Я считаю, следуя, во основном, за французскими историками, что поменялся противник, которому противостояли римские армии, а следовательно поменялись и требования к армии собственной (помимо финансовых и рекрутских трудностей), уч-к Гегемон считает, что поменялся характер войны (мне понятие "характер" в данном случае непонятно), однако вывод один и тот же: в связи с изменившимися требованиями, римские "вооруженные силы" сэволюционировали.
Джонс ("Гибель античного мира") объясняет фатальное изменение характера армии
гибелью значительной части римской армии Западной империи в гражданских войнах и необходимостью отражения вторжений союзов варварских племен.
" Ситуация полностью изменилась, когда Феодосий I после долгой и неокончившейся войны с вестготами, которых Валент принял в империю в 376 г., предоставил этому племени земли во Фракии (Thracia), позволив им оставить федеративных жителей под руководством собственного правителя. Вестготы были окончательно переселены в Аквитанию при тех же самых условиях, которые были предоставлены и другим различным группировкам варваров — бургундам и аланам, — которые с трудом пробились в империю. Такие федеративные объединения не очень-тo представлялись надежными, так как их вожди легко использовали свое положение для шантажирования правительства, завоевывания больших и лучших территорий, а также для увеличения субсидий, предназначаемых их соплеменникам. Римское правительство было вынуждено идти на уступки, в противном случае эти племена могли угрожать спокойствию внутри империи.
В западной части империи римское правительство в V в. было склонно усиленно использовать те или иные федеративные племена, а римской армии позволять отступать. Частично это было вызвано очень большими потерями, которые несла западная армия в гражданских войнах и в которых захватчики Максим, Евгений, Константин и Иоанн потерпели поражение, а также при отражении огромных нашествий варваров — аларикор, радагезов на Италию и вандалов, аланов, свевов и бургундов — на Галлию. Из «Notitia Dignitatum» можно заключить, что во время этих сражений было уничтожено более половины, а возможно, и 2/3 армии. Мощность полевой армии была незначительно увеличена за счет переброски многих полков из приграничных районов, которые после этого остались незащищенными, особенно в Галлии."