> Корни конфликта уходят в 1930-е годы, когда японская компания Daido Shipping, предшественник Mitsui O.S.K., зафрахтовало в Китае корабли "Шунь Фэн" и "Синь Тай Пин", но год спустя из-за событий японско-китайской войны отказалась их возвращать, впоследствии они перешли в состав императорского флота Японии и были потоплены американцами — пишет China.org.cn.
Пароходы были зафрахтованы у Chung Wei Steamship Co. Затем их конфисковало японское правительство, оба погибли во время войны.
> В декабре 2007 года Шанхайский морской суд потребовал от Mitsui O.S.K. выплаты 2,9 миллиарда иен ($28 миллионов) в качестве компенсации за события 80-летней давности.
Наследники владельцев Chung Wei Steamship Co подали в суд в Японии в 1964, потом в 1970 - безуспешно. Потом подали в суд в Китае в 1988, решение в их пользу в 2007. В 2010 китайский суд отклонил апелляцию MOL. Японцы пытались договориться с наследниками по-хорошему, не получилось.
>Арест в Китае японского судна не имеет отношения к репарациям по итогам китайско-японской войны -- МИД КНР
Фишка в том, что по японо-китайскому договору 1972 г. Китай отказывается от требований каких-либо военных репараций "во имя дружбы между китайским и японским народом". Так что арест парохода - это не репарация, а спор хозяйствующих субъектов ;)
Однако, с 1964 по 2014 в мире баланс сил сменился.
Утверждается, что суда SHUN FOONG и HSINTAIPING были конфискованы японским правительством прежде чем истек срок чартера. Значит, компания MOL вроде как не должна отвечать за эти суда, претензии к правительству. Собственно, в 1964 и 1970 китайцы пробовали судиться именно с японским правительством. Но в 1972 все репарации прощены.