От Евгений Путилов
К All
Дата 28.09.2013 17:26:37
Рубрики Флот;

вопрос коллективу по фотографированию кораблей с нашего борта на БС

Доброго здравия!

Во время БС и просто дальних походов флота или при посещении иностранных портов велось фотографирование (в том числе детальное) иностранных боевых кораблей и летательных аппаратов: котоые просто встретились по пути, которые вели сопровождение (или которых сопровождали), которые совершали облет нашего корабля (соответственно наоборот со своего корабельного вертолета) и т.п. Насколько знаю, за это отвечал специально назначенный человек (иногда люди).

Потом фотографии куда девались? кто проводил атрибуцию изображенных на фото аппаратов? И где и как они должны были сохраняться? Пытаюсь разобраться, сдавались ли такие фотоматериалы в разведку флота или только в штабе соединения кто-то вел такого рода фотоархив? Велись ли подобные фотоархивы на борту самих боевых кораблей (особенно разведывательных)?

Речь не идет о фотографияй техники суппостата, которая уходила в частные коллекции военморов. Речь только о том, что можно определить как визуальная


С уважением, Евгений Путилов.

От Евгений Путилов
К Евгений Путилов (28.09.2013 17:26:37)
Дата 29.09.2013 22:54:48

всем спасибо! (-)


От Km
К Евгений Путилов (28.09.2013 17:26:37)
Дата 29.09.2013 10:57:24

Re: вопрос коллективу...

Добрый день!

Существовала практика командировок штурманов с военных кораблей в "круиз". Как правило они оформлялись 4-ми помощниками капитанов торговых, пассажирских или рыболовных судов с задачами визуальной разведки, в т. ч. фотографирования. Материалы отрпавляли в РУ флота.

С уважением, КМ

От HorNet
К Евгений Путилов (28.09.2013 17:26:37)
Дата 29.09.2013 10:20:47

Re: вопрос коллективу...

Без конспирологий и ай-ай-аев от мужественных защитников государевых и военных тайн: существенная часть этих фото уходила в такой документ, как СКПЛ - "Справочник командира подводной лодки". Разумеется, туда подбирали добытые таким (и прочими) образом фото,сделанные с углов места и курсовых углов целей, являющихся наиболее близкими к тем, с которых на все эти объекты можно смотреть через перископы ПЛ. То есть частично такие фото делались для людей, а не только для разведунов. СКПЛ - документ секретный (просто секретный), и не указывая год издания, я не нарушаю федерального законодательства РФ о защите сведений, составляющих ГТ;-)

От smertch
К Евгений Путилов (28.09.2013 17:26:37)
Дата 28.09.2013 23:06:52

Re: Могу ответить по морской авиации

>Доброго здравия!

>Во время БС и просто дальних походов флота или при посещении иностранных портов велось фотографирование (в том числе детальное) иностранных боевых кораблей и летательных аппаратов: котоые просто встретились по пути, которые вели сопровождение (или которых сопровождали), которые совершали облет нашего корабля (соответственно наоборот со своего корабельного вертолета) и т.п. Насколько знаю, за это отвечал специально назначенный человек (иногда люди).

В нашем 392 одрапе (Ту-95РЦ) за за фотофиксацию пароходов головой отвечали штурман (стационарный фотоаппарат) и оператор РР "Вишня" - ручной АФА, широкопленочный, автоматический, с рукоятками как у "Максима" и коллиматорным прицелом. За фиксацию аэропланоа - те же + КОУ (командир огневых установок), который должен был перерисовывать в блокнотик эмблемы, надписи и пр. (мера больше воспитательная, т.к. КОУ в мирное время можно, в принципе, заменить мешком картошки).


>Потом фотографии куда девались? кто проводил атрибуцию изображенных на фото аппаратов? И где и как они должны были сохраняться? Пытаюсь разобраться, сдавались ли такие фотоматериалы в разведку флота или только в штабе соединения кто-то вел такого рода фотоархив? Велись ли подобные фотоархивы на борту самих боевых кораблей (особенно разведывательных)?

>Речь не идет о фотографияй техники суппостата, которая уходила в частные коллекции военморов. Речь только о том, что можно определить как визуальная

Аттрибуцию проводил экипаж онлайн, т.е. в полете. Для мелочи типа тральщика не определить серию было простительно, но нацпренадлежность и сам тип - чревато, поэтому снижались до минимума и проходили вдоль настроек, считая пушки и определяя флаг. Но такое случалось редко, слишком мелкая цель для наших монстров. Только если уж совсем скучно в полете становилось, а более крупных целей не предвиделось.

Пленки после вылета изымались техниками, обрабатывались в полку и в штабе дешифровывались. Уходили в штаб ВВС и архив полка. Попадание кадра в частные руки - исключительно редкое явление. Пленками личных фотиков никто не интересовался, кроме владельцев - информации и так выше крыши.

В братском полку на Ил-38 при вылетах на БС на зарубежные аэродромы кроме штатного АФА выдавали еще "Зенит" с набором объективов. Ответственные на борту - наименее ценные при патрулировании члены экипажа - оператор СПИУ и бортпереводчик. Чаще последний, т.к. когда не работал, располагался на месте отдыха во второй кабине, там по правому борту столик для чайных церемоний и иллюминатор - удобно фотоаппараты располагать. Пленки сдавали в штаб группы, в случае необходимости срочной проявки и печати возили в аппарат главного советника (Ливия) или проявляли сами в базовой лаборатории (сирийской). Химикаты - не помню, возили с собой или арабы давали, хотя приходилось самому проявлять.

Съемками на личные аппараты никто не интересовался, но! по прибытии домой, на свою базу, местные особисты, узнав что ты снимал, с визгом и урчанием выпрашивали пленки, анализировали чего-то и писали отчеты - типа тоже галочку поставить)))

То, что фотоархивы велись тщательно, со всем флотским шиком, покруче дембельских альбомов - не извольте сумлеваться)). Поля отбиты, снимки "подняты", все запротоколировано, в оформлении интерьеров штабов и учебных классов использовано))




От smertch
К smertch (28.09.2013 23:06:52)
Дата 28.09.2013 23:12:56

Re: В добавок


У нас в полку знание матчасти супостатов было на уровне, а вот экипажам Ил-38 на БС выдавались огроменные справочники по флотам до Папуасии включительно, Джейнс отдыхает! Я в полетах (переводчики в полетах на патрулирование в Средиземке работали только в при выходе - входе в зону ПВО "нашей" страны) наслаждался листанием, а иногда и определением кораблей, встреченных в море. Больше нигде таких фолиантов не видел.

От Евгений Путилов
К smertch (28.09.2013 23:12:56)
Дата 28.09.2013 23:49:21

Re: В добавок

Доброго здравия!

>У нас в полку знание матчасти супостатов было на уровне, а вот экипажам Ил-38 на БС выдавались огроменные справочники по флотам до Папуасии включительно, Джейнс отдыхает! Я в полетах (переводчики в полетах на патрулирование в Средиземке работали только в при выходе - входе в зону ПВО "нашей" страны) наслаждался листанием, а иногда и определением кораблей, встреченных в море. Больше нигде таких фолиантов не видел.

Спасибо большое, интересно.
Могла ли вестись в штабе полка картотека с фотографиями из различных вылетов различных экипажей в разное время, рассортированными по каждому конкретному кораблю? То есть, например, пачка фото АВМ "Нимитц" разных лет, собранных в одном пакете?
Или если таким и заморачивались, то в специализированных инстанциях повыше?

С уважением, Евгений Путилов.

От smertch
К Евгений Путилов (28.09.2013 23:49:21)
Дата 29.09.2013 00:53:38

Re: В добавок

>Доброго здравия!

>>У нас в полку знание матчасти супостатов было на уровне, а вот экипажам Ил-38 на БС выдавались огроменные справочники по флотам до Папуасии включительно, Джейнс отдыхает! Я в полетах (переводчики в полетах на патрулирование в Средиземке работали только в при выходе - входе в зону ПВО "нашей" страны) наслаждался листанием, а иногда и определением кораблей, встреченных в море. Больше нигде таких фолиантов не видел.
>
>Спасибо большое, интересно.
>Могла ли вестись в штабе полка картотека с фотографиями из различных вылетов различных экипажей в разное время, рассортированными по каждому конкретному кораблю? То есть, например, пачка фото АВМ "Нимитц" разных лет, собранных в одном пакете?
>Или если таким и заморачивались, то в специализированных инстанциях повыше?

Не скажу, т.к. не штабист. Но, по-моему, все велось по типу летописи, т.е. по датам вылетов. Отдельные подборки были точно - в качестве учебного материала для тренировок в опознании. Может где-то и делались пакеты по кораблям, но, ИМХО, строевым частям это без надобности, кроме вышеуказанной, т.е. учебной, вместе с макетами кораблей и силуэтами - для снабжения учебных классов.
Ну, могли делать подборки на торжества и юбилеи - типа "как мы вскрывали АУГ ... такого-то числа такого-то года".
>С уважением, Евгений Путилов.

От Т.
К Евгений Путилов (28.09.2013 17:26:37)
Дата 28.09.2013 20:12:45

Re: вопрос коллективу...

>Во время БС и просто дальних походов флота или при посещении иностранных портов велось фотографирование (в том числе детальное) иностранных боевых кораблей и летательных аппаратов: котоые просто встретились по пути, которые вели сопровождение (или которых сопровождали), которые совершали облет нашего корабля (соответственно наоборот со своего корабельного вертолета) и т.п. Насколько знаю, за это отвечал специально назначенный человек (иногда люди).

Особисты, замполиты, штурмана, врачи. Первые по статусу, вторые по статусу и как свободные от вахт, штурмана как свободные от вахт и обученные с техникой, врачи - как свободные от вахт, как конфиденты особого отдела.

>Потом фотографии куда девались? кто проводил атрибуцию изображенных на фото аппаратов? И где и как они должны были сохраняться? Пытаюсь разобраться, сдавались ли такие фотоматериалы в разведку флота или только в штабе соединения кто-то вел такого рода фотоархив? Велись ли подобные фотоархивы на борту самих боевых кораблей (особенно разведывательных)?

И в разведку и в иностранную военную информацию политорганов и в особый отдел (совершенствовать борьбу с утечками информации) и даже в "стенные газеты"

>Речь не идет о фотографияй техники суппостата, которая уходила в частные коллекции военморов. Речь только о том, что можно определить как визуальная

Вы наверно хотели дописать разведка

>С уважением, Евгений Путилов.

С таким вопросом лучше на ЦусимФорум обратиться

Мой источник информации - статья в сборнике ЦВМБ по истории холодной войны на море, а также статья по истокам и истории военнно-морской прикладной фотографии - "От Апостоли до Фотошопа...".

От Евгений Путилов
К Т. (28.09.2013 20:12:45)
Дата 28.09.2013 21:15:29

ответил в личку (-)


От Т.
К Евгений Путилов (28.09.2013 21:15:29)
Дата 28.09.2013 21:47:48

В дополнение к тому что написал в личку

1)
Н. Н. АПОСТОЛИ - МОРЯК И ФОТОГРАФ
Губер К.П.
Судостроение. 2011. № 3. С. 86-90.

2)

"Двумя годами позже, будучи уже признанным
мастером морской фотографии, Николай Апостоли командируется в Германию на торжества, связанные с
открытием Кильского канала: он имел секретное поручение – сфотографировать укрепления и инженерные
сооружения в Киле."

"Специфика съемок на море заставила Н. Апостоли искать пути усовершенствования фотографических аппаратов. Он создал «Двойные камеры с парными равнофокусными объективами», с помощью которых представлялась возможность фотографировать движущие корабли, когда сам снимающий находился в движении: на шлюпке, на пароходе, во время качки. Кроме того, Н. Апостоли были построены камера с телеобъективом, позволяющим производить съемки с больших расстояний, и аппарат для подводной съемки. "

http://www.sevmb.com/about/smi/p_1_at211_id31/

3) http://www.domikorabl.ru/review/Nikolai_apostoli__moryk.html

4) и файл в копилке