От bedal
К К.Логинов
Дата 11.02.2013 17:00:38
Рубрики ВВС;

в огороде бузина...

"голландский шаг", он же "dutch roll" - следствие избыточной устойчивости.
Если самолёт слишком устойчив, то, дав ему крен - тяжело оттуда вытащить.
Устойчивость ведь означает не только и не столько удержание горизонтального положения, сколько удержание того положения, какое есть.

Итак, дают рулей - а самолёт не выправляется. Потому дают больше рулей, и самолёт, выходя из одного крена, переваливается в другой. Дают рули назад - и опять. Получается, как утка, с боку на бок - да ещё и носом влево-вправо при этом.

Устойчивость увеличивается стреловидностью крыла и положительным поперечным V. Потому на стреловидных самолётах часто крылья приопущены вниз - чтобы уменьшить устойчивость. Пример "обратного V" - Ту-154, Ту-134. На более современных толстеньких самолётах с меньшей стреловидностью "естественная" устойчивость много меньше, и там уже такого обратного V нет, даже положительное бывает.

Что касается V-образного оперения - другой вопрос, ведь стабилизатор давит вниз, а не вверх, как крыло. И влияние положительного или отрицательного V может быть как бы и не обратным. Скорее уж голландский шаг, если он и вызывается V-образным оперением, вызван сложностями закона управления. Но у БПЛА этой сложности просто нет.

От К.Логинов
К bedal (11.02.2013 17:00:38)
Дата 11.02.2013 18:04:13

Re: в огороде

Да, извините.

От К.Логинов
К К.Логинов (11.02.2013 18:04:13)
Дата 11.02.2013 18:19:46

Re: в огороде

Тупо спорить не хочется. Я в глубины аэродинамики лезть не хотел, а попытался попроще все сказать. Увы не получилось. Хотя, дело не в стреловидности крыла, а в соотношении моментов Мх и Му, точнее, их производных по углам крена и рыскания. Поэтому скорее всего на Reaper, Predator помимо V-образного оперения поставили кили. Кстати, говорили, что 154 действуя РН можно было тоже раскачать. Еще были истории с короткими Айрбасами. А действия при выводе сводятся к работе только элеронами, без участия РН.


От bedal
К К.Логинов (11.02.2013 18:19:46)
Дата 11.02.2013 20:02:29

однако,

колебания, вызванные рассогласованием моментов рулей без чрезмерной устойчивости по крену - это уже не голландский шаг.

Для БПЛА (кроме примитивно-тупых моделек с прямым управлением) таких колебаний и не будет, ибо они парируются алгоритмом. Человеку это, да, труднодоступно.

От К.Логинов
К bedal (11.02.2013 20:02:29)
Дата 11.02.2013 20:29:55

Re: однако,

Какое милое хамство.

От bedal
К К.Логинов (11.02.2013 20:29:55)
Дата 11.02.2013 21:54:35

простите?

Ни в малейшей степени не хотел задеть. Что вас так заставляет думать?