От Boris
К Исаев Алексей
Дата 31.07.2013 20:01:49
Рубрики Флот; Локальные конфликты;

С металлом все сложно

Доброе утро,
>Меня в свое время поразило, что выпуск автомобилей на ВАЗе был ограничен... металлом. Т.е. могли производить больше авто, но маразматики не выделяли квоты на металл.

Для автомобилестроения нужен не металл вообще, а холоднокатаный лист из непростой стали, со стабильными размерами, прежде всего по толщине, химсоставом и механическими свойствами. ГОСТ 9045—70 предусматривал поставку низкоуглеродистой стали с содержанием углерода не более 0,08% двух категорий: ОСВ — для штамповки деталей с особо сложной вытяжкой и СВ — со сложной вытяжкой. Обе эти категории листов выпускаются трех марок: 08Ю и 08Фкп — нестареющие и 08кп — стареющие. Для производства таких сталей нужны прежде всего большие мощности металлургического и прокатного производств, доступ к сырью, включая легирующие элементы, и к энергии. Прокатные станы стоят очень дорого, проектируются и строятся лет по семь-десять. С доступом к качественным сталями в СССР были всегда были проблемы. Что до автопрома, он развивался довольно высокими темпами: годовое потребление стали автомобильной промышленностью в СССР выросло с 1970 до 1980 года почти вдвое (сказался пуск КАМАЗа и переход на более грузоподъемные и более тяжелые грузовики. Ну и АвтоВАЗ добавил:

год потребление стали, млн. тонн производство автотранспортных средств (всех), тыс. шт

1970 1,95 740
1980 3,75 1880
1990 3,64 1820


А по поводу возможностей выпуска на АвтоВАЗЕ большего числа машин не соглашусь: в 80е годы завод работал в две смены включая субботу, в воскресенье проводился профилактический ремонт. Я там был на практике, тогда все оборудование было импортным - ФРГ, США, Франция, Япония. Пневмогайковерт у меня был немецкий, а итальянским был только конвейер. Несколько лет еще более интенсивной эксплуатации обернулись бы ускоренным износом и массовым выходом станков из строя через несколько лет, с перспективой проблем при замене, в т.ч. из-за возможных санкций.

Кстати, т.н. высокопрочные (в просторечии легированные) стали в конструкции ВАЗов занимали 3-5% по весу, в современных им западных машинах их было до 40%. Отсюда лучшие удельные параметры.


С уважением, Boris.

От объект 925
К Boris (31.07.2013 20:01:49)
Дата 31.07.2013 22:33:01

Ре: Спасибо, интересно. И про стареющие-нестареющие, можно прояснить? (-)


От Boris
К объект 925 (31.07.2013 22:33:01)
Дата 01.08.2013 01:24:19

Ре: Спасибо, интересно....

Доброе утро,
старению подвержены средне-и высокоуглеродистые стали. Если в стали сравнительно много углерода, его атомы могут начать скапливаться на дислокациях, могут образовываться скопления карбидов. Повышаются прочность и порог хладноломкости, и снижается сопротивление хрупкому разрушению. Борьба ведется путем легирования стали алюминием или ванадием. Развивается за десятки часов - недели, препятствует обработке давлением, из-за образования трещин под нагрузкой.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8


С уважением, Boris.

От Рядовой-К
К Boris (31.07.2013 20:01:49)
Дата 31.07.2013 20:42:13

Металлу нужно перераспределение!

>Доброе утро,
>>Меня в свое время поразило, что выпуск автомобилей на ВАЗе был ограничен... металлом. Т.е. могли производить больше авто, но маразматики не выделяли квоты на металл.

Я тоже сомневаюсь, что ВАЗ мог серьёзно увеличить пр-во... ИМХО - надо было сразу вслед за ним, покупать следующий, второй иностранный завод!!!

>
>Для автомобилестроения нужен не металл вообще, а холоднокатаный лист из непростой стали,....
> Для производства таких сталей нужны прежде всего большие мощности металлургического и прокатного производств, доступ к сырью, включая легирующие элементы, и к энергии.

У нас всё это было! Но!
Во-1, меткомбинатам выгоднее было гнать вал низкокачественной стали. Потому, что более качественная чтоила совсем чуть-чуть дороже, зато мороки с её производством и требованиями - намного сложнее: столько сколько говностали их не сделаешь.
Во-2, прокатные мощности загружали весьма не гибко. К тому же, как и в 1-м пункте, им интереснее было гнать вал всякой фигни, а не озадачиваться чем-то более сложным.
И всё это на фоне, вообще-то, перепроизводства мет.изделий в СССР. Просто распределение их и номенклатура были не оптимальные.

>год потребление стали, млн. тонн производство автотранспортных средств (всех), тыс. шт

>1970 1,95 740
>1980 3,75 1880
>1990 3,64 1820
Вопрос в том, как изделия потреблялись и потреблялись ли! Отгрузка заказчику и отметка заказчика о прибытии к нему изделия вовсе не говорит о том, что изделие будет использовано, а не будет закопано в землю или брошено на склад на веки вечные!


http://www.ryadovoy.ru