От
|
Д.И.У.
|
К
|
DmitrSh
|
Дата
|
12.01.2014 19:26:32
|
Рубрики
|
Прочее; 11-19 век; Флот;
|
Re: Пятничная альтернатива...
>>Неясно, какому направлению был бы отдан приоритет, т.к. и маршрут вокруг Африки - тоже португальский. Видимо, возможна была бы даже альтернативка: путь вокруг Африки теряется португальцами, им достается вся Америка, а на маршруте вокруг Африки господство завоевывается испанцами.
>
>Я по ошибке впихнул все в одно сообщение. Битва у Гвинеи 1478, мир 1479 и португальские открытия 80-х гарантировали, что испанцев вокруг Африки португальцы не пустят.
Все же не будем забывать, что объединенная Испания была намного более сильным государством, чем Португалия.
В конце 1470-х была другая ситуация: в Кастилии имело место фактическое междуцарствие и полубезвластие, подбирали жениха для Изабеллы (делался выбор между объединением либо с Португалией, либо с Арагоном, с борьбой соответствующих партий). Тогда сплоченная и зажиточная Португалия могла гнуть пальцы, до определенного предела.
В 1479 г. Кастилия предсказуемо выбрала Арагон, после чего средиземноморская ориентация стала еще сильнее, а атлантическое направление еще глубже ушло на задний план. Ведь именно на востоке находились важнейшие испанские интересы (Италия была неизмеримо наиболее значимым торговым партнером и центром культурно-религиозного притяжения), там же были главные соперники Франция и Турция. Некоторое время ушло на объединение и подавление крестьянско-коммунальных возмущений в Каталонии. Затем Испания надолго (1482-91 гг.) втянулась в крайне дорогостоящую осадную войну с целью завоевания Гранадского эмирата. Понятно, было не до споров с португальцами.
Но в январе 1492 г. Гранада капитулировала, и Испания оказалась с мощной, отлично вооруженной армией, и с развязанными руками. А в Португалии, напротив, король Жоан II впал в меланхолию и запустил дела, что продолжалось до конца 1495 г.
Вот в этот период 1492-94 гг. испанское королевство могло не только добиться от Португалии любых уступок (типа свободного плавания вдоль Африки с правом основания собственных колоний), но при большом желании и захватить Португалию целиком (как это случилось потом в 1580-м).
Однако в реальной истории основное испанское внимание оставалось приковано к средиземноморским делам (итальянским прежде всего), для чего были все объективные причины, и на радостях был выдан небольшой грант Колумбу "на исследование дальнего космоса". Он в конце 1492 г. вернулся с радостными вестями, навешал лапши на уши про открытый западный путь в Индию, и в следующем 1493 г. ему дали действительно серьезную эскадру - 17 кораблей и 1500 воор. чел. со всем оснащением на несколько месяцев. Как сами писали, от казны пришлось оторвать существенную сумму 200 млн. мараведисов. На этом фоне Испания подписала Тордесильясский договор в июне 1494 г. Но вскоре выяснилось, что до индийских богатств по-прежнему далеко, а привезенные побрякушки не окупают и половины затрат. Вероятно, испанский двор почувствовал серьезное недовольство жизнью и собой.
Однако в 1495 г. испанская армия втянулась во все более тяжелую войну с французами в южной Италии, и свобода рук исчезла. В Португалии, напротив, в октябре 1495 г. на трон сел молодой и энергичный Мануэл, и стал готовить окончательный рывок в Индию, который имел блестящий успех в 1497-98 гг. После этого история окончательно пошла по предначертанному пути.
Теперь вернемся в прошлое и предположим, что Колумб получил все же положительную реакцию португальского двора либо в первое обращение 1483-85 гг., либо во второе 1488 г. То есть ему дали требуемую относительно небольшую сумму на три мелких корабля, и он достиг бы Вест-Индии в 1485 или 1488 г. под португальским флагом.
Ну и что? Была бы мелкая португальская колония, в которую португальский двор и купечество вкладывали бы еще меньше, чем испанские (поскольку африканское направление оставалось бы главным).
Быстро бы поняли, что до Индии так добраться трудно, а доходы с отдаленных дикарских земель в Вест-Индии меньше, чем от налаженной торговли в Африке. То есть лет 20-30 эта колония пребывала бы в прозябающем состоянии, безусловно.
Португальские поиски восточного пути в Индию этот "вест-индский" успех ни в коей мере не остановил бы и не замедлил, их продолжение и завершение было предрешено после возвращения Диаша в 1488 г., и только ослабление воли португальского короля отсрочило "окончательную" экспедицию.
В то же время португальские открытия новых островов на западе (которые нельзя было скрывать до 1492 г.) не могли оставить равнодушными испанского короля, магнатов и купцов. Это исключено, на фоне покорения Гранады и окончательного замирения канарских гуанчей. То есть в 1492-94 гг. испанцы обязательно послали бы туда свою собственную экспедицию, они не могли оставаться "обделенными". И Португалии все равно пришлось бы сделать выбор между западом и востоком - очевидно в пользу востока.
Кстати, даже если бы Испания по каким-то фантастическим причинам сама себя исключила из атлантических дел, оставалась еще одна альтернатива - английская. Соперничать с Испанией Генрих Тюдор не решился, но второстепенное португальское охвостье - другое дело, и Джона Кабота могли послать дальше на юг.