Г.В.: Т.е. экипажи числились в 830-м полку, а на Шпицберген направлялись в командировку? Туда направили звено из 3 вертолётов?
Поселок Каплине на Шпицбергене
Ю.Д.: Да, мы продолжали оставаться в штате своего полка. По сути мы выполняли наблюдение за обстановкой на острове, вокруг него, и занимались обслуживанием нашей советской миссии на Шпицбергене.
А сами эти вертолёты давно базировались на Шпицбергене. Вертолёты Ми-4СП с экипажами в составе: командир, штурман и борттехник. «Корочки» у нас были, как будто мы из Аэрофлота. И вертолёты были окрашены соответствующе, с надписью «Аэрофлот».
Г.В.: Т.е., вы были на Шпицбергене под видом гражданской авиации.
Ю.Д.: При Штабе Флота в Североморске существовал специальный «международный» отдел. И наша командировка оформлялась через этот отдел, все документы.
Г.В.: На какой срок вас туда отправляли?
Ю.Д.: На 2 года. Люди менялись, а вертолёты оставались.
Г.В.: Вертолёты были окрашены в оранжевый цвет?
Ю.Д.: Ближе к бордовому. Перекрашивали их на рембазе рядом с аэродромом Североморск-1. Но эту рембазу ещё при мне перепрофилировали, а потом убрали оттуда совсем. Опознавательные военные знаки, звёзды, были закрашены плоховато и просвечивали. Норвеги пальцем показывали: «Милитари!».
Как обычно, покрасить нормально было нереал, естесвтенно :)
>Там рядом со штабом есть такое четырёхэтажное здание – это была офицерская гостиница. Она предназначена для холостяков, но за неимением жилья туда селили и семейных. Кухня на 6 семей, у всех керогазы, от которых потолок был чёрного цвета. А потом мы жили в деревянном двухэтажном доме, там тоже никаких условий, отопление печное, канализации нет. Но после уже дали благоустроенную квартиру, и мы не жаловались.
Он бы сейчас там побывал бы... Гостиница напросвет видна, один скелет. Девятиэтажки еле держаться. Полумертвый поселок.