От Одессит
К All
Дата 11.09.2013 00:00:09
Рубрики WWII;

Поездки по стране во время ВОВ

Добрый день
Вот, к стыду своему, не знаю, как с этим обстояло дело в СССР. Мог ли человек (при условии оправданного отсутствия на работе, естественно) по своему собственному желанию и по личным делам пойти на вокзал, взять билен на поезд, к примеру, из Воронежа в Челябинск, приехать туда к другу, попить с ним водочку и вернуться назад? Регламентировалось ли подобное как-то? Да и вообще, кто, кроме официально командированных и т. п., ездил в тогдашних поездах или летал в пассажирских самолетах?
С уважением www.lander.odessa.ua

От GiantToad
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 13.09.2013 02:15:46

К слову, а на въезде в СССР из Германии в 47г была таможня?


Дед вез два пистолета, один "забрали на границе".

Это таможенники были или кто вообще?

От Nachtwolf
К GiantToad (13.09.2013 02:15:46)
Дата 13.09.2013 15:45:12

Re: К слову,...


>Дед вез два пистолета, один "забрали на границе".

>Это таможенники были или кто вообще?
Так на границе СССР, а не Германии. С Германией послевоенный ССР не граничил.

От Bronevik
К GiantToad (13.09.2013 02:15:46)
Дата 13.09.2013 03:02:03

Скорее, досмотровой пункт, Германии как гос-ва не существовало. (-)


От alex
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 12.09.2013 14:04:43

Re: Поездки по...

>по своему собственному желанию и по личным делам пойти на вокзал, взять билен на поезд, к примеру, из Воронежа в Челябинск, приехать туда к другу, попить с ним водочку и вернуться назад?

Если интересно, поищу воспоминания одного из братьев моего деда. Зимой 1942-43 годов их эшелон под Тулой попал под бомбёжку. Потерял очки, и его демобилизовали (ранее, чтобы взяли в армию, он наизусть выучил таблицу, скрыв действительную степень свое близорукости). Чтобы сделать очки, отправился в Москву, где жил у знакомых, которые даже предлагали его там оставить. Но вскоре вернулся в родную Пензенскую область. Ещё за время войны съездил в Челябинскую область к брату, и всё это по своим личным делам.

В этих воспоминаниях ничего нет о каких-то особенностях приобретения билетов, каких-либо разрешений на проезд и тому подобного. Похоже на то, что для него эти дела мало отличались от приобретения билетов и поездок в мирное время.

От b-graf
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 12.09.2013 13:22:13

Опыт моих предков

Здравствуйте !

>Вот, к стыду своему, не знаю, как с этим обстояло дело в СССР. Мог ли человек (при условии оправданного отсутствия на работе, естественно) по своему собственному желанию и по личным делам пойти на вокзал, взять билен на поезд, к примеру, из Воронежа в Челябинск, приехать туда к другу, попить с ним водочку и вернуться назад?

Отец со своими родителями (т.е. моими дедушкой и бабушкой) был в июле 1941 г. эвакуированы из Москвы в Казахстан в Петропавловск, где располагались партии их треста (где дед работал) по поиску нефти. Осенью планировалось съездить в Москву за теплыми вещами, что видно из переписки, которая началась, когда дед был призван на сборы, а потом в армию (он был близко к грани призывного возраста, кажется - для младшего начальствующего состава, 1894 г. рожд.). В общем, в августе-сентябре 1941 г. они еще могли планировать поездку (но не ручаюсь, что свободным способом через кассу, а не оформляя командировку в тресте; для этого бабушке пришлось бы устроиться на работу, а так она не работала), но потом дед в середине октября письмом запретил ехать, по вполне очевидным причинам, но, конечно, в письме не назаванным. Скорее всего он выслал теплые вещи потом, когда его часть прибыла в Москву - он часто был в командировках, отлучался, т.к. снабженец (кстати, выдавал местоположение - и ничего, вроде как дозволялось). Ой, нет, вспомнил - свои точно не выслал: в квартиру заходил, проверил пломбу на двери своей комнаты, пил чай с соседкой, бывшей помещицей Пеговой (это в письме было). Хотя дед заходил и к младшей сводной сестре моей бабушки (жившей со своей матерью и бабушкой), может оттуда что-то дали (но сомневаюсь - он семье денежные аттестаты слал, купили на месте, наверно, больше тысячи рублей всего выслано было, судя по корешкам). В итоге в Москву мой отец вернулся, оформив фиктивную командировку в 1943 г. (в 15 лет - устроили его работать в трест, родителей его уже не было в живых): должен был сопровождать сотрудника-инвалида, эпилептика, везшего какие-то документы (инвалид был материально ответственным или секретоносителем, не знаю точно - а одному несовершеннолетнему перевозимое не могли доверить). Кстати, в Москве в город прорвались они с вокзала нелегально - до появления оцепления бегом (все-таки не очень хорошие документы на проезд им дали, видимо).

Павел

От Samsv
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 21:14:39

Билет со штампом "22 июня 1941".

>Добрый день
>Вот, к стыду своему, не знаю, как с этим обстояло дело в СССР. Мог ли человек (при условии оправданного отсутствия на работе, естественно) по своему собственному желанию и по личным делам пойти на вокзал, взять билен на поезд, к примеру, из Воронежа в Челябинск, приехать туда к другу, попить с ним водочку и вернуться назад? Регламентировалось ли подобное как-то? Да и вообще, кто, кроме официально командированных и т. п., ездил в тогдашних поездах или летал в пассажирских самолетах?
>С уважением www.lander.odessa.ua

Приветствую! Раз уж про Воронеж.

Вот недавно на воронежском форуме обсуждали разовый билет на 22.06.1941:

http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=2305147&d=1378344019

http://bvf.ru/forum/attachment.php?attachmentid=2305148&d=1378344019

Ниже ссылка на обсуждение.
Смотрите билет со штампом 22 июня 1941.
Обратный компостер за 23 июня 1941 :

http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=856262&page=4

Мне непонятен компостер "туда". Похоже на 1521VII
Как расшифровать?

С уважением, Samsv, http://samsv.narod.ru

От Мовчун
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 20:42:11

Re: Поездки по...

В 1941 прадед с сыновьями работали в Москве грабарями (грузовыми извозчиками). После начала ВОВ их работы свернули, сыновей призвали и прадед, взяв с собой беременную невестку, поехал домой (под Чернобыль).
До Киева доехали поездом, возле вокзала на Евбазе прадед купил лошадку и телегу и двинул на север. Фронт не заметил, когда приехал в село там уже немцы прошли. И, для полного букета:), еще и невестка в дороге родила.
О документах и проверках в дошедших до меня пересказах не упоминалось.

От Одессит
К Мовчун (11.09.2013 20:42:11)
Дата 11.09.2013 22:35:13

Re: Поездки по...

Добрый день

Я не имею в виду поездки в первые дни войны, когда все никак не устоялось. Меня интересует ситуация после установления системы. А в июне 41 все могло быть.

С уважением www.lander.odessa.ua

От Николай Поникаров
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 15:49:31

Известный кораблестроитель Костенко

День добрый.

Вот что пишет его дочь:
Владимир Полиевктович выполнил правительственное задание и вернулся в Омск. После всех недавно пережитых потрясений такая ответственная командировка отрицательно повлияла на его здоровье. В начале 1943 г. папу поразил тяжелый инсульт. Паралич разбил всю правую часть тела. От полной инвалидности его спасла вовремя полученная путевка на алтайский курорт – в Белокуриху, где есть радоновые ванны. Конечно, довезти парализованного человека из Омска в Белокуриху в военное время было очень трудно. Доехали поездом из Омска до Новосибирска. Здесь сутки ждали состав до г. Бийска. С большими препятствиями устроила папу в Новосибирске в комнату матери и ребенка, а сама приютилась на брошенных ящиках на вокзале. В бийский поезд парализованного папу помогал посадить носильщик. От Бийска до Белокурихи пришлось добираться 90 км на простой телеге и по пути на паромах переезжать две реки. На курорте я договорилась с медицинским персоналом об уходе за больным отцом и вернулась в Омск на работу.

В результате двухмесячного лечения папы он начал поправляться и медленно самостоятельно передвигаться. Однако возвращаться одному в Омск ему было трудно, и мне пришлось за ним приехать.


С уважением, Николай.

От Одессит
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 15:38:56

Спасибо откликнувшимся!

Добрый день

Понимаю так, что, удя по всему, вольные путешественники составляли ничтожный процент перемещавшихся по сравнению с командированными и т. п., но все же были.
Интересно, кроме контролерских, проверки в пути другие случались (милиция, патрули и прочее?). То есть те, кто проверял не билеты, а личность едущего и его цель?

Ну, и, конечно, возврат в режимный город (я рассматриваю поездку Москва - Свердловск и обратно) наверняка был связан с необходимостью пояснить, что человеку в Москве надо (т. е., живет ли он там или работает), так?

С уважением www.lander.odessa.ua

От Alex Lee
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 14:51:42

Интересно - а на оккупированных территориях как с этим было? (-)


От ПРАПОР
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 14:10:22

семейное предание

дед жены в оккупации был угнан на работы в Германию(несколько месяцев работал на заводе, потом повезло, - попал к бауэру). После освобождения и возвращения в Союз загремел на спецпоселение в Магнитогорск. И тут дед в 1946 году сделал "финт ушами". В 1941 он успел поступить в Красноградский сельскохозяйственный техникум. В Магнитогорске дед изъявил желание учиться на коксовика (их все называли смертниками из-за условий труда) и одновременно послал запрос с просьбой о восстановлении в Красноград и получил положительный ответ. Начальник строительства дал разрешение на учебу, единственное чем он поинтересовался не труд армеец ли дед. Узнав, что спец поселенец, с легким сердцем подписал разрешение. И с этим разрешением необходимо было выстоять трехсуточную очередь в кассу. Благо, помогли ссыльные, - купили место в очереди, билет и хлеба в дорогу. Из документов была справка, что он спец поселенец и направляется на учебу. С этой справкой дед благополучно добрался до дома. На крупных станциях были санитарные посты. И при пересадке в Харькове у деда были шансы попасть в карантин, так как в дороге изрядно завшивел, но Бог миловал.

От Srnkol
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 12:54:32

Re: Поездки по...

Мой родственник, в то время 14-летний парень, после освобождения его деревни в Смоленской обл., поездом добрался до г.Самарканд, где в эвакуации находился его отец. По рассказам, ехал сидя на чемодане. Тем не менее, его обворовали, вытащили из чемодана съестные припасы, вскрыв боковую стенку. Так что, видимо, поездки были делом трудным, но билеты можно было купить.

От Booker
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 00:33:28

Re: Поездки по...

>Регламентировалось ли подобное как-то? Да и вообще, кто, кроме официально командированных и т. п., ездил в тогдашних поездах или летал в пассажирских самолетах?

Эвакуируемые ездили. Книжка Н.Громовой "Все в чужое глядят окно" про то, как писатели ехали (и потом жили) в Ташкент и Алма-Ату, там любопытные детали.
http://www.gramotey.com/?open_file=1269019472

Билеты в Ташкент им выдавали в Союзе писателей. Оформлялись какие-то специальные эвакуационные документы. Постоянно упоминаются пропуска, к-рые нужно доставать, свободы передвижения особой не было.

Там встречаются эпизоды, как люди срывались из Ташкента и добирались до Москвы, но не вполне обычными способами (на военных самолетах, напр.)



С уважением.

От Моцарт
К Booker (11.09.2013 00:33:28)
Дата 11.09.2013 00:43:41

Re: Поездки по...

Существует большой массив мемуаров газетчиков,журналистов, в которых, в частности, постоянно упоминается, что эвакуированные из Москвы осенью 1941 года семьи НЕ могли запросто приехать обратно, когда угроза миновала. Нужно было собирать справки и ставить этот вопрос перед ответственными товарищами.
А вот сами эвакуированные пишут, что в глубинке, типа из Оренбурга в Свердловск, они передвигались обычным порядком, с поправкой на резко уменьшившееся число пассажирских поездов.

От Evg
К Моцарт (11.09.2013 00:43:41)
Дата 11.09.2013 21:05:23

Re: Поездки по...

>Существует большой массив мемуаров газетчиков,журналистов, в которых, в частности, постоянно упоминается, что эвакуированные из Москвы осенью 1941 года семьи НЕ могли запросто приехать обратно, когда угроза миновала. Нужно было собирать справки и ставить этот вопрос перед ответственными товарищами.
>А вот сами эвакуированные пишут, что в глубинке, типа из Оренбурга в Свердловск, они передвигались обычным порядком, с поправкой на резко уменьшившееся число пассажирских поездов.

ЕМНИП в ВОВ персонально не эвакуировали. Эвакуированные - это люди всегда приписанные к какой либо организации и передвигаться "просто так" они могли только в рамках работы в этой организации.

От Дмитрий Козырев
К Evg (11.09.2013 21:05:23)
Дата 11.09.2013 21:09:06

Re: Поездки по...


>ЕМНИП в ВОВ персонально не эвакуировали. Эвакуированные - это люди всегда приписанные к какой либо организации и передвигаться "просто так" они могли только в рамках работы в этой организации.

вполне эвакуировали - отдельные категории граждан (например семьи комсостава и парт-хох актива) при этом выдавалось предписание с назначением места эвакуации. На новом месте выделалась жилплощадь ( в т.ч. уплотнением местных жителей).

От Evg
К Дмитрий Козырев (11.09.2013 21:09:06)
Дата 11.09.2013 21:19:03

Re: Поездки по...


>>ЕМНИП в ВОВ персонально не эвакуировали. Эвакуированные - это люди всегда приписанные к какой либо организации и передвигаться "просто так" они могли только в рамках работы в этой организации.
>
>вполне эвакуировали - отдельные категории граждан (например семьи комсостава и парт-хох актива) при этом выдавалось предписание с назначением места эвакуации. На новом месте выделалась жилплощадь ( в т.ч. уплотнением местных жителей).

А как с трудоустройством? Пускали "на вольные хлеба", или устраивали переводом из организации в организацию?

От Дмитрий Козырев
К Evg (11.09.2013 21:19:03)
Дата 11.09.2013 22:28:21

Re: Поездки по...


>А как с трудоустройством?

Самостоятельно как я понимаю - СССР не был одной большой армией. Но с учетом дефицита рабочих рук в войну с трудоустройством особых проблем не было.

От Evg
К Дмитрий Козырев (11.09.2013 22:28:21)
Дата 13.09.2013 17:37:54

Re: Поездки по...


>>А как с трудоустройством?
>
>Самостоятельно как я понимаю - СССР не был одной большой армией. Но с учетом дефицита рабочих рук в войну с трудоустройством особых проблем не было.

Тут не в большой армии дело.
Если человек увольнялся а потом устраивался, то был определённый промежуток времени после которого при неустройстве на работу у него прерывался стаж и как то хуже прежние заслуги учитывались (классности снимались, разряды надо было подтверждать и т.п.), а с учётом длительности тогдашних поездок такое вполне могло случиться. Поэтому часто работников переводили из организации в организацию как бы не увольняя. У меня так несколько родственников до и после войны через пол-страны место жительства меняли.
Но при этом человек не выпадал из системы и был не вполне свободен в передвижении. Хотя, конечно никто не мешал уволиться и потом самостоятельно устраиваться.

От Andrey~65
К Моцарт (11.09.2013 00:43:41)
Дата 11.09.2013 12:04:47

Re: Поездки по...

Воспоминания моей мамы, 1937 года рождения:
В 1941 году эвакуация (вместе с ее матерью - моей бабушкой) в г. Уральск. В возвращение в Москву в 1943- по получении зазрешения.

От Полярник
К Моцарт (11.09.2013 00:43:41)
Дата 11.09.2013 10:41:29

то есть эти поезда были?

И на них можно было купить билет в кассе, или был какой-то другой порядок посадки?

От PK
К Полярник (11.09.2013 10:41:29)
Дата 11.09.2013 11:14:34

"поезд пятьсотвесёлый, (+)

"поезд пятьсотвесёлый, вагон товарный, народ торговый, может на север может на юг, может завтра может вчера, может едет может нет"
ну в общем в воспоминаниях отца поезд "до города" в наличии. Что там с билетам не знаю т.к. запомнился эпизод про доезжание на паровозе (бутылка + работа кочегаром) и спрыгивание на ходу.
Место действия - Казахстан, 1944-45 год.

P.S. Ну а 40км до железки - в пешем порядке. Я вспомнил и оценил, когда в 1994 тоже в пешем порядке, в связи с ликвидацией цивилизации. "история ходит по кругу".

От sap
К Полярник (11.09.2013 10:41:29)
Дата 11.09.2013 11:13:50

Re: то есть...

>И на них можно было купить билет в кассе, или был какой-то другой порядок посадки?
Билеты в кассах, в основном перед отправлением поезда, так как значительная часть находилась в броне под требования.
Для Москвы и некоторых других районов были ограничения на въезд, проверку наличия документов проводила милиция при подъезде к Москве.
У меня дед в 42-46 служил в линейном отделении милиции в Подмосковье. основном сопровождали пригородные поезда, но периодически и "ближние" дальнего следования (типа Ярославля и т.п.).

От Полярник
К sap (11.09.2013 11:13:50)
Дата 11.09.2013 11:22:17

Спасибо (-)


От Моцарт
К Одессит (11.09.2013 00:00:09)
Дата 11.09.2013 00:19:25

Re: Поездки по...

Если город "режимный" то нет (Москва например). Воронеж-Челябинск, пожалуй, да, возможно.