От Паршев
К All
Дата 04.02.2013 16:57:26
Рубрики Современность; Флот; ВВС;

Вопрос по пожароопасности углепластика

были тут недавно съемки пожара у причала некоего футуристического катера, где-то в ЮВА. Так вот в авиации - углепластик вместо металла - насколько пожароопасней?

От инженегр
К Паршев (04.02.2013 16:57:26)
Дата 05.02.2013 11:00:55

Re: Вопрос по...

>были тут недавно съемки пожара у причала некоего футуристического катера, где-то в ЮВА. Так вот в авиации - углепластик вместо металла - насколько пожароопасней?

Тут в первую очередь надо отделить "мух от котлет" - сиречь углеволокно от основы. Само углеволокно горит, и очень хорошо, а вот с основой - самое интересное. Я не слишком в курсе, что за дела "у них", а вот те васокопрочные клеи, которые применяются у нас, по крайней мере частичный их ассортимент, достаточно скажем так, плохогорючие, т.е. горят лишь когда есть подпитка от постороннего источника огня, вне оного затухают сами. Помимо этого, существуют и продолжают разрабатываться мало и негорючие основы для стекло и углепластиков. Эти заразы не грят вовсе, правда, разлагаются при большой температуре и имеют, как правило, не слишком высокую прочность.
А кроме того, углепластик имеет совершенно обалденную устойчивость к лазеру. Промышленный лазер, которым только что при мне резали 3мм сталь, на поверхности углепластика при максимальной мощности оставил лишь неглубокую бороздку, примерно 0,1мм.
"вот такая, паимаашь, загагулина..."
Алексей Андреев

От Паршев
К инженегр (05.02.2013 11:00:55)
Дата 05.02.2013 11:19:45

Во времена оны тема была актуальна, особенно в кислородной атмосфере

хоть и при низком давлении; там была дилемма - или что-то хорошо горючее, или плохо горючее, но выделяющее всякую смертельную гадость, типа хлора и синильной к-ты, что в стесненных объемах не есть хорошо. Какие-то решения находили, но не радикальные, насколько помню.

От Денис Лобко
К Паршев (05.02.2013 11:19:45)
Дата 07.02.2013 09:07:14

Это вы про сгоревших астронавтов в Apollo-1? (-)


От Паршев
К Денис Лобко (07.02.2013 09:07:14)
Дата 07.02.2013 12:33:58

И не только их (-)


От инженегр
К Паршев (05.02.2013 11:19:45)
Дата 05.02.2013 18:06:36

Дык, закон сохранения, выигрыш в одном компенсируется проигрышем в другом. Увы. (-)


От Николай Поникаров
К Паршев (04.02.2013 16:57:26)
Дата 05.02.2013 09:43:00

Пожар KRI Klewang

День добрый.

Пожар произошел по наихудшему, но, увы, обычному сценарию. Корабль стоял у стенки, готовясь к ходовым испытаниям. Работы велись в спешке, с нарушением норм безопасности. На корабле было много работников верфи, все горловины и двери открыты.

Непосредственной причиной пожара стало короткое замыкание в машинном отделении, но что именно вспыхнуло, неизвестно. Система объемного пожаротушения не включалась из-за наличия людей в МО. Огнетушители и водяные стволы некоторое время сдерживали огонь и дали возможность спастись всем, кто был на борту. Потом корабль обесточился, сильный бриз через открытые двери и горловины раздувал пламя, и за два часа корпус сгорел полностью.

С дюралевым корпусом было бы примерно то же самое.

Жалко кораблик, футуристичный
http://2.bp.blogspot.com/-ah4CXFojitw/UGpWsrhVrJI/AAAAAAAARhY/BGEfsom8nWk/s1600/KRI+Klewang+-+Indonesian+Stealth+Trimaran+Patrol+Vessel+Caught+Fire+destroyed+(2).jpg


http://1.bp.blogspot.com/-A8pwoeNAvkM/UGpWx7rHQBI/AAAAAAAARh4/bXXSSZ2jXDM/s1600/KRI+Klewang+-+Indonesian+Stealth+Trimaran+Patrol+Vessel+Caught+Fire+destroyed+%25286%2529.jpg


http://3.bp.blogspot.com/-xOUW5JYxM2s/UGpWreszDFI/AAAAAAAARhQ/YAg8a9i-0OU/s1600/KRI+Klewang+-+Indonesian+Stealth+Trimaran+Patrol+Vessel+Caught+Fire+destroyed+%252810%2529.jpg


http://2.bp.blogspot.com/-3ivUeRKkPfw/UGpWtxkiqbI/AAAAAAAARhg/JpyutfN-4hI/s1600/KRI+Klewang+-+Indonesian+Stealth+Trimaran+Patrol+Vessel+Caught+Fire+destroyed+%25283%2529.jpg




С уважением, Николай.

От ВладимирНС
К Паршев (04.02.2013 16:57:26)
Дата 05.02.2013 00:36:19

Re: Вопрос по...

Углепластик менее пожароопасен, чем алюминиевые и титановые сплавы, но уступает, естественно, стали.

Изделия из ориентированных композитов углеродное волокно-эпоксидное связующее, обычно именуемые углепластиками, по горючести напоминают осину - в принципе горят, но самостоятельно пожар поддержать не в состоянии.

От Николай Поникаров
К ВладимирНС (05.02.2013 00:36:19)
Дата 05.02.2013 09:18:49

Именно так

День добрый.

Вот что пишут конструкторы сгоревшего тримарана:
We recognize and acknowledge that the fire risk associated with the composite materials commonly used in shipbuilding is increased relative to steel vessels.
Далее про противопожарную изоляцию:
In the case of KRI Klewang such spaces were insulated in accordance with International Maritime Organization Safety Of Life At Sea conventions and International Classification Society directives, requiring AGO structural fire protection rating. This rating defines the time temperature gradient across the fire insulation boundary and is intended to prevent ignition and collapse of the structure, despite prolonged exposure to high temperatures. This insulation rating is also required of aluminium ships, which share similar vulnerabilities to fire and the dangers of melting and complete structural collapse.

Т.е. конструкции из углепластика по огнестойкости близки к дюралевым, обычным для высокоскоростных кораблей. Требуемые меры защиты от огня схожие.

>Углепластик менее пожароопасен, чем алюминиевые и титановые сплавы, но уступает, естественно, стали.

Это, пожалуй, перебор. Огнестойкость углепластика определяется связующим, а не волокнами. В KRI Klewang использовался материал, который горит при прогреве примерно до 500 градусов Цельсия. Т.е. несколько опаснее дюралевых сплавов, но не принципиально.

С уважением, Николай.

От ВладимирНС
К Николай Поникаров (05.02.2013 09:18:49)
Дата 05.02.2013 11:27:21

Re: Именно так


>Это, пожалуй, перебор. Огнестойкость углепластика определяется связующим, а не волокнами. В KRI Klewang использовался материал, который горит при прогреве примерно до 500 градусов Цельсия. Т.е. несколько опаснее дюралевых сплавов, но не принципиально.

Вы правы, связующим, которое даже не всегда из группы эпоксидных смол выбирается. Однако поддерживать пламя на композите существенно труднее, чем просто на смоле в котле по ряду причин, в том числе и по причине более высокой температуры возгорания волокна. Скорость распространения пламени и условия гашения цепной реакции от алюминиевых сплавов отличаются качественно, другие они. Сравнивая все это теплое с этим же мягким, моя оценка такая - я бы больше боялся пожара дюралевых конструкций, чем углепластиковых. Если проводить сравнение по неким неизвестным мне флотским методикам, вывод может оказаться противоположным.

От Андрей Белов
К ВладимирНС (05.02.2013 11:27:21)
Дата 05.02.2013 20:15:14

На корабле (судне) ...

>Вы правы, связующим, которое даже не всегда из группы эпоксидных смол выбирается. Однако поддерживать пламя на композите существенно труднее, чем просто на смоле в котле по ряду причин, в том числе и по причине более высокой температуры возгорания волокна. Скорость распространения пламени и условия гашения цепной реакции от алюминиевых сплавов отличаются качественно, другие они. Сравнивая все это теплое с этим же мягким, моя оценка такая - я бы больше боялся пожара дюралевых конструкций, чем углепластиковых. Если проводить сравнение по неким неизвестным мне флотским методикам, вывод может оказаться противоположным.

.. все системы расположены скучено .. хотя даже на берегу 123-ФЗ (и НПБ) позволяют разнести пожарную нагрузку.
Проблема в том, что все системы , где было возможно замыкание исходя из неизвестных причин были сконцентрированы в одном месте , что и позволило пожару на судне принять столь катастрофические масштабы. Разнесение объектов горения могло конечно и не привести к подобной ситуации, НО
ДЕШЕВЫЕ УДОБСТВА - в одном месте.
БЕЗОПАСНОСТЬ - в другом месте.
Живучесть корабля и судна стоит денег (где то + 20-30 % к стоимости судна в эпоху 70-80ых)- ею - как правило жертвуют.
Выиграл при проектировании рынок потреблядства - Все в одном месте. Уменьшение издержек. Максимум 1000% прибыли.



От Паршев
К ВладимирНС (05.02.2013 00:36:19)
Дата 05.02.2013 00:52:26

А в тримаране этом что горело, всякая хурма внутри? (-)


От ВладимирНС
К Паршев (05.02.2013 00:52:26)
Дата 05.02.2013 11:20:42

Понятия не имею ни о каком тримаране. Вы спросили об углепластиках, я ответил о (-)


От Андрей Белов
К Паршев (04.02.2013 16:57:26)
Дата 04.02.2013 19:56:51

Вопрос - что это такой за углепластик , который горит???

Господа бизнессмены сэкономили ???
Вопросы в студию
- где проект ???
- кто мечтал срубить на проекте 1000% прибыли ???

От DM
К Андрей Белов (04.02.2013 19:56:51)
Дата 05.02.2013 14:04:07

Re: Вопрос -...

>Вопрос - что это такой за углепластик , который горит???
Углепластик состоит из собственно углеволокна как наполнителя и полимера как связующего. Последнее и горит чаще всего.
Видел я летный защитный шлем, побывавший в пожаое - вполне себе красивый кусочек стеклоткани получился :) Связующее выгорело - стеклоткань осталась.

От Паршев
К Андрей Белов (04.02.2013 19:56:51)
Дата 05.02.2013 00:01:10

Даже стеклотекстолит горит, если не повезет,

а углероду-то чего не гореть? Он же горючий. И алмазы горят.

От Anvar
К Паршев (05.02.2013 00:01:10)
Дата 05.02.2013 19:35:58

Re: Даже стеклотекстолит...

По логике металлы должны лучше гореть.Знергии углерод, наверное, на единицу массы больше дает ,но это ИМХО не главное.

От Koshak
К Паршев (05.02.2013 00:01:10)
Дата 05.02.2013 08:24:13

Re: Даже стеклотекстолит...

>а углероду-то чего не гореть? Он же горючий. И алмазы горят.

конечно горит, но разжигать надо очень старательно, сильнее чем графитовые газовые рули в сопле реактивного двигателя разжигают

От Иван Уфимцев
К Андрей Белов (04.02.2013 19:56:51)
Дата 04.02.2013 20:48:10

Называется "солярка, а так же прочие композиты и полимеры".

Доброго времени суток, Андрей Белов.

Сабж. Он ведь не монолит углепластиковый.

--
CU, IVan.


От Иван Уфимцев
К Паршев (04.02.2013 16:57:26)
Дата 04.02.2013 18:39:14

Не скажу за авиацию (не палил)

Доброго времени суток, Паршев.

.. но дюралевые лыжные палки (обломки) горят значительно лучше чем углепластиковые. При наличии "затравки" и тяги, естественно.
Опять же, у моряков люминевые посудины сгорали аж бегом.

--
CU, IVan.


От Bronevik
К Иван Уфимцев (04.02.2013 18:39:14)
Дата 04.02.2013 18:44:56

Легкосплавне катки тоже неплохо грят. (-)


От nnn
К Паршев (04.02.2013 16:57:26)
Дата 04.02.2013 17:21:11

пожар на тримаране Klewang

>были тут недавно съемки пожара у причала некоего футуристического катера, где-то в ЮВА. Так вот в авиации - углепластик вместо металла - насколько пожароопасней?

http://bmpd.livejournal.com/346570.html

От А.Никольский
К Паршев (04.02.2013 16:57:26)
Дата 04.02.2013 17:05:52

Re: Вопрос по...

Здравствуйте, уважаемый
>были тут недавно съемки пожара у причала некоего футуристического катера, где-то в ЮВА. Так вот в авиации - углепластик вместо металла - насколько пожароопасней?
+++++
если Вы про дримлайнер, то это не самое актуальное - ведь пластик в салоне использовался и до него