От Вулкан
К All
Дата 23.09.2013 00:04:45
Рубрики 11-19 век; Флот; Армия; ВВС;

Перкаль

Приветствую!

Перкаль - от фижм и панталон к авиастроению

Вообще я каждый раз безмерно удивляюсь, сколько открытий дала флоту Франция.
В кораблестроении - 74-пушечные линейные корабли - настоящие рейдеры, "истинные фрегаты", "идеальные 40-пушечные фрегаты", мачты с четвертым ярусом.
В питании флота - консервы.

Теперь же есть смысл поговорить о таком изобретении, как перкаль.
Вообще хлопчатобумажную ткань пытались использовать для изготовления парусов с незапамятных времен, но хлопок от постоянного контакта с водой имеет свойство гнить. В результате паруса получались слишком непрочными и слишком недолговечными. Поэтому еще со времен голландского владычества на море хлопок вытеснился льняной тканью (у голландцев эта ткань называлась duck).

Во Франции лен со времен Кольбера был объявлен статегическим товаром. Почти весь север королевства (Артуа, Номандия, Бретань, Пикардия) культивировали этот продукт в интересах флота и армии. Хлопок же закупался французами в Турции и Египте, и использовался для пошива одежд модников и модниц, и постельного белья. Расширение хлопкового производства началось с царствования Людовика XVI, короля флотофила. Тогда был положен запрет на одежду из льна (ибо флот нуждался в парусах и ЗИПах). И все-таки Франция не обладала таким поставщиком льна, как Америка и Россия и ей на государственные нужды конопли совершенно не хватало.
В 1773-м году французские промышленники в Лионе сделали эпохальное открытие, которое в будущем положило начало производству хлопчатобумажных парусов и перкалю. Оказалось, что если хлопчатобумажную ткань вымачивать около двух недель в масле льняного семени - она покрывается масленой пленкой, и гниение хлопка от контакта с водой резко сходит на нет. Тем не менее изначально перкаль использовался для производства женских юбок, фижм, панье, накидок.

На флот же первые паруса из перкаля попали благодаря Анну-Роберу-Жаку Тюрго, барону д’Ольн, ставшему государственным секретарем по флоту в 1774 году. Именно тогда перкаль был опробован во флоте, отзывы по нему были сугубо положительными, новый материал был более легким, нежели льняная ткань, требовал меньше места для хранения. От широкого внедрения останавливало только одно - для производства перкаля нужен был и хлопок, и лен тоже, вернее - льняное масло. То есть от чего пытались уйти, к тому и пришли.

Прорыв произошел в 1803 году, когда французский химик Шене построил первый в мире завод по производству лака из органических смол. Пропитка хлопчатобумажной ткани смолистым лаком резко повысила прочность, эластичность, долговечность получаемого перкаля, и постепенно доля льняных парусов во французском флоте начинает снижаться.

Таким образом начиная с 1806 года перкаль становится полноправным заменителем льна в парусном производстве.

В Англии так же велись опыты с перкалем, особенно усердно - с 1808 по 1810 годы, во времена Континентальной блокады, но поскольку англичане использовали для пропитки спиртовые лаки, которые повреждали структуру хлопчатобумажной ткани, опыты эти были неудовлетворительными. Правильную пропитку для парусов из хлопка британцы смогли получить лишь к 1814 году. С тех пор потребление хлопка постоянно росло, Индия с поставками уже не справлялась, и началась золотая эра King Cotton - хлопка с плантаций южных штатов США.

Позже, уже в конце XIX века, перкаль покрывался более густыми лаками, делался многослойным и использовался для производства корпусов и крыльев самолетов. Например те же самые британские "авоськи" - знаменитые торпедоносцы Фэйри "Суордфиш", приговорившие к смерти немецкий "Бисмарк", и атаковавшие итальянский флот в базе Таранто - это всего лишь бипланы, обтянутые перкалем - материалом из века парусов. В легендарном ИЛ-2, производившемся, кстати, в моем городе, перкаль так же использовался для придания прочности конструкции самолета, а так же для защиты корпуса от влаги.

Так что, покупая нежнейшее постельное белье из перкаля, удивительное по своей долговечности и прочности, вспомните, что эта ткань когда-то слышала не только скрипы мачт, но и залпы линкоров Второй Мировой, надсадный вой сирен и немецких зениток....

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Андрей Платонов
К Вулкан (23.09.2013 00:04:45)
Дата 23.09.2013 11:26:32

Re: Перкаль

>В легендарном ИЛ-2, производившемся, кстати, в моем городе, перкаль так же использовался для придания прочности конструкции самолета, а так же для защиты корпуса от влаги.

Простите, но тут дичь написана. Перкаль использовалась для обтяжки крыла (часто) и фюзеляжа (реже) - для облегчения, по сравнению с фанерной обшивкой. Иногда ею обтягивались и фанерные поверхности - для защиты от погодных условий, да. Но в основном служила она для сохранения формы профиля и воспринимала распределенную аэродинамическую нагрузку. Имела преимущества - предельно малый вес и ремонтопригодность, и недостатки - неприменимость на высоких скоростях и нагрузках, малый ресурс и низкая устойчивость к разрывным и зажигательням средствам поражения.

От Вулкан
К Андрей Платонов (23.09.2013 11:26:32)
Дата 23.09.2013 16:09:49

Re: Перкаль

Приветствую
>Простите, но тут дичь написана. Перкаль использовалась для обтяжки крыла (часто) и фюзеляжа (реже) - для облегчения, по сравнению с фанерной обшивкой. Иногда ею обтягивались и фанерные поверхности - для защиты от погодных условий, да. Но в основном служила она для сохранения формы профиля и воспринимала распределенную аэродинамическую нагрузку. Имела преимущества - предельно малый вес и ремонтопригодность, и недостатки - неприменимость на высоких скоростях и нагрузках, малый ресурс и низкая устойчивость к разрывным и зажигательням средствам поражения

Вполне возможно. Это не моя эпоха, поэтому я вполне могу ошибаться.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От doctor64
К Вулкан (23.09.2013 00:04:45)
Дата 23.09.2013 00:17:37

Опечатка, видимо?

"И все-таки Франция не обладала таким поставщиком льна, как Америка и Россия и ей на государственные нужды конопли совершенно не хватало."

От Вулкан
К doctor64 (23.09.2013 00:17:37)
Дата 23.09.2013 00:27:27

Re: Опечатка, видимо?

Приветствую!
>"И все-таки Франция не обладала таким поставщиком льна, как Америка и Россия и ей на государственные нужды конопли совершенно не хватало."

Да. Речь льняном семени конечно.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Андрей Чистяков
К Вулкан (23.09.2013 00:27:27)
Дата 23.09.2013 01:46:20

Т.к. именно русская конопля, и использовалась, и ценилась фр. флотом, ПМСМ. :-) (-)


От Вулкан
К Андрей Чистяков (23.09.2013 01:46:20)
Дата 23.09.2013 19:20:58

Не уверен

Приветствую!

Что во Францию поставлялись русские конопля и пенька в значимых количествах.
Судя по Кулишеру всю пеньку почти весь 18 век англичане скупали в России по предоплате, Россия на тот момент была для Роял Неви самым стратегически важным поставщиком.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Вулкан
К Вулкан (23.09.2013 19:20:58)
Дата 23.09.2013 19:33:25

Вообще весь 17-19 века

Приветствую!

В мире было два гиганта-производителя конопли - это Франция и Россия. США в начале 1800-х претендовали на третье место.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Андрей Чистяков
К Вулкан (23.09.2013 19:33:25)
Дата 23.09.2013 21:27:13

Я писал про конец XVII -- начало XVIII вв., в первую очередь. (+)

Здравствуйте,

Согласен, что изобретение перкаля (судя по вашему сообщению) произошло позднее. А вот при Людовике "ясносолнышко" в канатной мастерской королевских верфей Рошфора, о чём мне поведал тамошний музей, русская конопля из Риги была, как правило, высшего качества и очень ценилась.

Было бы интересно, кстати, глянуть на "список экспортных товаров" государства российского и примерную оценку их объёмов/потоков за тот же XVIII век. У меня такой инфы, увы, нет.

Всего хорошего, Андрей.

От Моцарт
К Андрей Чистяков (23.09.2013 21:27:13)
Дата 24.09.2013 01:09:55

Re: Я писал...

Некрасов Г.А. Внешняя торговля России через Ревельский порт в 1721 - 1756 гг. М. Наука 1984г.

Не имею такой книги, но по теме подходит.

От doctor64
К Андрей Чистяков (23.09.2013 01:46:20)
Дата 23.09.2013 02:18:08

Конопля, как я понимаю, шла на канаты, а не на паруса (-)


От Андрей Чистяков
К doctor64 (23.09.2013 02:18:08)
Дата 23.09.2013 14:51:51

Конечно. :-) "Я за этот интерес сплавлю им пеньку и лес". :-) (-)