От Вулкан
К All
Дата 23.07.2013 11:53:46
Рубрики 11-19 век; Флот;

"Хочешь резко изменить свою жизнь? Иди во флот!"

Приветствую!

Весь XVIII век в Королевский флот в мирное время стояли очереди из опытных матросов, штурманов, унтер-офицеров и юнг. Дело в том, что зарплата в британском флоте считалась достаточно высокой – от 10 (юнга) до 24 шиллингов (старший матрос) в месяц. Это были большие деньги – к примеру, шляпник в Лондоне в этот же период времени зарабатывал около 10-12 шиллингов в месяц, то есть на уровне юнги. Башмачник – до 15 шиллингов. Крестьянин зарабатывал 3-4 фунта в год (то есть всего 5-7 шиллингов в месяц).

Но это не шло ни в какое сравнение с зарплатами коков (2 фунта 2 шиллинга в месяц), боцманов (4 фунта), или штурманов (6 фунтов 6 шиллингов в месяц). Естественно, что господа офицеры получали еще больше, правда в мирное время они сидели на половинном окладе.

Так что, несмотря на довольно жестокие порядки и муштру, народ в Роял Неви тянулся. Да, в торговом флоте была возможность в определенные сезоны заработать и побольше, но арматоры довольно часто обманывали матросов, выплачивая суммы не полностью (или вообще не выплачивли), да и сама непостоянность заработков не внушала мыслей о стабильном доходе.

Естественно, такое положение дел не касалось военного времени, вернее тех, кто был набран с помощью «прессинга», там работали самые низкие ставки из возможных. Но основной костяк флота, который сохранялся и в мирное время, получал зарплату довольно исправно, и суммы были сравнительно большие.

Кроме того – работа военного моряка была сравнительно легка, да не покажется это утверждение нашим читателям странным. Лорд Хоу в 1793 году писал: «если ввести измерение «человеко-тонны» (которое сродни плотности населения) в морское дело, то окажется, что на каждого матроса в торговом флоте приходится от 10 до 20 тонн водоизмещения, на кораблях Ост-Индской компании – 15 тонн на человека, на военном корабле – 2-3 тонны водоизмещения на человека. Иными словами – на военных кораблях в обычном их состоянии присутствует куча бездельников. Действительно, ведь большая часть экипажа на военном корабле нужна только в бою, в обычном плавании или в порту можно обойтись гораздо меньшим количеством людей».

Ну и не стоит забывать про социальное обеспечение и льготы. А это и еда за государственный счет, и устройство в случае увечья один из морских госпиталей (для этих целей из зарплаты моряка удерживались шесть пенсов месяц - что-то типа оплаты накопительной части в Пенсионный фонд сегодня), ну и конечно же призовые деньги. Да, конечно же, задержки по выплате зарплаты были, но согласно реформам Энсона в 1757 году было установлено, что при нахождении корабля в домашних водах эта задержка не может составлять более двух месяцев, а если корабль находился на какой-то колониальной станции - то не более шести месяцев. В общем, служба на Королевском флоте имела зримые преимущества перед другими профессиями.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От zahar
К Вулкан (23.07.2013 11:53:46)
Дата 29.07.2013 17:53:31

Re: "Хочешь резко...

>Кроме того – работа военного моряка была сравнительно легка, да не покажется это утверждение нашим читателям странным. Лорд Хоу в 1793 году писал: «если ввести измерение «человеко-тонны» (которое сродни плотности населения) в морское дело, то окажется, что на каждого матроса в торговом флоте приходится от 10 до 20 тонн водоизмещения, на кораблях Ост-Индской компании – 15 тонн на человека, на военном корабле – 2-3 тонны водоизмещения на человека. Иными словами – на военных кораблях в обычном их состоянии присутствует куча бездельников. Действительно, ведь большая часть экипажа на военном корабле нужна только в бою, в обычном плавании или в порту можно обойтись гораздо меньшим количеством людей».


Сейчас наверное этот разрыв еще больше.

Но это только в том случае если артиллеристы прикладывались к пушкам в бою, а не умывались потом от постоянных тренировок

От erno
К Вулкан (23.07.2013 11:53:46)
Дата 24.07.2013 08:45:39

Спасибо!

Очень интересно и познавательно.
А то по прочтении художественной литературы (О'Брайен, Форрестер) у меня было впечатление, что в тот период в британском военном флоте комплектование команды было постоянной головной болью капитанов, вплоть до того, что им приходилось прибегать к не вполне законным и честным методам.

От Claus
К Вулкан (23.07.2013 11:53:46)
Дата 23.07.2013 20:15:51

А разве штурманы были не офицерами? (-)


От Вулкан
К Claus (23.07.2013 20:15:51)
Дата 23.07.2013 20:35:32

Нет, это был унтер-офицерский чин

Приветствую!
В бою обычно управлял кораблем вахтенный офицер. В походе - штурман (pilot)
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Mike
К Вулкан (23.07.2013 20:35:32)
Дата 23.07.2013 21:50:01

разве штурман был не уорент-офицер? (-)


От Вулкан
К Mike (23.07.2013 21:50:01)
Дата 24.07.2013 02:15:16

А уорент-офицер чем отличается от унтер-офицера?

Приветствую!

Origins



Warrant Officers have always been specialists carried on board ships for specific responsibilities requiring a very high level of experience and detailed knowledge. These attributes were not expected of the "fighting" officers who were primarily concerned with the tactics necessary to make contact with the enemy and then to "fight" the ship. To do this successfully it was essential for warships to carry others who would ensure that the ship was always in a high state of readiness. It had to be well maintained and its guns always ready for use, with ample charges and projectiles. More importantly it had to be in the right place at the right time. These specialists were attached to the ship throughout its life, whether in commission, or "in ordinary" ("laid up"). They did not hold a King's, or Queen's Commission, but had a Warrant signed by members of the Board of Admiralty





The First Warrant Officers



Five specialists were ranked as Warrant Officers, and had the following responsibilities:



Boatswain (Bo'sun) - "Running" and "standing rigging", sails, anchors and cables. He was also responsible for the maintenance of discipline on board. This category also served in Royal Dockyards for similar duties. The origin of the title is buried in antiquity and dates from Saxon times.



The Master - Navigation of the ship.



Carpenter - Hull maintenance and repair.



Clerk - All correspondence.



Gunner - Guns, ammunition and explosives.



Cook - Feeding all on board.



Two other categories were later elevated to Warrant status having previously been considered to be ratings:



Chaplain - All matters concerned with religious affairs.



Schoolmaster - General teaching requirements.



In 1843 The Master and the Chaplain were given Commissioned rank. A further change in 1861 granted a Commission to Schoolmasters engaged in the instruction of naval officers in shore training establishments. They were renamed "Naval Instructors", but those serving on ships retained the "Schoolmaster" title with added distinctions of "Senior Master" and "Headmaster" for those having greater responsibilities. These titles remained in use until 1946 when all Schoolmasters were given Commissioned rank as Instructor Officers.



Warrant Officers of all specialisations had to be capable of carrying out instructional duties ashore and afloat. This criteria still pertains to-day.

http://www.naval-history.net/xGM-Pers-Warrant%20Rank.htm

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Km
К Вулкан (23.07.2013 20:35:32)
Дата 23.07.2013 21:10:31

Re: Нет, это...

Добрый день!

>В бою обычно управлял кораблем вахтенный офицер.
А командир чем занимался в бою?

>В походе - штурман (pilot)
А разве управление кораблём - это не прерогатива офицеров? Делом штурмана всегда было определение места и выдача рекомендаций вахтенному офицеру.

С уважением, КМ

От Вулкан
К Km (23.07.2013 21:10:31)
Дата 24.07.2013 02:18:23

Re: Нет, это...

Приветствую!
>Добрый день!

>>В бою обычно управлял кораблем вахтенный офицер.
>А командир чем занимался в бою?

Управлением боем. Непосредственно команды на маневрирование подавал вахтенный офицер.

>>В походе - штурман (pilot)
>А разве управление кораблём - это не прерогатива офицеров? Делом штурмана всегда было определение места и выдача рекомендаций вахтенному офицеру.

Нет. master или pilot имел право управления кораблей при сложной навигации или в местах, где знание географии у господ офицеров не было.
Нет, естествено он имел совещательный голос, команды непосредственно отдавал капитан или первый лейтенант, но де-факто кораблем управлял именно master.

>С уважением, КМ
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От SSC
К Вулкан (23.07.2013 11:53:46)
Дата 23.07.2013 12:09:19

Re: "Хочешь резко...

Здравствуйте!

А какой процент времени (в мирное время) моряки проводили в на корабле/в море?

С уважением, SSC

От Вулкан
К SSC (23.07.2013 12:09:19)
Дата 23.07.2013 12:12:17

Re: "Хочешь резко...

Приветствую!
>Здравствуйте!

>А какой процент времени (в мирное время) моряки проводили в на корабле/в море?
Если судить по данным Роджерса - то в ВОЕННОЕ время в море проводили в среднем 30 процентов времени. В мирное естественно в море проводили времени гораздо меньше.

>С уважением, SSC
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От SSC
К Вулкан (23.07.2013 12:12:17)
Дата 23.07.2013 12:33:46

Re: "Хочешь резко...

Здравствуйте!

>>А какой процент времени (в мирное время) моряки проводили в на корабле/в море?
>Если судить по данным Роджерса - то в ВОЕННОЕ время в море проводили в среднем 30 процентов времени. В мирное естественно в море проводили времени гораздо меньше.

Да, было за что бороться и стоять в очереди :).

А какова была доля расходов на флот в бюджете Англии в то время, не подскажете?

С уважением, SSC

От Вулкан
К SSC (23.07.2013 12:33:46)
Дата 23.07.2013 19:09:53

Re: "Хочешь резко...

Приветствую!
>Здравствуйте!

>>>А какой процент времени (в мирное время) моряки проводили в на корабле/в море?
>>Если судить по данным Роджерса - то в ВОЕННОЕ время в море проводили в среднем 30 процентов времени. В мирное естественно в море проводили времени гораздо меньше.
>
>Да, было за что бороться и стоять в очереди :).

>А какова была доля расходов на флот в бюджете Англии в то время, не подскажете?
В 1689 году - 1.2 млн фунтов из бюджета в 4 млн. фунтов.
В 1757 году - 4 млн. фунтов из бюджета в 17 млн. фунтов.
>С уважением, SSC
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От ZULU
К SSC (23.07.2013 12:33:46)
Дата 23.07.2013 18:50:51

Ну так Корона только сейчас рассчитается с тогдашними долгами на флот. (-)


От Роман Алымов
К Вулкан (23.07.2013 11:53:46)
Дата 23.07.2013 12:07:56

Спасибо! А какова была "средняя продолжительность жизни" моряка? (+)

Доброе время суток!
Как я понимаю, обратной стороной избытка людей на кораблях была скученность и проблемы с питанием....
С уважением, Роман

От Вулкан
К Роман Алымов (23.07.2013 12:07:56)
Дата 23.07.2013 12:15:50

Re: Спасибо! А...

Приветствую!
>Доброе время суток!
> Как я понимаю, обратной стороной избытка людей на кораблях была скученность и проблемы с питанием....

Средний возраст моряка в 1750-е - это 22-24 года, причем имеющий стаж плаваний в 5-7 лет. Были моряки и 56 лет, и даже один - 67 лет, известный "dady Duncan", служивший в Плимуте в 1757-1760 годах.
>С уважением, Роман
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота