От SSC
К All
Дата 16.01.2014 18:17:16
Рубрики WWII; Танки;

Шамшурин и КПП КВ-1(с)

Здравствуйте!

Есть такая книжка - "Конструктор Н.Л. Духов и его школа". Выдержки из неё можно найти здесь:
http://www.famhist.ru/famhist/tanki/000008d6.htm

В этой книге в частности есть глава про усовершенствование Шамшуриным КПП КВ-1.
http://www.famhist.ru/famhist/tanki/00049583.htm

Написано следующее (по порядку важности):

1) "Картер коробки передач изготовлялся не из дорогостоящего силумина, как прежде, а из чугуна. На старых коробках из-за разности коэффициента линейного расширения силумина и стали происходили разрушения конических подшипников, износы зубьев шестерен. В данном случае этот дефект исключался из-за близости коэффициентов линейного расширения стали и чугуна."

Думаю, здесь особые комментарии излишни. Возникнования люфтов в посадочных местах подшипников при разогреве в процессе работы, даже без разрушения подшипника => люфты в посадке валов => люфты в зацеплении шестерён => все радости жизни, типа выкрашивания и т.п.

2) "Впервые вместо легированных дорогостоящих конструктивных сталей Шамшурин применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей термообработкой токами высокой частоты."

Тоже вполне понятно. Закаливать шестерни традиционными методами в СССР похоже не умели, поэтому для изготовления использовали специальные стали. Обработка таких сталей - кошмар технолога, поэтому неудивительно что при резком расширении производства началось "...нарушение технологии при изготовлении и введение заменителей без испытаний"

Данное решение Шамшурина т.о. позволило резко повысить технологичность КПП.

3) "Николаю Федоровичу удалось выбрать кинематическую схему с лучшей динамикой, большими резервами прочности, меньшими габаритами."

Поскольку габариты коробки даже уменьшились, то заметно снизить нагрузки на шестерни 1й ступени и з.х. вряд ли удалось (при одинаковом входном моменте усилие на зубьях обратно пропорционально диаметру шестерни, т.е. является функцией габарита КПП). Но, возможно, Шамшурину удалось перекомпоновать шестерни и выделить место для увеличения диаметра вышеназванных шестерней.

С уважением, SSC

От Michalych78
К SSC (16.01.2014 18:17:16)
Дата 17.01.2014 10:05:49

Re: Шамшурин и...

Здравствуйте!

Не по теме немножко.Недавно прочитал что, Духов модернизировал
бортовые передачи Т-28 (год вроде 1937-38), и эту конструкцию применили немцы на "Пантере", чем сэкономили себе массу времени и средств. Было такое?

С уважением, Михаил.

От Radarytch
К Michalych78 (17.01.2014 10:05:49)
Дата 18.01.2014 10:55:53

Обсуждалось же на форуме(+)

http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/2481/2481187.htm

От Michalych78
К Radarytch (18.01.2014 10:55:53)
Дата 20.01.2014 09:37:09

Re: Обсуждалось же...

>
http://www.vif2ne.ru/nvk/forum/0/archive/2481/2481187.htm

Спасибо

От Fateev
К SSC (16.01.2014 18:17:16)
Дата 17.01.2014 09:29:46

тут именно технологические решения

День добрый.

>2) "Впервые вместо легированных дорогостоящих конструктивных сталей Шамшурин применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей термообработкой токами высокой частоты."
>Тоже вполне понятно. Закаливать шестерни традиционными методами в СССР похоже не умели, поэтому для изготовления использовали специальные стали. Обработка таких сталей - кошмар технолога, поэтому неудивительно что при резком расширении производства началось "...нарушение технологии при изготовлении и введение заменителей без испытаний"

Умели закаливать. Просто закалка ТВЧ гораздо быстрее (не надо сначала разогревать, потом охлаждать) .
И , как нам объяснял препод, закалка ТВЧ хороша именно для шестерен - особо прочный, ставшим закаленным, поверхностный слой и оставшаяся упругой сердцевина.

>Данное решение Шамшурина т.о. позволило резко повысить технологичность КПП.
Именно так.
С уважением, Павел Фатеев.

От БорисК
К SSC (16.01.2014 18:17:16)
Дата 17.01.2014 07:57:42

Re: Шамшурин и...

>2) "Впервые вместо легированных дорогостоящих конструктивных сталей Шамшурин применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей термообработкой токами высокой частоты."

Очень коряво написано. "Конструктивные стали" – это неграмотное выражение, должно быть "конструкционные стали". Но конструкционные стали – это вообще стали, применяемые в машиностроении, и дорогие, и дешевые. В данном случае речь явно идет о легированных сталях.

>Тоже вполне понятно. Закаливать шестерни традиционными методами в СССР похоже не умели, поэтому для изготовления использовали специальные стали.

Специальные стали для шестерен используются сплошь и рядом независимо от методов их закалки. Особенно для тяжелонагруженных шестерен для повышения их прочности и износостойкости.

>Обработка таких сталей - кошмар технолога, поэтому неудивительно что при резком расширении производства началось "...нарушение технологии при изготовлении и введение заменителей без испытаний"

Разные специальные стали обрабатываются по-разному. Одни из них могут быть кошмаром для технолога, а другие обрабатываются без всяких проблем. Многое зависит не только от состава стали, но и от ее предварительной термообработки, и от конкретного технологического процесса. А "... нарушение технологии при изготовлении и введение заменителей без испытаний" появляются, чаще всего, при нехватке необходимого сырья, компонентов, станков и инструментов или времени для соблюдения должных технологических процессов. Ну, и из-за низкой производственной дисциплины, конечно.

С уважением, БорисК.

От SSC
К БорисК (17.01.2014 07:57:42)
Дата 17.01.2014 21:12:03

Re: Шамшурин и...

Здравствуйте!

>>2) "Впервые вместо легированных дорогостоящих конструктивных сталей Шамшурин применил для некоторых валов и шестерен углеродистые стали с последующей термообработкой токами высокой частоты."
>
>Очень коряво написано. "Конструктивные стали" – это неграмотное выражение, должно быть "конструкционные стали". Но конструкционные стали – это вообще стали, применяемые в машиностроении, и дорогие, и дешевые. В данном случае речь явно идет о легированных сталях.

Там там и написано "вместо легированных ... сталей".

>>Обработка таких сталей - кошмар технолога, поэтому неудивительно что при резком расширении производства началось "...нарушение технологии при изготовлении и введение заменителей без испытаний"
>
>Разные специальные стали обрабатываются по-разному. Одни из них могут быть кошмаром для технолога, а другие обрабатываются без всяких проблем. Многое зависит не только от состава стали, но и от ее предварительной термообработки, и от конкретного технологического процесса.

Во-первых, сейчас всё стало на порядок проще, во-вторых, обработать можно всё так или иначе. Перед технологом вопрос стоит не "Как это сделать?" а "Как это сделать на располагаемом оборудовании реальными рабочими из доступного сырья, и всё за минимальную цену?"

С уважением, SSC

От БорисК
К SSC (17.01.2014 21:12:03)
Дата 21.01.2014 10:16:53

Re: Шамшурин и...

>Там там и написано "вместо легированных ... сталей".

Там явно лишнее слово "конструктивных". Если его выбросить, все будет нормально.

>Во-первых, сейчас всё стало на порядок проще, во-вторых, обработать можно всё так или иначе. Перед технологом вопрос стоит не "Как это сделать?" а "Как это сделать на располагаемом оборудовании реальными рабочими из доступного сырья, и всё за минимальную цену?"

Это конечно, но при этом попадаются такие технологи, у которых в одном месте постоянно свербит и заставляет их писать рацпредложения, несмотря на то, что они только портят дело.

С уважением, БорисК.

От digger
К SSC (16.01.2014 18:17:16)
Дата 16.01.2014 18:24:45

Он то Шамшурин,то Шашмурин :) (-)


От Taranov
К digger (16.01.2014 18:24:45)
Дата 16.01.2014 20:51:14

От слова "Шашмура" - головной убор замужней женщины , перм. (Даль) (-)