От i17
К Юрий А.
Дата 31.01.2014 02:03:49
Рубрики Прочее; Политек;

Re: Неоконченные сталинские...


>
>В советское время нет. Только участок до Лабытнанги передали в МПС в постоянную эксплуатацию.

Был я в краеведческом музее г. Лабытнанги (так себе музейчик, две комнаты, но документы по стенам развешаны интересные), из чтения тамошних документов сложилась следующая картина:

Где-то в 1944 году сложилась идея о необходимости наличия большого порта военного и торгового для обеспечения деятельности СМП.
Порт решили строить в Обской губе, на мысе Каменный (крайне неудачное название, никаких камней там и в помине нет, песок и тундра).
для обеспечения строительства порта в 1946 году начали строить железнодорожную ветку Сейда-Лабытнанги-Мыс Каменный, пристраиваясь к уже существующей ветке до Воркуты.
Строили ударными темпами и к 1948 довели ветку до Лабытнанг. И тут, внезапно, оказывается что никакого глубоководного порта у м. Каменный построить невозможно, вокруг него сплошные мели и вообще лед в губе стоит от середины октября до конца июня.
Концепция поменялась, порт решили строить на Енисее в Игарке и повели туда знаменитые 501 и 503 стройки.

Ситуация сложилась достаточно забавная - по двум берегам Оби (в тех местах не очень широкой) стоят Салехард (бывший Обдорск), административный центр Ямало-Ненецкого округа до которого нет железной дороги и Лабытнанги, незначительный на тот момент поселок ("две помойки, три яранги это город Лабытнанги"), до которых железка есть.

Чтоб хоть как-то загрузить железку до Лабытнанг, вдоль Оби стали рубить лес, сплавлять в плотах до Лабытнанг и вывозить по железке в европейскую часть. Дело было невыгодное, но план есть план.

Ну а где-то в 70х в Ямало-Ненецком плотно занялись добычей нефти-газа и дорога до Лабытнанг стала действительно нужна и оправдана.
Сейчас Лабытнанги довольно активно строятся-развиваются, население растет, несмотря на то, что пенсионеры оттуда уезжают и вообще концепция эксплуатации севера переменилась с "постоянно-поселенческой" на "вахтовую". В отличие от Игарки, которая вымирает и Норильска-Дудинки, где спад по количеству населения также заметен.

Железка до Лабытнанг, кстати, так себе, поезд по ней едет километров сорок в час, не быстрее, и, по рассказам, подновлять её приходится просто постоянно.





От Денис Фалин
К i17 (31.01.2014 02:03:49)
Дата 31.01.2014 12:00:59

Re: Неоконченные сталинские...


>Где-то в 1944 году сложилась идея о необходимости наличия большого порта военного и торгового для обеспечения деятельности СМП.
>Порт решили строить в Обской губе, на мысе Каменный (крайне неудачное

Простите, не могу понять зачем большой порт, да еще военный, в Обской губе..
Для базирование лин. крейсеров типа "Сталинград" и противодействия гипотетической операции "Вундерленд2" американский ВМС ?
Чем существующий на тот момент Диксон не устраивал?

От Николай Поникаров
К i17 (31.01.2014 02:03:49)
Дата 31.01.2014 09:29:03

Паромная переправа

День добрый.

>Ситуация сложилась достаточно забавная - по двум берегам Оби (в тех местах не очень широкой) стоят Салехард (бывший Обдорск), административный центр Ямало-Ненецкого округа до которого нет железной дороги и Лабытнанги, незначительный на тот момент поселок ("две помойки, три яранги это город Лабытнанги"), до которых железка есть.

На дороге 501-503 не предполагалось строительство мостов через Обь и Енисей. В Салехарде и Ермаково должны были быть паромные переправы. В 1949 году на заводе 402 (Севмаш) началось строительство паромов - 2 штуки пр. 723бис и 2 - 723у.


[96K]



В носовой части - вагоноподъемник, поскольку берега реки имеют разную высоту.

На каждой переправе должно быть по одному парому каждого типа. "Ушка" имела удлиненный вагоноподъемник для обработки пассажирских вагонов.

В конце навигации 1951 первые два парома пришли на место работы - "Заполярный" в Салехард, "Надым" на Енисей. Вторая пара - "Северный" и "Чулым" - вошла в строй в 1952 и на Мертвую дорогу уже не успела. Впрочем, "Заполярный" в Салехарде также не работал по назначению. Потом все четыре судна перевели в Черное море, где они трудились на Керченской переправе до самой катастройки.

Насколько эффективна была бы переправа зимой и особенно весной, а адский енисейский паводок? Не знаю. Однотипные паромы 30 лет обеспечивали переправу в Комсомольске-на-Амуре - осенью с ледоколом, зимой намораживался лед и укладывались рельсы на льду.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Проект_723_(железнодорожные_паромы)

С уважением, Николай.

От Железный дорожник
К Николай Поникаров (31.01.2014 09:29:03)
Дата 31.01.2014 11:27:44

Спасибо! Не знал. (-)


От Юрий А.
К i17 (31.01.2014 02:03:49)
Дата 31.01.2014 08:20:26

Re: Неоконченные сталинские...


>>
>>В советское время нет. Только участок до Лабытнанги передали в МПС в постоянную эксплуатацию.
>
>Железка до Лабытнанг, кстати, так себе, поезд по ней едет километров сорок в час, не быстрее, и, по рассказам, подновлять её приходится просто постоянно.


Приблизительно года два или даже три уже назад я очень плотно занимался предпроектными разработками по развитию участка Чум-Лабытнанги. Связано это было с предполагаемыми ускорениями темпов по строительству Северного широтного хода.

Руководство Северной дороги очень надеялось на то, что удастся доказать необходимость строительства вторых путей и развития этого участка. Но вывод получился не утешительный. На ближайшие 15 лет, существующий путь справится с прогнозируемыми грузопотоками, практически без существенной модернизации. Необходимо было только модернизировать системы СЦБ.

Ну а потом, строительстов Северного широтного хода опять резко тормознуло, и интерес к этому направлению упал.


А нам плевать, что начали стрелять, мы в кусты всегда успеем убежать.