От Вулкан
К All
Дата 30.11.2013 16:26:57
Рубрики 11-19 век; Флот;

Навигация в XVIII веке. Часть 2 - Шторма и бури.

Приветствую!

Профессия моряка в парусную эпоху была исключительно опасной, и это несмотря на то, что корабли от IV ранга и выше большую часть времени отстаивались в портах (в Семилетнюю войну корабли I ранга проводили у стенки порта примерно 68 процентов своей службы, корабли III и IV рангов – до 54 процентов своей службы). И хотя военные корабли считались все же более безопасными, чем торговые, из-за большего размера и большей прочности материалов, тем не менее управляться с ними было гораздо тяжелее, чем с торговыми судами. Ситуация такая складывалась из-за преимущественно прямого парусного вооружения, которое исключала движение навстречу ветру в 6-румбовом угловом растворе.
У англичан, голландцев, французов были две узловые точки при возвращении к родным портам, где корабли могли торчать прямо-таки месяцами. Первая точка – Уэссан. Так например в 1758 году у Уэссана британская эскадра ждала попутного ветра для входа в Канал целых 4 недели. Ста пятьюдесятью годами ранее голландские корабли Филипса Ван Дорпа, погнавшись за корсаской армадой Мигеля де Орны, застряли у Уэссана на 2 недели. Флот Леванта под руководством Турвилля в 1690 году неделю крейсировал у берегов Бретани, ожидая попутного ветра для входа в Брест.
Вторая точка – это отмели Гудвин Сэндз, где английские торговые и военные суда для выхода в портов Лондона, Дувра, или других застревали на якорях на довольно долгое время. Иногда там скапливалось до 100 и более кораблей и купцов, и это – в опасной близости берега, довольно часто – при плохой, а то и штормовой погоде. И хотя корабли II и I рангов несли до 7 якорей – не было никакой уверенности, что эти якоря могут выдержать удары стихии. Так например 82-пушечный «Рамиллиес» в феврале 1760 года бросил якоря во время шторма в Девонской бухте, но вскоре канаты не выдержали, и корабль понесло на утесы Болт Тейла, несмотря на усилия команды по предотвращению катастрофы судно просто размазало о скалы, спаслись лишь 27 человек из 730-ти. Чуть позже при подобных же обстоятельствах были потеряны 5 из 17 кораблей Ост-Индского конвоя.
При подобных ситуациях на корабле предпринимался ряд экстраординарных мер. Прежде всего – рубили мачты, чтобы уменьшить парусность судна и снизить силу удара о скалы/берег. Так, буря в Плимутском порту в январе 1762 года заставила 7 кораблей срубить все свои мачты, а еще 5 – срубили фок – и грот-мачты, чтобы «остаться в живых». Понятно, что расход мачтового и бушпритного дерева, а так же такелажа был в Роял Неви просто беспрецедентным, и часто отсутствие на складах мачт и канатов становилось серьезным ограничением для действий целых эскадр.
Тут следует отметить, что в то время корабли чаще всего не стояли у причальной стенки, туда они подходили, только когда подходил черед идти на ремонт в док. Чаще всего бросали якорь в миле-двух от берега, на рейде. Но вернемся к описанию. В экстраординарных ситуациях мачты рубили несмотря на то, что на них находились люди. Так, в октябре 1763-го во время шторма на 28-пушечном фрегате «Милфорд» были срублены все мачты с марсофлотами на них, в результате 7 человек погибли, и еще 29 спаслись, но были покалечены. Но все таки страшнее всего было потерять якоря. В 1758 году новенький французский 64-пушечный «Белликьё» (Belliqueux), возвращавшийся из Канады, потерял при входе в Канал якоря, и был унесен ветром в Бристольский залив. Вообще наверное на счастье «Белликьё» 2 ноября 1758 года был перехвачен английским 50-пушечником «Антилоуп» и сдался ему без боя. В случае дальнейшего его «броуновского движения» французам грозила страшная участь разбиться о скалы Ирландии.
Так же мы можем вспомнить, как стала беспомощна испанская Непобедимая Армада, которая после атаки брандерами оставила почти все якоря на рейде Кале, и только перемена ветра спасла испанцев от того, чтобы сесть на мель в Зеландии или Голландии.
Про проблему измерения точного своего местоположения читатели уже знают, mos_art посветил этому целую серию постов. А ведь именно тогда появилась английская морская пословица: «лучше доверять плохому впередсмотрящему, чем хорошему офицеру-географу». Эту пословицу как нельзя более точно характеризует ситуация ноября 1758 года, когда небольшой эскадрон Огаста Кэппела отбыл из Англии в Западную Африку. Через 17 дней, когда по подсчетам штурманов корабли находились еще в 350 милях от земли, впередсмотрящий на головном «Личфилд» заметил берега Марокко и своевременно случил об этом.
В сражении у Киберона на захваченных французских кораблях англичане изъяли великолепные морские атласы Neptune François по которым были внесены существенные изменения на английские карты. Позже Хок писал, что «французские и голландские карты гораздо больше заслуживают доверия, нежели собственно английские, особенно в части описания навигации по Каналу, у берегов Англии, Франции и Голландии». Дело в том, что англичане при прохождении Канала полагались исключительно на местных пайлотов, королевские офицеры совершенно не знали своих собственных вод и вообще боялись ходить там.


Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Claus
К Вулкан (30.11.2013 16:26:57)
Дата 01.12.2013 23:14:44

А почему на линкорах не применяись массово латинские паруса?

В чем выгода сохранения прямого паруса аж до броненосной эпохи?

От i17
К Claus (01.12.2013 23:14:44)
Дата 02.12.2013 22:12:27

смысла нет.

с теми пузатыми округлыми обводами корпуса корабль все равно круто к ветру не пойдет, сопротивляться дрейфу практически нечем, нет ни киля ни шверта.

Ну с прямыми парусами тогдашний линкор сможет выгрызть градусов ~10 выхода на ветер, а с косыми ну пусть 15.

А в скорости потеряет, скорость парусного судна в первом приближении определяется соотношением площадь парусов/вес, а площадь косых парусов будет меньше, чем прямых.

В латинских парусах вообще нет ничего особо хорошего, кроме скорости и простоты подъема-уборки, гафельные с точки зрения аэродинамики уже эффективней.

От kegres
К Claus (01.12.2013 23:14:44)
Дата 02.12.2013 21:02:29

В невозможности использовать преимущества косого


В технической сложности конструкции ассиметричного паруса и управлении им, при больших площадях.

Были два неустранимых тогда недостатка –
1: бОльшая высота геометрического центра косого паруса (всех типов, особенно бермудского). Это приводит к повышенному кренящему моменту. Что неприемлемо, для корабля с низким уровнем пушечных палуб.
2: Практическая невозможность правильного профилирования кроем тогдашних больших парусов. Ткани тянулись в произвольном направлении, превращая парусину в бесформенные пузыри. Это приводит к росту дрейфа на острых курсах, вплоть до потери хода по курсу, и управляемости.

На то время, как ни странно, вооружение китайского типа, с множеством параллельных реев, вполне себя оправдывало при острых курсах, будучи несложным в воспроизведении в деревянном рангоуте, и теоретически могло использоваться на тяжёлом корабле.

От Иван~Муравьёв
К kegres (02.12.2013 21:02:29)
Дата 02.12.2013 22:44:09

косые и косые паруса


>На то время, как ни странно, вооружение китайского типа, с множеством параллельных реев, вполне себя оправдывало при острых курсах, будучи несложным в воспроизведении в деревянном рангоуте, и теоретически могло использоваться на тяжёлом корабле.

Да, элементы жесткости помогают держать форму паруса (напр. латы на яхтах нашего времени). Но! у китайцев традиционно был лёгкий и прочный на изгиб бамбук. И всё равно парус получался очень тяжелым (ЕМНИП больше 10 тонн на некоторых монстрах императорского флота) и настолько же трудным в маневрировании.

Кстати, гафельный парус превосходит латинский в лёгкости маневрирования и в настройке (в т.ч когда теряет форму). Поэтому бизани кораблей с XVII несли именно гафельные косые паруса.

Арабские багала несли латинский парус до 20 века. То ли ткань у них лучше, то ли просто дешевле и доступнее?

От (v.)Krebs
К Claus (01.12.2013 23:14:44)
Дата 02.12.2013 01:07:23

Re: А почему...

"море и виселица каждого примут..."

было и такое - французская бизань - как раз латинский парус на третьей мачте.

От Вулкан
К Claus (01.12.2013 23:14:44)
Дата 01.12.2013 23:27:00

Re: А почему...

Приветствую!
>В чем выгода сохранения п рямого паруса аж до броненосной эпохи?

прямые паруса ~ скорость, косые ~ маневренность

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Романов
К Вулкан (30.11.2013 16:26:57)
Дата 01.12.2013 22:22:47

Re: Навигация в...

Добрый вечер!
Пишу работу по кадровому отбору. Не подскажите, где можно почитать про чинопроизводство офицеров британского флота XVII-XX вв?
С уважением!

От Вулкан
К Романов (01.12.2013 22:22:47)
Дата 01.12.2013 23:14:14

Re: Навигация в...

Приветствую!
>Добрый вечер!
>Пишу работу по кадровому отбору. Не подскажите, где можно почитать про чинопроизводство офицеров британского флота XVII-XX вв?

Мои интересны ограничиваются только 1815 годом, а в основном 18 веком, так что по своему периоду рекомендовал бы почитать
http://www.amazon.com/The-Wooden-World-Anatomy-Georgian/dp/0393314693
>С уважением!
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Романов
К Вулкан (01.12.2013 23:14:14)
Дата 03.12.2013 21:26:41

Спасибо! (-)


От объект 925
К Вулкан (30.11.2013 16:26:57)
Дата 30.11.2013 16:47:50

ошибка имхо

> 1758 года, когда небольшой эскадрон
+++
Эскадрон ето когда на конях:)
Алеxей

От Моцарт
К объект 925 (30.11.2013 16:47:50)
Дата 30.11.2013 18:14:08

Re: ошибка имхо

Шквадрона Хоука. Звучит-с!

От Darkbird
К Вулкан (30.11.2013 16:26:57)
Дата 30.11.2013 16:33:05

Спасибо за очередной качественный пост! (-)