В начале 1944 г. во время боев за освобождение Правобережной Украины по всему 1-му Украинскому фронту прокатилась слава о героизме и мастерском ударе по крупному железнодорожному узлу Шепетовка группы штурмовиков 525 шап под командованием лейтенанта И. М. Долгова.
7 января, выполняя задание по глубокой разведке железных дорог, лейтенант Долгов обнаружил на ст. Шепетовка до 15 эшелонов с войсками, танками и автомашинами противника.
Командир полка майор М. И. Ефремов принял решение нанести удар по станции семеркой Ил-2 во главе с лейтенантом Долговым.
Группа вылетела на боевое задание без прикрытия истребителей, так как метеоусловия в районе цели (десятибалльная облачность при высоте нижней кромки 400 м и видимости 2 км) исключали возможность противодействия со стороны авиации противника.
Семерка в плотном самолетов шла точно по намеченному маршруту, который проходил над крупными лесными массивами. На пути встречались густые снегопады, но летчики пробивали их, не нарушая боевого порядка.
Как и было намечено на земле, группа вышла немного севернее Шепетовки. Но в это время встретились низкие снежные облака. Снег залеплял стекла кабины. Долгов подал команду:
Ведущий знал, что снежный заряд в этот момент закрыл цель и надо немного выждать. Он не ошибся. Пройдя немного вперед, Долгов развернул группу и перестроил ее в правый . К моменту выхода на цель небо над Шепетовкой открылось. [105]
Группа подошла к станции с северо-запада на высоте 600 - 700 м. По команде ведущего эшелоны были атакованы одновременно всей группой с планирования. При этом с начала ввода и до высоты 100 м цель обстреливалась пулеметно-пушечным огнем, а при выводе из планирования были сброшены противотанковые бомбы. Одновременно с этим замыкающая пара штурмовиков подавляла зенитные точки противника.
В результате прямого попадания в вагоны с боеприпасами и горючим раздались мощные взрывы. Над станцией поднялся огромный столб дыма и пламени. Наши самолеты, несмотря на сильный огонь ЗА, вернулись на свой аэродром без потерь.
Со всем почтением.
> При этом с начала ввода и до высоты 100 м цель обстреливалась пулеметно-пушечным огнем, а при выводе из планирования были сброшены противотанковые бомбы.
Теперь понятны причины разрушений: ПТАБ-ми в эшелоны, пожалуй, проще, чем обычными ФАБ. Попали в боеприпасы, а там понеслось....
>Теперь понятны причины разрушений: ПТАБ-ми в эшелоны, пожалуй, проще, чем обычными ФАБ. Попали в боеприпасы, а там понеслось....
Таки да. Во время войны проводились полигонные испытания в работе по штабелям бомб (и возможно снарядов, щас не припомню), применяя разные боеприпасы. Как вот, попадание ФАБов в штабель не вызывало детонацию боеприпасов, их просто раскидывало.
А вот ПТАБ вызывала детонацию, при чем через деревянную упаковку (силы кумулятивной струи хватало).
ПТАБ была очень эффективная штука, хоть она и называется противотанковой, но применяли ее даже по пехоте, когда у нее (ПТАБ) появилась осколочная рубашка. Не зря их за 2 года сделали почти 15 миллионов (самая массовая советская бомба).