От Estel
К All
Дата 28.01.2014 14:47:42
Рубрики Прочее; Современность;

Возвращаясь к теме газопроводов.

А как собственно в СССР предполагалось защищать магистральные трубопроводы (газ, нефть) в случае войны?

Великую Отечественную в расчёт не берём, т.к. первый, реально работающий магистральный газопровод большого сечения был достроен в 1946. Но ведь наверняка такие планы были?

По идее, вариантов развития событий не так много. Или защищать нитку, что в абсолютном большинстве случаев абсолютно не реально. Или её попросту уничтожить. Всё таки, в случае оккупации, скорее всего она будет заминирована или уничтожена противником.

Правильно ли считать, что магистральные трубопроводы - транспортная система исключительно мирного времени?

Ведь даже в глубоком тылу, организовать круглосуточную охрану с бойцами через каждые 10 метров будет весьма затруднительно.

Насколько усложнившаяся логистика (доставка газа и нефти газовозами и наливниками) повлияет на производственные показатели промышленности? При этом, будем считать, что электроэнергию мы получаем бесплатно и из воздуха.

От Давид ГР
К Estel (28.01.2014 14:47:42)
Дата 31.01.2014 07:38:38

как прокладывали и охраняли англоамериканский нефтепровод в 1944 1945

там о нефтепроводе вещали людям в кинотеатрах
https://www.youtube.com/watch?v=Nv9lBqPVuoE

давид

От astatin
К Estel (28.01.2014 14:47:42)
Дата 29.01.2014 18:28:57

Re: Возвращаясь к...

Сколько Западная Европа смогут прожить протянуть на своих резервах нефти и газа? Тут с Украиной заминка, они уже страдают, а это только часть поставляемого газа. В случае войны газ и нефть только с Ближнего Востока и то предварительно нужно будет развивать логистику в этом направлении. Эти трубопроводы защищают себя сами своим наличием.

От А.Никольский
К Estel (28.01.2014 14:47:42)
Дата 28.01.2014 22:29:08

а вот текст о том, кто будет чинить трубопроводы в войсках ГО

"Для проверки трассы трубопровода и контроля работы личного состава в гарнизонах я выезжал на БТР в сопровождении солдата. В десантное отделение бронетранспортера мы складывали монтажный инструмент, задвижки и вставки различной длины, а к бортам привязывали как минимум четыре трубы. Обычно небольшие аварии устраняли втроем вместе с водителем. В серьезных случаях участвовали еще по два солдата из каждого гарнизона, а иногда выделяли второй БТР. На обе машины порой грузили до 20 труб. Как правило, при замене одной трубы перекачку горючего по трубопроводу не прекращали, а лишь снижали обороты двигателя у предыдущей насосной станции.

Именно с учетом опыта борьбы с огненной стихией в 1972 году через три года в штат каждого полка гражданской обороны был введен трубопроводный взвод и комплект трубопровода ПТГО-100/150-6/4 протяженностью 10 км"

От Evg
К Estel (28.01.2014 14:47:42)
Дата 28.01.2014 19:19:21

Re: к теме газопроводов.

>А как собственно в СССР предполагалось защищать магистральные трубопроводы (газ, нефть) в случае войны?

>Великую Отечественную в расчёт не берём, т.к. первый, реально работающий магистральный газопровод большого сечения был достроен в 1946. Но ведь наверняка такие планы были?

>По идее, вариантов развития событий не так много. Или защищать нитку, что в абсолютном большинстве случаев абсолютно не реально. Или её попросту уничтожить. Всё таки, в случае оккупации, скорее всего она будет заминирована или уничтожена противником.

>Правильно ли считать, что магистральные трубопроводы - транспортная система исключительно мирного времени?

>Ведь даже в глубоком тылу, организовать круглосуточную охрану с бойцами через каждые 10 метров будет весьма затруднительно.

На сколько трубопровод отличается от железной дороги, где рельсы и шпалы составляют ничтожную долю стоимости дороги, а лёгкость разрушения пути нивелируется такой же лёгкостью его восстановления.

От Estel
К Evg (28.01.2014 19:19:21)
Дата 28.01.2014 22:48:46

Re: к теме...

>На сколько трубопровод отличается от железной дороги, где рельсы и шпалы составляют ничтожную долю стоимости дороги, а лёгкость разрушения пути нивелируется такой же лёгкостью его восстановления.

Железная дорога обычно не закапывается в землю. А абсолютное большинство магистральных трубопроводов - подземные. Содержимое трубы, опять таки может вытечь и сделать площадку непригодной для ремонта.

От А.Никольский
К Estel (28.01.2014 14:47:42)
Дата 28.01.2014 14:58:55

управление мобподготовки в "Газпроме" есть

вот его след в документе тендера
http://www.gazprom.ru/f/posts/89/384797/protokol-465-5.pdf

стало быть какие-то планы на военное время есть (и были), неясен только масштаб войны. Скорее всего на случай большой ядерной и большой неядерной войны тоже что-то нафантазировали.
Кстати, в случае большой ядерной войны, которая явно будет скоротечна и займет вряд ли больше десятков часов, какое-то планирование может и имеет смысл - сами по себе нитки, хабы и промыслы вряд ли будут первоочередной целью

От Dargot
К А.Никольский (28.01.2014 14:58:55)
Дата 28.01.2014 15:14:27

Re: управление мобподготовки...

Приветствую!

>Кстати, в случае большой ядерной войны, которая явно будет скоротечна и займет вряд ли больше десятков часов, какое-то планирование может и имеет смысл - сами по себе нитки, хабы и промыслы вряд ли будут первоочередной целью

Не факт. В книжке Doomsday: Britain After Nuclear Attack, посвященной анализу последствий ядерного удара по Великобритании - я про нее как-то писал в ЖЖшечке,
http://dargot.livejournal.com/206608.html - газотранспортная система страны, наряду с прочими важнейшими объектами энергетики, рассматривается как важнейшая невоенная цель и ее основные элементы - терминалы, газохранилища, пересечения трубопроводов - включаются во все сценарии атаки, где по гражданским целям вообще наносятся удары.

С уважением, Dargot.

От Estel
К Dargot (28.01.2014 15:14:27)
Дата 28.01.2014 15:36:48

Это случайно не то,


> Не факт. В книжке Doomsday: Britain After Nuclear Attack, посвященной анализу последствий ядерного удара по Великобритании - я про нее как-то

по следам чего был написан сценарий "Threads"?

От Dargot
К Estel (28.01.2014 15:36:48)
Дата 28.01.2014 16:07:21

Да, один из источников вдохновения (-)


От А.Никольский
К А.Никольский (28.01.2014 14:58:55)
Дата 28.01.2014 15:05:12

Re: управление мобподготовки...

да, и у нефтепровода "Дружба" точно должны были быть всякие военные задачи и соответственно планы, тут надо ув.Евгения Путилова спросить, вроде даже какие-то спекуляции обсуждали на форуме

От Роман Алымов
К Estel (28.01.2014 14:47:42)
Дата 28.01.2014 14:58:48

Зачем это надо? (+)

Доброе время суток!

Зачем защищать газопроводы и нефтепроводы, ведущие к большим городам и предприятиям, если в случае большой войны на месте этих городов и предприятий будет радиоактивный слой осколков железобетона в пять метров толщиной?

С уважением, Роман

От Grozny Vlad
К Estel (28.01.2014 14:47:42)
Дата 28.01.2014 14:57:27

Re: Возвращаясь к...

>Правильно ли считать, что магистральные трубопроводы - транспортная система исключительно мирного времени?
>Ведь даже в глубоком тылу, организовать круглосуточную охрану с бойцами через каждые 10 метров будет весьма затруднительно.
Во время войны в Афганистане эксплуатировались ПМТП средней протяженности. Это, конечно, не те объемы, другая ремонтопригодность, но тем не менее...
Удавалось эксплуатировать даже без полного контроля над прилегающей территорией...

Грозный Владислав

От Estel
К Grozny Vlad (28.01.2014 14:57:27)
Дата 28.01.2014 15:11:24

Да. Но.

>Во время войны в Афганистане эксплуатировались ПМТП средней протяженности. Это, конечно, не те объемы, другая ремонтопригодность, но тем не менее...
>Удавалось эксплуатировать даже без полного контроля над прилегающей территорией...

Та же Баграмская нитка как я понимаю, страдала не столько от обстрелов, сколько от банальных врезок. И потери в 10-15% там считались нормой.

Потом, речь сейчас несколько о другом. ПМТП это в чистом виде времянка, а вопрос стоит именно о нормальных, стационарных если можно так сказать системах. И не на территории противника, а наоборот.

От А.Никольский
К Estel (28.01.2014 15:11:24)
Дата 28.01.2014 15:27:21

Re: Да. Но.

тут мне подсказал товарищ, читавший книжку 25-го НИИ, что в военное время нефтепроводы планировалось использовать как хранилища ГСМ. А за их восстановление отвечали трубопроводные войска (в прифронтовой зоне) и войска ГО и ЧС (подальше от фронта и вместе с гражданскими орагнизациями)

От Estel
К А.Никольский (28.01.2014 15:27:21)
Дата 28.01.2014 15:46:23

Хранилищ?

>тут мне подсказал товарищ, читавший книжку 25-го НИИ, что в военное время нефтепроводы планировалось использовать как хранилища ГСМ. А за их восстановление отвечали трубопроводные войска (в прифронтовой зоне) и войска ГО и ЧС (подальше от фронта и вместе с гражданскими орагнизациями)

Ну допустим... Берём самый большой диаметр - 1420мм. И длину трубы в 10 км. Там поместится порядка 63 тонн топлива. Что-то как-то немного совсем.

От А.Никольский
К Estel (28.01.2014 15:46:23)
Дата 28.01.2014 15:55:22

Re: Хранилищ?


>Ну допустим... Берём самый большой диаметр - 1420мм. И длину трубы в 10 км. Там поместится порядка 63 тонн топлива. Что-то как-то немного совсем.
++++
почему это - объем такой трубы будет порядка 15 000 куб м, а значит и топлива в тоннах очень округленно примерно столько же. Ведь объем цилиндра - площадь умноженная на высоту, то есть пи-эр-квадрат на аш.
Да процитировал я неполно - для хранения ГСМ планировалось использовать как раз газопроводы, а не нефтепроводы

От Estel
К А.Никольский (28.01.2014 15:55:22)
Дата 28.01.2014 16:24:11

Что-то напутал. Согласен.

Это будет порядка 11,5 тыс.тонн. На какое-то время хватит.

>Да процитировал я неполно - для хранения ГСМ планировалось использовать как раз газопроводы, а не нефтепроводы

Ну это-то понятно, нефтепроводы будут заняты штатной работой.

Остаётся вопрос охраны.

От А.Никольский
К Estel (28.01.2014 16:24:11)
Дата 28.01.2014 16:58:40

Вот интересный отрывок из книги начальника ЦУСРТГ про все это

Из книги Василия Никитина «30 лет во главе службы горючего»
http://books.google.ru/books/about/30_лет_во_главе_службы.html?id=NRRTYgEACAAJ&redir_esc=y - ее обложка (электр.книги нет)

"Поэтому в обстановке холодной войны Управление снабжения горючим активно участвовало в разработке предложений по созданию новых трубопроводных систем. Результатом згой работы стало постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вышедшее в июне 1958 г., - «О строительстве трубопроводов для транспортирования нефтепродуктов в западные районы СССР». Согласно этому документу, в течение 1959-1965 гг. планировалось соорудить нефтепродуктопроводы Брянск - Орша - Брест; Брянск - Ровно -Чоп и Ровно - Брест.

Возглавляемое генерал-полковником В.В.Никитиным Центральное управление снабжения ракетным топливом и горючим (ЦУСРТГ МО) инициировало предложения по развитию сети магистральных нефтепродуктопроводов и на восточном направлении. Так, в 1971 г. управление обосновало необходимость строительства магистрального нефтепродуктопровода Иркутск - Улан-Удэ - Чита. Госплан и Совет Министров СССР поддержали эту идею,

Надо отметить, что В.В. Никитин продолжал выступать с аналогичными инициативами. Например, в подписанных им в феврале 1976 г. предложениях Министерства обороны значатся восемь трубопроводов общей протяженностью 5 тыс. км. Еще до ввода в строй нефтепродуктопроводов на западном направлении он считал необходимым заблаговременно обеспечить их техническое прикрытие , т.е. комплекс мер, позволяющих в случае войны быстро восстанавливать работоспособность поврежденных врагом линейной части и объектов трубопроводов.

Задачи повышения обороноспособности армий, стран-участниц Варшавского договора требовали наращивания возможностей по подаче горючего от границ СССР в западном направлении. В качестве альтернативы дорогостоящему строительству новых нефтепродуктопроводов предусматривалось использование и действующих газопроводов.

В апреле 1972 г. было подписано соглашение между правительствами СССР и ЧССР об использовании трубопроводных систем обеих стран для транспортировки нефтепродуктов из СССР в ЧССР в особый период. В августе 1973 г. прошло совещание с участием начальника УСГ Главного тыла Министерства обороны Чехословакии полковника 3.Горака. В результате был подготовлен совместный протокол к соглашению 1972 г., в соответствии с которым создавалась мощная трубопроводная система, включавшая нефтепродуктопровод Ровно - Чоп и газопровод «Братство». В конце 70-х гг. этот проект был воплощен в жизнь, а в конце 80-х прошел успешную проверку в ходе крупных совместных учений.

В.В. Никитин предлагал использовать для подачи горючего войскам трубопроводы различного назначения. Так, еще в 1969 г. в книге «Полевые магистральные трубопроводы в современных операциях» он писал: «Для создания наиболее надёжной системы бесперебойного обеспечения войск горючим необходимо иметь единую непрерывную систему трубопроводов». В эту систему, по его мнению, должны быть включены магистральные нефтепродуктопроводы, некоторые переоборудованные нефтепроводы и газопроводы, а также полевые магистральные трубопроводы Министерства обороны.

Он настойчиво доказывал реализуемость этих проектов делом. В 1982 г. Совет Министров СССР возложил на Министерство обороны, Мингазпром и Госкомнефтепродукт задачу - провести исследования и разработать организационно-технические решения по использованию газопроводов для транспортировки и хранения светлых нефтепродуктов как в мирное, так и в военное время. Испытания по использованию переоборудованных газопроводов для хранения и перекачки светлых нефтепродуктов были проведены в Киевском, Прикарпатском и Прибалтийском военных округах.

Впервые в отечественной практике в 1985 г. (уже после отставки И.В. Никитина) на газопроводе Дашава - Киев на переоборудованном участке Киев - Фастов была осуществлена перекачка горючего. Разработанные организационно-технические рекомендации были утверждены совместным решением Мингазпрома, Госкомнефтепродукта и Минобороны СССР."

От tramp
К А.Никольский (28.01.2014 16:58:40)
Дата 29.01.2014 09:23:36

Re: Вот интересный...

"Через некоторое время решена была еще одна исключительно важная проблема - транспортировка горючего посредством трубопровода, который по праву называется детищем Никитина. Именно он возглавлял деятельность ученых (прежде всего «своего» 25-го ГосНИИ Минобороны) по созданию новой системы. А затем по самим полевым магистральным трубопроводам (ПМТ) и их использованию в армейских условиях посвятил два объемных труда.
В начале афганской кампании, где практически отсутствовали железные и разветвленные шоссейные дороги для доставки горючего нашим войскам, Никитин предложил проложить трубопровод. Со стороны руководства ТуркВО, да и в Центре раздались возражения. Кое-кто считал, что трубопровод будет более уязвимым для огня душманов, чем автотранспорт. Но Никитин сумел переубедить оппонентов и не ошибся. Трубопровод был развернут на двух направлениях общей протяженностью 1.207 километров, по которому войскам 40-й армии было поставлено 5,4 млн. тонн горючего, что составило 80 процентов от общего количества поставок."
Патриарх службы горючего
http://old.redstar.ru/2004/11/11_11/2_03.html

с уважением

От А.Никольский
К А.Никольский (28.01.2014 16:58:40)
Дата 28.01.2014 17:00:39

точнее, это сборник статей о В.Никитине (-)