тесной взаимосвязи с разработчиком. Но в жизни есть и исключения.
Я же говорю. Каким способом шлифануть поверхность - решает завод. А вот отлить лопатку, или вырастить её монокристаллом, или отштамповать, или вырезать из цельного куска - завод уже не решает. Потому как изготовленные разным способом лопатки, даже из одного и того же материала, в эксплуатации будут вести себя по разному. Будут иметь разный ресурс, держать разные температуры. Это не компетенция завода, выбор таких ключевых технологий.
Технологии есть. Технологии уже отработанные. Некоторые другие изделия в Рыбинске делают сотнями в год. Будет улажены все нюансы с Климовым - они и для вертолетов вал осилят. Может, уже - у меня не самая свежая информация. Но проблема приведения ТД в современный вид есть, и с другими движками тоже.

От Гегемон
К Александр Буйлов (27.06.2014 21:13:12)
Дата 27.06.2014 21:16:47

Re: Не в...

Скажу как гуманитарий

>>Купить оборудование для производства лопаток - это сейчас (пока) вообще не проблема, человек 100-150 потребуется специалистов. Можно фигачить с выходом годного не менее 95%
>Оборудование куплено, и даже фигачит. Просто это оборудование работает по другой ТД, и ту ТД, что приходит на завод, к этому оборудованию не пристегнёшь. Ну никак. А то оборудование, которое могло по этой ТД работать, списано фиг знает когда. По причине убогости, полного износа и неэффективности. Рыбинск даже для Д-30 ПОЛНОСТЬЮ переделал технологию, хотя там серия сейчас очень маленькая. Была изготовлена "технологическая машина", с прогонкой её на весь ресурс. Но то Д-30, с которым Рыбинск что хочет, то и делает. Изменить же технологию производства лопатки для какого нибудь ТВ3-117 Рыбинск не может, не имеет права. Написано вырубать каменным топором из цельного куска - нужно либо так, либо никак.
А официально испытать двигатель новой комплектации - никак?

С уважением

От Andrey~65
К Гегемон (27.06.2014 21:16:47)
Дата 27.06.2014 21:37:28

Re: Не в...

>испытать двигатель новой комплектации - никак?

Прежде чем испытать, его надо собрать. И передать на испытания. Официально его собрать нельзя - формально часть деталей делается по не той документации, которая согласована/утверждена разработчиком движка. А чтобы согласовать - возможно потребуется проведения дополнительных испытаний (на ОКР потянет).
Похоже нужен руководящий пинок, да с самого верха.

От Александр Буйлов
К Гегемон (27.06.2014 21:16:47)
Дата 27.06.2014 21:27:44

Можно. Но (+)

>А официально испытать двигатель новой комплектации - никак?
Этим должен заниматься сам разработчик, остальные делать это не имеют права. Завод это завод, у него есть некое оборудование и технологии. И он используя их, может выполнять какие то заказы. Самостоятельно менять что то в технологии у него прав нет никаких. Всем этим должно заниматься КБ, которое должно разработать изменённую технологию, и получить дополнение к сертификату, узаконивающее это изменение. КБ, которое занимается Д-30 сидит там же, в Рыбинске, и никаких проблем с ним нет. То же самое, нет проблем с sam146, по той же причине. А например по судовым двигателям Рыбинск даже тип контровочной проволоки заменить сам не может. То же самое по многим другим заказам, которые Рыбинск выполняет, либо которые пытались ему навязать. Пока КБ не даст приемлемую технологию, ничего сделать не получится. А КБ вытаскивают из архивов старые синьки и предлагают делать по ним.

От МиГ-31
К Александр Буйлов (27.06.2014 21:27:44)
Дата 27.06.2014 21:37:15

А сделать его по-своему?

Назвать его ВК2501 и провести сертификацию?
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От Александр Буйлов
К МиГ-31 (27.06.2014 21:37:15)
Дата 27.06.2014 21:58:53

Можно. Но сертифицировать придется с нуля. (-)


От МиГ-31
К Александр Буйлов (27.06.2014 21:58:53)
Дата 27.06.2014 22:04:31

Ну, это понятно. И геммор, связанный с сертификацией понятен

Но альтернатива - остаться вообще без ничего.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От Инженер-109
К МиГ-31 (27.06.2014 21:37:15)
Дата 27.06.2014 21:53:50

Это могут только китайцы :) (-)


От МиГ-31
К Инженер-109 (27.06.2014 21:53:50)
Дата 27.06.2014 22:02:47

Мииинуточку! :)

ТВ-117 это посконный климовский движок, с российскими правами на интелектуальную собственность. Чего бы им его не модернизировать? Мотор Сич никак не может на это воздействовать?

С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От А.Никольский
К МиГ-31 (27.06.2014 22:02:47)
Дата 27.06.2014 23:09:10

С ТВ3-117 все в порядке

Ув.Александр Буйлов видимо имеет ввиду морские ГТД
Кстати насчет ВК-2500 - само это название ТВ3-117 придумали якобы в 90-е по инициативе Мотор-Сичи, чтобы отсечь серых ремонтников:)
Никаких проблем с правами для организации производства ТВ3-117 в РФ нет, оно (производство) организуется, проблемы только финансовые и кадровые. Есть указивка через 3 года полностью заменить Мотор-Сич, но в нее пока не верится - у них дешевле, а значит, скорее всего, их моторы будут "просачиваться" через Белоруссию и т.д. Если конечно сама Мотор-Сич останется и ее не разгромят всякие правосеки и коломойцы