От Пауль
К All
Дата 21.05.2013 10:36:45
Рубрики WWII; Танки;

"Но танк - это уж очень хитрый предмет!... Танк если есть... то его сразу нет!"

Источник - ВИО ГШ. Торопецко-Холмская операция (январь 1942 г.). Воениздат, 1943. С. 85-87.

"Танки в Торопецко-Холмской операции

Перед началом операции 4 ударная армия была усилена двумя отдельными танковыми батальонами – 141 в составе: 4 танков КВ, 7 – Т-34, 20 – Т-60 и 171 в составе: 12 танков МК-2, 9 – МК-3, 10 – Т-60. Всего имелось 62 танка, из них 30 лёгких.

Вследствие слабой подготовки экипажей, плохо знавших устройство новых марок машин, танки прибыли в район сосредоточения уже ослабленными, так как ещё в период следования по железной дороге танкисты, прогревая моторы, израсходовали до половины моторесурсов и разрядили аккумуляторы. При переходе со станции выгрузки до района сосредоточения (60 км) вышли из строя по техническим причинам в 141 танковом батальоне: 1 танк КВ, 1 – Т-34 и 2 – Т-60. Танки МК-2, слабо изученные личным составом, который готовился к использованию на танках МК-3, и плохо приспособленные для движения по снежному покрову, во время марша часто застревали в разных местах, и их пришлось затем собирать в течение 7 дней. После того как на траки гусениц наварили шипы, проходимость машин несколько увеличилась.

Действия танков затруднялись сильными морозами, а близость к противнику вынуждала держать их всё время с работающими моторами, что приводило к преждевременному износу моторной группы. Глубокий снег и лесные массивы почти исключали возможность использования танков при обходах противника, приковывая их к дорогам. В результате этого танковые атаки были, как правило, лобовыми и не массированными. Во время действия танков отсутствовала обычно необходимая артиллерийская поддержка орудиями сопровождения, вследствие постоянного отставания артиллерии. Недоставало средств и уменья организовать сопровождение танковой атаки непрерывным огнём артиллерии на всю глубину танкового удара. Восстановление танков в полевых условиях, а также питание их горючим и огнеприпасами из-за больших морозов и бездорожья было сопряжено с исключительными трудностями.

141 батальон хорошо действовал совместно с частями 249 дивизии в боях за Охват, Луги, Алексино, Великое Село и Андреаполь. Гораздо хуже действовали танки под Торопцом, где они были посланы в атаку без достаточного предварительного подавления противотанковой обороны противника. Двигаясь почти исключительно по дорогам, танки вводились в бой небольшими группами по 5-10 машин, а под Торопцом по 2-3 машины. Под Алексином в атаку ходили даже одиночные танки. Это уменьшало эффект их использования, тем более, что в результате маршей танки КВ вышли из строя, а танки Т-60 были бессильны против укреплённых пунктов противника без тяжёлых или средних танков. Таким образом, вся тяжесть боёв легла на танки Т-34, которые за время операции в условиях бездорожья показали себя наиболее маневренными машинами, имеющими хорошие боевые качества, ценные при борьбе с противником, укрепившимся в населённых пунктах.

171 батальон, застряв в начале операции в непроходимой для танков полосе 360 дивизии, был выведен оттуда на центральное направление, но не смог догнать пехоту и участия в боях не принимал.

141 батальон за время операции потерял 4 танка Т-60, подбитых огнём противотанковых ружей и противотанковых орудий. Потери и выход из строя танков во время марша в результате технических неисправностей и аварий составили: 4 танка КВ, 1 – Т-34 и 1 – Т-60. По тем же причинам 171 батальон потерял 6 танков МК-2, 1 – МК-3 и 1 Т-60.

К тому времени, когда части армии выдвинулись к Велижу, 141 батальон отставал на один, а 171 батальон больше, чем на три перехода. В строю 141 батальон к этому времени имел 2 танка Т-34 и 13 – Т-60; 171 батальон – 6 танков МК-3 и 7 – Т-60. Из 62 танков к концу операции армия располагала только 8 машинами, и те отстали от пехоты, 19 танков выбыло из строя, а 15, имея мелкие технические неисправности или застряв в снегу, были разбросаны по всему пути движения армии.

3 ударная армия была усилена двумя танковыми батальонами (146 и 170) в составе 8 танков КВ, 26 «Матильда» и 36 – Т-60. Активного участия в боевых действиях танки не принимали, и только одна рота танков Т-60 170 танкового батальона действовала совместно с 225 полком под Молвотицами. В ходе наступления танки постоянно отставали от частей, застревали в пути и нередко выходили из строя по причине технических неисправностей.

Танки в операции не сыграли сколько-нибудь серьёзной роли. В манёвренных действиях в зимних условиях и при бездорожье сборные батальоны себя не оправдали. Танки КВ, имея хорошие боевые качества, но требующие подготовки специальных переправ и крайне ограниченные в запасе хода, израсходовали свои моторесурсы во время переходов и не смогли показать себя в бою. Танки Т-34 показали себя в этих условиях наиболее ценной машиной, но их было слишком мало. Танки Т-60, выявившие свою малую проходимость при слабой броне и сравнительно малом вооружении, оказались способными только завершать очистку населённых пунктов от остатков противника вместе со вторыми эшелонами пехоты или действовать по дорогам за тяжёлыми и средними танками. Английские танки МК-2 и МК-3 в боях не участвовали; кроме того они не были полностью освоены экипажами, поэтому для выводов по их боевым качествам и использованию нет достаточных данных.

Опыт операции не даёт положительных примеров в части использования танков зимой, при бездорожье и большоё манёвренности общевойсковых соединений, но свидетельствует о целесообразности формирования однотипных танковых батальонов для применения их с учётом боевых и маршевых качеств машин, условий театра войны и характера действий как своих войск, так и войск противника".

Схемы боевых действий в ходе операции:

http://militera.lib.ru/h/isaev_av4/s06.gif



http://militera.lib.ru/h/isaev_av4/s07.gif



http://militera.lib.ru/h/isaev_av4/s08.gif



С уважением, Пауль.

От Begletz
К Пауль (21.05.2013 10:36:45)
Дата 21.05.2013 16:19:49

А как можно одновременно греть мотор и сажать аккумулятор? Чего-то я не понял. (-)


От Vyacheslav
К Begletz (21.05.2013 16:19:49)
Дата 22.05.2013 10:44:09

Ну например вот так

Саня, прикрывая лицо руками, стоял перед люком механика-водителя и ждал, когда тот запустит мотор. Стартер визжал, выл, как сирена, а мотор не заводился. Саня в конце концов не выдержал, подскочил к люку.
-- Почему не заводится, а? Ты что, меня угробить хочешь?!
-- Аккумуляторы сели, -- ответил Щербак.
-- Отчего ж они сели? Вчера заводили, а сегодня сели?
-- Потому что вы всю ночь рацию гоняли!-- закричал Щербак.
Саня опешил. Такого он от Щербака не ожидал. Малешкина затрясло от обиды.
-- Ты чего валишь с больной головы... Не подготовил машину, а теперь валишь. Ну погоди, я с тобой разберусь,-- зловеще прошипел Малешкин.
-- Не очень-то, лейтенант, разоряйтесь! А что вы все время музыку слушаете-- факт, и никуда не попрешь,-- заявил механик.
Действительно, против этого факта переть было некуда. Радио он любил и частенько часа по два гонял рацию, хотя знал, что от этого аккумуляторы разряжаются.

Курочкин "На войне как на войне"

От bedal
К Vyacheslav (22.05.2013 10:44:09)
Дата 22.05.2013 12:58:52

Как пример: на Волге-21 радио разряжало аккум в ноль за час-два (-)


От Инженер-109
К bedal (22.05.2013 12:58:52)
Дата 22.05.2013 18:08:35

Что там Волга-21!!! На "десятке" катался - забыл выключить радио...

...на ночь - оно без звука "пахало", я не услышал и не выключил выходя - утром аккум был мертв..........

От Роман Алымов
К bedal (22.05.2013 12:58:52)
Дата 22.05.2013 13:06:19

Радио того времени - электронагревательный прибор, это нормально (-)


От Begletz
К Роман Алымов (22.05.2013 13:06:19)
Дата 22.05.2013 17:08:03

Да канешн. Основной расход энергии на накал ламп т к наушники потребляют мало

а в Волге на транзисторный УНЧ + динамики

От doctor64
К Begletz (22.05.2013 17:08:03)
Дата 22.05.2013 17:29:44

Re: Да канешн....

>а в Волге на транзисторный УНЧ + динамики
Волговский радиоприемник А-18 (с УКВ) жрал 30 ватт, A-12 (без УКВ с механическим вибропреобразователем) все 50. В основном - на накал радиоламп и преобразователь питания для анодов. УНЧ выходной мощностью в 3 ватта потреблял копейки.

От Colder
К doctor64 (22.05.2013 17:29:44)
Дата 23.05.2013 09:47:05

И сейчас встречаются такие чудесные приборы

Запросто. Дядька со стороны жены жаловался, что с энных пор по непонятным причинам аккум садится почти в ноль за ночь. При выключенных потребителях (!). Стали разбираться. Оказывается, была установлена японская магнитола. Она действительно была японская - это было достаточно давно, тогда на особо блатных предприятиях закупалась бытовая техника за бугром. Лэйбл "Сделано в Японии" наличествовал :) Магнитола была подключена через прикуриватель (линия прикуривателя в жиге всегда под напряжением). Так вот, меряем ток потребления выключенной магнитолы (т.е. в дежурном - stanby - режиме) и тихо удивляемся - что-то около 1 ампера (!) Магнитолу выкинули нафиг, все пришло в норму. Куда этот самый ампер уходил в магнитоле, не выясняли.

От RTY
К Begletz (21.05.2013 16:19:49)
Дата 21.05.2013 19:34:47

Re: А как...

если зарядка аккумулятора не работает - легко.
особенно на бензиновом двигателе

От Begletz
К RTY (21.05.2013 19:34:47)
Дата 21.05.2013 21:14:14

А почему она не работает? (-)


От RTY
К Begletz (21.05.2013 21:14:14)
Дата 22.05.2013 10:46:50

ну например

такие банальные причины как отсутствие запчастей, специалистов по ремонту и настройке, а также банально руководств.

От Begletz
К RTY (22.05.2013 10:46:50)
Дата 22.05.2013 17:10:52

Так вроде опыт Финской войны уже был? (-)


От Colder
К Begletz (21.05.2013 21:14:14)
Дата 22.05.2013 08:03:26

Причин м.б. вагон и маленькая телега

На авто легко и просто. Начиная от пробоя диодного моста до кончины шоколадки. Я не знаю, как это было реализовано тогда (п/п диодов точно не было :)), но не думаю, что тогдашняя электрическая техника поражала надежностью и отказоустойчивостью.

От NV
К Colder (22.05.2013 08:03:26)
Дата 22.05.2013 12:51:47

Диоды тогда массово не использовались - потому что генераторы в основном были

>На авто легко и просто. Начиная от пробоя диодного моста до кончины шоколадки. Я не знаю, как это было реализовано тогда (п/п диодов точно не было :)), но не думаю, что тогдашняя электрическая техника поражала надежностью и отказоустойчивостью.

постоянного тока. Однако селеновые выпрямители иногда использовались - а они по сути полупроводниковые диоды и есть. Но это все же послевоенное время.

Виталий

От Роман Алымов
К Colder (22.05.2013 08:03:26)
Дата 22.05.2013 12:44:17

Тогда были реле-регуляторы (+)

Доброе время суток!
Электромеханика, в общем, со всеми плюсами и минусами.
С уважением, Роман

От zb485c
К Begletz (21.05.2013 16:19:49)
Дата 21.05.2013 17:44:34

Re: А как...

заставлять работать двигатель только до набора рабочей температуры и сразу глушить, потом опять заводить, каждый раз не подзаряжая аккумуляторы до требуемого уровня.

От Begletz
К zb485c (21.05.2013 17:44:34)
Дата 21.05.2013 17:59:13

Разве от этого аккумулятор сядет быстрее, чем при простое? (-)


От Расстрига
К Begletz (21.05.2013 17:59:13)
Дата 21.05.2013 18:33:52

Исходя из личного опыта - зависит от степени здоровья акка

Если живой - то в режиме завел-едва прогрел-заглушил сядет быстрее просто от истощения

Если дохлый - то да, от простоя сядет сам

“Изучение источников – не топик для военно-исторического форума.”™

От Роман Алымов
К Begletz (21.05.2013 17:59:13)
Дата 21.05.2013 18:29:09

Конечно (+)

Доброе время суток!
Когда танк стоит с выключенной массой, да ещё и на холоде (химические процессы идут медленнее, так что саморазряд меньше) - чего акумуляторам разряжаться? А несколько непродолжительных заводок за ночь, особенно если нагонять давление масла стартером предварительно - очень даже способны довести акумуляторы до состояния, когда застывший мотор с загустевшим маслом не сможет завести.
В общем танковые печки не зря придумали....
С уважением, Роман

От Begletz
К Роман Алымов (21.05.2013 18:29:09)
Дата 21.05.2013 21:13:19

Re: Конечно

Привет,

> Когда танк стоит с выключенной массой, да ещё и на холоде (химические процессы идут медленнее, так что саморазряд меньше) - чего акумуляторам разряжаться? А несколько непродолжительных заводок за ночь, особенно если нагонять давление масла стартером предварительно - очень даже способны довести акумуляторы до состояния, когда застывший мотор с загустевшим маслом не сможет завести.
> В общем танковые печки не зря придумали....

Т е 10-15-минутная работа динамо не восстанавливает ту энергию, что пошла на запуск двигателя?

Из моего опыта с легковушкой, даже если батарею посадить полностью, напр оставив включенными подфарники, полчаса работы мотора после джамп-старта хватает, чтобы аккумулятор достаточно зарядился для следующего запуска движка.

А зачем они моторы грели? Проблема с антифризом? Логично было вынуть аккумуляторы и везти их в теплушке.

>С уважением, Роман

Взаимно

От Vyacheslav
К Begletz (21.05.2013 21:13:19)
Дата 22.05.2013 10:46:12

В радиаторы вода заливалась, а не антифриз (-)


От Begletz
К Vyacheslav (22.05.2013 10:46:12)
Дата 22.05.2013 17:09:11

Тогда проще слить было воду, когда по ЖД везли (-)


От kegres
К Begletz (21.05.2013 21:13:19)
Дата 21.05.2013 23:02:37

Re: Конечно


>> на холоде (химические процессы идут медленнее, так что саморазряд меньше) - чего акумуляторам разряжаться?

Так веть и отдача мороженного аккумулятора меньше в разы.
Вместо уставных 128А, легко может просесть вдвое. Отсюда меньшие обороты стартёра, и крутить дольше. В итоге акк. садится зимой быстрее, а заряжается медленнее.



>Т е 10-15-минутная работа динамо не восстанавливает ту энергию, что пошла на запуск двигателя?

Зимой - почти однозначно.

> полчаса работы мотора после джамп-старта хватает, чтобы аккумулятор достаточно зарядился для следующего запуска движка.

Это Вы не общались с тогдашними аккумуляторами и электромашинами. Реальный КПД удручает. "Куда девается искра у этого недостойного выродка, в славной семье двигателей унутреннего сгорания" (не помню откуда)

Привелось мне ездить на машине с чёрным аккумулятором. Зимой, смотрю на амперметр и выбираю - включить печку или фары...


>А зачем они моторы грели? Проблема с антифризом? Логично было вынуть аккумуляторы и везти их в теплушке.

Мож действительно водой залиты. + требование готовности к маршу, сразу после прибытия.



От Elrick
К Begletz (21.05.2013 21:13:19)
Дата 21.05.2013 22:41:17

Re: Конечно

>Логично было вынуть аккумуляторы и везти их в теплушке.
А где взять теплушку в чистом поле?


От Begletz
К Elrick (21.05.2013 22:41:17)
Дата 22.05.2013 00:09:53

Re: Конечно

>>Логично было вынуть аккумуляторы и везти их в теплушке.
>А где взять теплушку в чистом поле?

"так как ещё в период следования по железной дороге танкисты, прогревая моторы, израсходовали до половины моторесурсов и разрядили аккумуляторы..."


От Vovs
К Пауль (21.05.2013 10:36:45)
Дата 21.05.2013 10:53:46

"Теперь можно считать доказанным

что ежели человека не кормить, не поить, не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастлив и даже, может, помрет. Как вот этот помер..."