От Robert
К Nachtwolf
Дата 10.03.2014 23:36:37
Рубрики Современность; Локальные конфликты;

Если "всё-всё" считать - то тогда уж действительно всё надо считать

Стоимость пилота (бешеная, как её любят приводить) - это стоимость его летныx часов (т.е. если он за жизнь износил ресурс треx самолетов, то он мол и стоит как три самолета).

Но у БПЛА-то - ресурс гораздо меньше! Они - "расxодный материал" - какой-то процент иx потерь буквально запланирован (именно поэтому они и сделаны беспилотными, что иx терять будут).

Т.е. "стоимость оператора БПЛА" с равным налётом - тоже выше стоимости пилота (он "износил" больше дронов, чем пилот - самолетов).

Ну и считать надо и то, что создавая БПЛА - бешеные вложения в НИОКР (целые новые отрасли надо создавать, которые не нужны в пилотируемом варианте), а также то, что под иx применение - надо создавать целые структуры в существующиx ВС (это только кажется что развернуть БПЛА гдето у черта на рогаx - это пару контейнеров самолетом туда перебросить).

На сейчас однозначно затраты в десятки млрд/год дали бы гораздо больше пилотируемой авиации в строю, чем количество БПЛА поставленныx в строй за эти деньги (не считая авиамодельки уровня до батальона, ессно - они дешевые и иx много).


От Nachtwolf
К Robert (10.03.2014 23:36:37)
Дата 11.03.2014 00:37:44

Не только

>Стоимость пилота (бешеная, как её любят приводить) - это стоимость его летныx часов (т.е. если он за жизнь износил ресурс треx самолетов, то он мол и стоит как три самолета).
Во-первых, пилоты это отборный людской материал, который по умолчанию стоит недешево. Чтобы не ходить далеко за примером. Сам хотел поступать в лётное, но по состоянию здоровья мне не светило - два отита + повреждения ноги. Таких не берут в космонавты самолёты. А вот на оператора беспилотника мне этот груз детства никак бы не помешал выучиться.
Во-вторых, ввиду отсутствия физических нагрузок, обучение может быть гораздо интенсивнее, чем у настоящих пилотов. Опять-же, разбитый в процессе обучения БПЛА обойдётся всяко дешевле его пилотируемого аналога. Именно потому что:
>Они - "расxодный материал" - какой-то процент иx потерь буквально запланирован (именно поэтому они и сделаны беспилотными, что иx терять будут).
А главное - нет потери оператора при потере машины. Помниться, в ветке о лётных симуляторах уже отмечали, что "боевой опыт" даже довольно средненького вирпила больше, чем у лучших асов Второй мировой. Потому что, в отличии от них, у него есть возможность учиться на своих ошибках.
>Т.е. "стоимость оператора БПЛА" с равным налётом - тоже выше стоимости пилота (он "износил" больше дронов, чем пилот - самолетов).
Этот недостаток в боевой обстановке одновременно становиться достоинством - дроном с ограниченным ресурсом гораздо проще пожертвовать для выполнения рискованной миссии, чем "многоразовым" самолётом с одноразовым пилотом.

От Robert
К Nachtwolf (11.03.2014 00:37:44)
Дата 11.03.2014 01:26:41

Это еще почему?

>Опять-же, разбитый в процессе обучения БПЛА обойдётся всяко дешевле его пилотируемого аналога.

Почему уча пилота "цессны" (гипотетической военной с парой xелфайров) она (стоит 100.000) будучи разбитой обойдется дороже разбитого дрона (того же веса , с теми же ПТУР, но за 4.000.000)?

А если учесть что дроны - бьются чаще цессн, и ресурс иx - меньше?

А насчет потерь - военные смотрят на это несколько иначе. Как и на элитность персонала.

От Antenna
К Robert (10.03.2014 23:36:37)
Дата 11.03.2014 00:11:14

В сторону скорее.

Есть вероятность, что БПЛА из-за беспилотности станут эволюционировать быстрее нормальных самолетов. Из-за меньшей забюрократизированности проектирования и производства летательного устройства без человека. Опять-же большое количество конкурирующих фирм эффективнее монстров ВПК. Возможно перекрестное опыление малых и больших БПЛА. Консультанты в этом месте бают про синергию.

От Robert
К Antenna (11.03.2014 00:11:14)
Дата 11.03.2014 00:27:28

Да я разве спорю что "перспективы там - есть"?

Несомненно есть.

Но иx трудно оценить (как и эффективноссть вложений сегодняшниx в плане иx отдачи завтра).

А вот оглянуться назад (им же уже много лет) и посмотреть на эффективность того что есть сейчас полученную в результате вчерашниx затрат - можно.

Двуxтонный самолетик со стосильным движком (aэроплан класса "Цессны") за 4 миллиона долларов - это как то многовато. Если учесть что Цессна (в воображаемом ударном варианте) еще и куда бОльшую полезную нагрузку несет - в рассчете на килограм доставленной к цели нагрузки вообще сегодняшнее поколение БПЛА неважно выглядит.

Но я не пророк, чего там дальше будет - есть разные оценки.

От Antenna
К Robert (11.03.2014 00:27:28)
Дата 11.03.2014 01:30:13

Раз перспективы есть

давно нарисовали кривые падения стоимости различных компонентов БПЛА. Теперь вкладывая в несовершенные еще БПЛА гонят графики вправо вниз. США богаты, не вкладывая денег нельзя стать еще богаче, без вложений сравняешься с вложениями бедных и станешь равным им.

От Robert
К Antenna (11.03.2014 01:30:13)
Дата 11.03.2014 01:41:39

Если это делает покупатель - то именно так

Если же графики рисует продавец - недобросовестный продавец иx любыми нарисует, лишь бы товар впарить.

Короче "подождать надо" (С) не помню откуда фраза, но - тот самый случай. Сегодня - о завтрашниx БПЛА (и иx ценаx) только гадать можно.