От ХейЕрдал
К All
Дата 28.07.2013 15:29:19
Рубрики WWII; Флот; Фортификация;

Торпеды для Блюхера

В теме про старинную;) артиллерию в WWII всплыла история потопления старыми торпедами ТКР «Блюхер» 09.04.1940. Вроде бы это единственный случай в истории потопления корабля торпедой с берега?

Из неопубликованной пока;) статьи про историю норвежских торпедных батарей (1901-2001гг):

В 1903 году в береговой крепости «Оскарборг» была введена в строй первая норвежская береговая торпедная батарея Kaholmen. Конструкция этой батареи уникальна ...
В 1900 году специально для батареи закупили на фирме Уайтхеда (г. Фиум, Австро-Венгрия) 45-см торпеды mod. V d. Для своего времени это были хорошие образцы, имеющие приличные характеристики и великолепную надежность, что подтвердила их 40-летняя служба. С 1903 по 1940 год БТ Kaholmen несла свою незаметную службу по охране Осло-фьорда. За это время сменилось несколько поколений торпедистов, произведено около 200 практических торпедных стрельб. Но, главное, торпеды оставались все теми же старыми добрыми Уайтхедами. В 1930-х годах была проведена модернизация - взрывчатое вещество в боевых зарядных отделениях торпед было заменено на 100 кг TNT. Интересно, что занявшие крепость немцы сразу сделали то, что давно собирались сделать норвежцы – уже в 1940 году заменили заслуженные торпеды на новые норвежские (!) modell X.

... Когда горящий «Блюхер» казалось уже проскочил зону убийственного артиллерийского огня, в дело вступила торпедная батарея. Обе выпущенные с дистанции 300-500 м торпеды попали в центральную часть корабля: одна - в котельное отделение №1, вторая - в переднее турбинное отделение. Именно торпедные повреждения оказались фатальными. Без них крейсер остался бы на плаву, смог бы потушить (или хотя бы локализовать) пожар, исправить повреждения и закончить свою миссию – высадить десант в порту Осло...
По иронии судьбы, последним боевым действием команды «Блюхера» было выстреливание из торпедных аппаратов своих торпед из-за опасений, что пожар на палубе вызовет их взрыв.

Похожим образом развивались события утра 9 апреля в районе Бергена. Немецкие корабли под огнем береговых артиллерийских батарей прорывались по узким фиордам к Бергену. Повреждения, полученные крейсерами от попаданий снарядами калибром до 210 мм были тяжелыми, но не смертельными – корабли продолжали движение и высадили десант прямо на набережные города. Единственное, что могло сорвать высадку – это торпеды второй норвежской ТБ Kvarven. Но хотя корабли проходили на расстоянии всего 300-400 м от батареи, торпедного залпа не последовало. Батарея оказалась не готова к немедленному действию...

История имела длительное продолжение. Впечатленные потерей «Блюхера» и случайной удачей в Бергене, немцы сразу после высадки стали лихорадочно «создавать» береговые и плавучие торпедные батареи где только можно и из чего только можно. И активно занимались этим делом до самого конца войны, не успев достроить часть стационарных батарей (см. «нашу» ТБ в Линахамари). Норвежцы после войны включили в состав своей береговой обороны 10 из 18 немецких батарей. Затем их модернизировали, строили новые ТБ (защищенные от атомных взрывов) и завершили начатую в 1901 году эпопею только в 2001 году...
Blücher 09/04/1940
[135K]



От Моцарт
К ХейЕрдал (28.07.2013 15:29:19)
Дата 29.07.2013 15:51:32

Второй раз не обманешь.

Сомнительно, что после случая с "Блюхером" кто-то полезет в фьорды без зачистки обоих берегов десантными группами.

И хотелось бы попросить автора статьи опубликовать фото начальника разведки Кригсмарин на тот период, взглянуть в его голубые арийские глаза и спросить, почему с 1903 года не нашлось времени полюбопытствовать, чего там шведо-норвежцы строили.

От Одессит
К Моцарт (29.07.2013 15:51:32)
Дата 31.07.2013 12:34:06

Re: Второй раз...

Добрый день
Так, кроме примерно тысячного штата отдела "Иностранные ВМС" гравного штаба кригсмарине, еще флотом занимался и подотдел I"M" Абвера.


>И хотелось бы попросить автора статьи опубликовать фото начальника разведки Кригсмарин на тот период, взглянуть в его голубые арийские глаза и спросить, почему с 1903 года не нашлось времени полюбопытствовать, чего там шведо-норвежцы строили.

Так вот он, вице-адмирал Теодор Арпс, начальник разведки ВМС с 1932 по 1940 годы:
Теодор Арпс:
Теодор Арпс
[10K]


Правда, уволен за пару месяцев до начала операции, но, в целом, отвечал за все это именно он.


С уважением www.lander.odessa.ua

От Т.
К Одессит (31.07.2013 12:34:06)
Дата 31.07.2013 12:45:38

А он точно вице-адмирал на 1940 год ? (-)


От Одессит
К Т. (31.07.2013 12:45:38)
Дата 31.07.2013 14:41:05

Re: А он...

Добрый день

Есть сомнение? Вообще говоря, он из разведки ушел на судейскую должность в Имперский суд, так что там получить вице никак не мог. Впрочем, возможно, его повысили при увольнении, не в курсе.

С уважением www.lander.odessa.ua

От Одессит
К Одессит (31.07.2013 14:41:05)
Дата 31.07.2013 14:47:40

А Вы правильно усомнились!

Добрый день

Я проверил, он получил цур зее 1 октября 1934 года и именно в этом звании руководил разведкой до своего увольнения, контр стал с 1 января 1940, а вот вице действительно получил во время работы судьей, 1 апреля 1942 года! Но штука в том, что судьей он был не в гражданском, а высшем военном суде. Так что мерси за сомнение, с его званиями все оказалось, как видите, иначе.

С уважением www.lander.odessa.ua

От Т.
К Одессит (31.07.2013 14:47:40)
Дата 31.07.2013 23:03:08

Я просто недавно залесского читал

там в энциклопедии Кригсмарине есть немного про отдел, я и запомнил

От b-graf
К ХейЕрдал (28.07.2013 15:29:19)
Дата 29.07.2013 13:26:32

Re: Торпеды для...

Здравствуйте !

>В 1903 году в береговой крепости «Оскарборг» была введена в строй первая норвежская береговая торпедная батарея Kaholmen. Конструкция этой батареи уникальна ...
>В 1900 году специально для батареи закупили на фирме Уайтхеда (г. Фиум, Австро-Венгрия) 45-см торпеды mod. V d. Для своего времени это были хорошие образцы, имеющие приличные характеристики и великолепную надежность, что подтвердила их 40-летняя служба.

Так это значит, что еще в шведский период их построили ? (независимость Норвегии считается с 1905 г.). А в самой Швеции такие батареи есть ? (или были в прошлом ?)

От Exeter
К b-graf (29.07.2013 13:26:32)
Дата 29.07.2013 16:28:09

Прикол в том, что норвежцы тогда их строили для защиты от шведского флота

И систему фортов вдоль шведской границы возвели, уважаемый b-graf. Вот такая уния была.


С уважением, Exeter

От Бульдог
К ХейЕрдал (28.07.2013 15:29:19)
Дата 29.07.2013 07:51:54

Спасибоо, интересно!

а что в Бергене не так пошло?

От ХейЕрдал
К Бульдог (29.07.2013 07:51:54)
Дата 29.07.2013 13:55:33

Торпедная батарея в Бергене 09.04.1940

>а что в Бергене не так пошло?
Если мы посмотрим на картинку, то страшно становится за немцев;). При нормальной работе торпедной батареи, с учетом ширины пролива 800м, крейсер «Кельн» - точно покойник. А с ним и вся операция по захвату Бергена.
Однако... некомплект личного состава, изношенность техники и плохая организация не позволили привести батарею в боевое состояние в течении 4 часов после получения приказа. Торпеды были некомплектными, БЗО и гироскопы не установлены. В результате, за несколько часов, прошедших от приказа до боя, привести торпеды и торпедные аппараты в боевое состояние просто не успели. Кстати, одним из двух погибших в крепости норвежцев был торпедист, убитый немецкими десантниками, когда он пробирался в крепость, на свой боевой пост.
Все это имело объективные и вполне прозаические причины. Норвегия была бедной страной, помощь НАТО и морская нефть им еще даже не снились;)
На 8 апреля 1940 года 279 солдат и 33 офицеров числились в крепости Kvarven, их средний возраст был 40 (!). Был значительный некомплект и люди работали на износ. При этом их военная подготовка была недостаточной, а крепость все равно не была полностью готова к боевым действиям. Например, время приведения торпедной батареи в боевую готовность составляло, по некоторым оценкам, до 12 часов.
ТБ была надводной, толщина каменной стены – 2м, никакой артиллерией не прошибешь. 3 стандартных надводных ТА с такими же старыми торпедами как атаковавшие «Блюхера».

[41K]



От Бульдог
К ХейЕрдал (29.07.2013 13:55:33)
Дата 29.07.2013 16:47:43

Re: Торпедная батарея...

>>а что в Бергене не так пошло?
>Если мы посмотрим на картинку, то страшно становится за немцев;). При нормальной работе торпедной батареи, с учетом ширины пролива 800м, крейсер «Кельн» - точно покойник. А с ним и вся операция по захвату Бергена.
да уж, вот тема для альтернативки :)
Вообще как то норвеги не готовы к войне оказались...

От Моцарт
К Бульдог (29.07.2013 16:47:43)
Дата 29.07.2013 19:16:27

Re: Торпедная батарея...

Вообще как то норвеги не готовы к войне оказались...

Бодро входящий в зону стрельбы береговой торпедной батареи (est.1903)крейсер не кажется неготовым к войне? Ну хоть чуть-чуть?

От Sneaksie
К ХейЕрдал (29.07.2013 13:55:33)
Дата 29.07.2013 14:59:45

15см с Кёльна маловато, но неужели 38см не хватило бы? (-)

Если бы конечно Тирпиц туда зачем-то послали и его ГК мог стрелять по цели на уровне воды всего в 400 метрах, если считать от середины фарватера до батареи (мог ли?). Проще уж со Штуки 1000кг сбросить.

От sas
К Sneaksie (29.07.2013 14:59:45)
Дата 29.07.2013 15:34:47

Re: 15см с...

>Если бы конечно Тирпиц туда зачем-то послали
Простите, а как можно послать то, чего еще нет в составе Кригсмарине?

От Sneaksie
К sas (29.07.2013 15:34:47)
Дата 29.07.2013 16:11:38

Ок, тогда 28см с Гнейзенау :) (-)


От Моцарт
К Sneaksie (29.07.2013 16:11:38)
Дата 29.07.2013 16:30:00

Молотить скалы дешевле "Шлезиеном"

у него тоже 280 мм.

От Lazy
К ХейЕрдал (28.07.2013 15:29:19)
Дата 28.07.2013 19:51:55

Re: Торпеды для...

>В теме про старинную;) артиллерию в WWII всплыла история потопления старыми торпедами ТКР «Блюхер» 09.04.1940. Вроде бы это единственный случай в истории потопления корабля торпедой с берега?

Можно только добавить, что торпедная батарея на северном Кахольме оказалась готова к немедленному действию во многом благодаря временному командиру по фамилии Андерсен, на то время уже 13лет как военному пенсионеру. Разбуженный ночью командиром Оскарборга Эриксеном (которому, в свою очередь, оставалось полгода до пенсии) дедушка надел свою старую форму, переплыл на лодке пролив между Дребаком (где он жил) и Кахольмом и вступил в командование. Свою батарею он знал досконально, поскольку именно с должности ее командира он и вышел в отставку, в 1927году.
А потом они утопили Блюхер и вообще остановили немецкое продвижение на направлении. Без потерь со своей стороны.


От damdor
К Lazy (28.07.2013 19:51:55)
Дата 28.07.2013 21:27:09

А как сложилась дальнейшая жизнь "стариков-разбойников"

Доброго времени суток!

> временному командиру по фамилии Андерсен, на то время уже 13лет как военному пенсионеру.
> командиром Оскарборга Эриксеном
>А потом они утопили Блюхер и вообще остановили немецкое продвижение на направлении. Без потерь со своей стороны.

И почему "не смогли" в Бергене? Кто там командовал или были "объективные" причины?

С уважением, damdor


От Evg
К damdor (28.07.2013 21:27:09)
Дата 30.07.2013 00:41:17

Re: А как сложилась


>
>И почему "не смогли" в Бергене? Кто там командовал или были "объективные" причины?

Эффект "мирно спящих аэродромов". Половина в отпусках, половина от половины в увольнениях, остальные подняты по тревоге и размышляют - уже война или ещё нет.
Форт потопивший "Блюхера" был, ЕМНИП, третьим, мимо которого шла эскадра, и там уже более-менее знали что "это не провокация". И всё равно он не развил расчётной скорострельности из-за нехватки личного состава.


От Lazy
К damdor (28.07.2013 21:27:09)
Дата 29.07.2013 16:41:53

Re: А как...

Оба в 1945 получили военный крест из рук лично короля Хокона, которого они собственно спасли от плена - из-за задержки немецкой атаки на Осло король успел покинуть город, а потом и до Англии добрался.
Андреас Андерсен скончался в 1946, а Биргер Эриксен - в 1958. Последний успел за свой подвиг еще под судом побывать в 1946 - обвинялся в нарушении приказа, предписывающего сначала давать предупредительный выстрел. Полностью оправдан.

Кстати - вполне вероятно, что норвежцы узнали о том, кого именно потопили, только когда стрельба закончилась. В этот момент стало слышно, как на тонущем Блюхере десантники поют Дойчланд Юбер Аллес. А так - дело было ранним утром, видимость не очень... В общем, если бы англичане вдруг решились-таки - возможно их ждала бы та же участь - мимо двух таких командиров пройти было сложно:)

С уважением,
Михаил

От KJ
К ХейЕрдал (28.07.2013 15:29:19)
Дата 28.07.2013 17:14:31

Re: Торпеды для...

>История имела длительное продолжение. Впечатленные потерей «Блюхера» и случайной удачей в Бергене, немцы сразу после высадки стали лихорадочно «создавать» береговые и плавучие торпедные батареи где только можно и из чего только можно. И активно занимались этим делом до самого конца войны, не успев достроить часть стационарных батарей (см. «нашу» ТБ в Линахамари). Норвежцы после войны включили в состав своей береговой обороны 10 из 18 немецких батарей. Затем их модернизировали, строили новые ТБ (защищенные от атомных взрывов) и завершили начатую в 1901 году эпопею только в 2001 году...
>
>[135K]
Возможно, что и не закончили. ;)
http://bmpd.livejournal.com/231977.html
(хотя я не думаю, что эта торпеда для Норвегии)

От ХейЕрдал
К KJ (28.07.2013 17:14:31)
Дата 28.07.2013 19:44:01

Re: Торпеды для...

>>История имела длительное продолжение. Впечатленные потерей «Блюхера» и случайной удачей в Бергене, немцы сразу после высадки стали лихорадочно «создавать» береговые и плавучие торпедные батареи где только можно и из чего только можно. И активно занимались этим делом до самого конца войны, не успев достроить часть стационарных батарей (см. «нашу» ТБ в Линахамари). Норвежцы после войны включили в состав своей береговой обороны 10 из 18 немецких батарей. Затем их модернизировали, строили новые ТБ (защищенные от атомных взрывов) и завершили начатую в 1901 году эпопею только в 2001 году...
>Возможно, что и не закончили. ;)
>
http://bmpd.livejournal.com/231977.html
>(хотя я не думаю, что эта торпеда для Норвегии)

Знаете, с каким плачем норвежское МО закрывало свои новые, суперзащищенные подземные ТБ? Построенные в 2000-2001 годах они сразу после приемки и контрольных торпедных выстрелов были торжественно ... закрыты. Сотни миллионов долларов оказались потрачены зря. Зачем они с 1993 года строили – другой вопрос, может надеялись на новую Холодную войну;)
Для этих новых ТБ были предназначались шведские перикисные (!) торпеды Тр 613. Телеуправление по разным данным (включая ночную лампу) и ССН. Два режима хода, дальноходный на 30 км при скорости 35 узлов (когда пассивная ССН еще слышит). Но ТБ расположены внутри бухт и фиордов и дальность до возможной цели там редко превышает 5 км. Выходить же через проливы в море такие торпеды просто не могли, непреодолимая помеха – течения.

Про длинные немецкие торпеды.
Во-первых, ничто не ново под луной. Странно, что немцы не назвали девайс «Таксой»;)). В Нормандии в 1944 году вполне себе применялась T3d Dackel - T III с дополнительной батареей - 11 метров, 9 узлов – 57 км. За 70 лет АБ улучшились – дальность и скорость несколько возросли.
Во-вторых, это совсем не торпеда в нашем понимании, а скорее НПА с боевым зарядом и возможностью самоубийственной атаки;). Принципы его применения, как мне кажется, - не спеша прибыть в заданный район, где долго патрулировать и при обнаружении заданной цели (НК, ПЛ) – атаковать. Т.е. эдакая мобильно-подвижная мина, получающая команды и уточняющая свое место по радио через выдвижную антенну.
В-третьих, это девайс совсем не для Норвегии, так как у Норвегии нет нужных противников. При конфликте НАТО-Россия, в Баренцевом море российских кораблей не будет. Или быстро не станет:(( И такие торпеды просто не нужны.
Я бы скорее поставил на оружие против китайского флота. Возможные заказчики - Тайвань, Малайя, Ю. Корея...

От SSC
К ХейЕрдал (28.07.2013 19:44:01)
Дата 28.07.2013 22:05:01

Re: Торпеды для...

Здравствуйте!

>Для этих новых ТБ были предназначались шведские перикисные (!) торпеды Тр 613. Телеуправление по разным данным (включая ночную лампу) и ССН.

А в чём смысл "ночной лампы"?

С уважением, SSC

От ХейЕрдал
К SSC (28.07.2013 22:05:01)
Дата 29.07.2013 13:04:46

Re: Торпеды для...

>>Для этих новых ТБ были предназначались шведские перикисные (!) торпеды Тр 613. Телеуправление по разным данным (включая ночную лампу) и ССН.
>А в чём смысл "ночной лампы"?

Это я так неудачно, для понятности;), назвал то, что в ракетной технике называют трассером, а в первых управляемых бомбах - хвостовой фарой;)

Основной метод стрельбы поздних норвежских ТБ – автоматическое наведение торпеды на цель при помощи системы: датчики (радар, ЕО, ГАС) – вычислитель – торпеда (до захвата цели ССН или прямого попадания).
Резервный метод – вручную оператором. Бесследная перекисная торпеда Тр 613 (как и ранее описанная электрическая Т 10) имела специальную лампу на хвостовой части, чтобы оператор в темное время мог наблюдать траекторию торпеды. В светлое время оператор мог выводить торпеду к поверхности, уточняя таким образом место торпеды относительно цели. Кроме того, использовалась и гидроакустика – данные ССН торпеды и стационарной гидроакустической станции.

С уважением,

От SSC
К ХейЕрдал (29.07.2013 13:04:46)
Дата 29.07.2013 13:42:11

Спасибо

Здравствуйте!

>Резервный метод – вручную оператором. Бесследная перекисная торпеда Тр 613 (как и ранее описанная электрическая Т 10) имела специальную лампу на хвостовой части, чтобы оператор в темное время мог наблюдать траекторию торпеды. В светлое время оператор мог выводить торпеду к поверхности, уточняя таким образом место торпеды относительно цели.

Очень интересно, раньше об этом не слышал. Насчёт вывода торпеды на поверхность - т.е. буквально на поверхность? Разве торпеда не рискует переломиться от ударов волн?

С уважением, SSC

От KJ
К ХейЕрдал (28.07.2013 19:44:01)
Дата 28.07.2013 20:41:14

Re: Торпеды для...

>>
http://bmpd.livejournal.com/231977.html
>>(хотя я не думаю, что эта торпеда для Норвегии)
>
>Знаете, с каким плачем норвежское МО закрывало свои новые, суперзащищенные подземные ТБ? Построенные в 2000-2001 годах они сразу после приемки и контрольных торпедных выстрелов были торжественно ... закрыты. Сотни миллионов долларов оказались потрачены зря. Зачем они с 1993 года строили – другой вопрос, может надеялись на новую Холодную войну;)
Мда, не знал, всегда думал, что строительство фактически не велось.


>Для этих новых ТБ были предназначались шведские перикисные (!) торпеды Тр 613. Телеуправление по разным данным (включая ночную лампу) и ССН. Два режима хода, дальноходный на 30 км при скорости 35 узлов (когда пассивная ССН еще слышит). Но ТБ расположены внутри бухт и фиордов и дальность до возможной цели там редко превышает 5 км. Выходить же через проливы в море такие торпеды просто не могли, непреодолимая помеха – течения.
Хм. А почему нет режима наведения по проводу?

>Я бы скорее поставил на оружие против китайского флота. Возможные заказчики - Тайвань, Малайя, Ю. Корея...
Вероятно да. Еще - Сингапур.

От ХейЕрдал
К KJ (28.07.2013 20:41:14)
Дата 28.07.2013 21:04:19

Re: Торпеды для...

>>Для этих новых ТБ были предназначались шведские перикисные (!) торпеды Тр 613. Телеуправление по разным данным (включая ночную лампу) и ССН. Два режима хода, дальноходный на 30 км при скорости 35 узлов (когда пассивная ССН еще слышит). Но ТБ расположены внутри бухт и фиордов и дальность до возможной цели там редко превышает 5 км. Выходить же через проливы в море такие торпеды просто не могли, непреодолимая помеха – течения.
>Хм. А почему нет режима наведения по проводу?
Это называется телеуправление;))
В торпедах - только по проводу.

От Виктор Крестинин
К ХейЕрдал (28.07.2013 15:29:19)
Дата 28.07.2013 15:40:28

Спасибо интересно. (-)