Это вы уже послеперестроечноего Барятинского цитируете
>>А чего там такого было?
>
>О, там было много чего такого (если склероз мне не врет, конечно):
>- перечисление многих технических решений с упоминанием, что на тигре они были применены впервые, не забыв даже пресловутый полик и приборы подводного вождения;
>- отражена роль скорострельности пушки по сравнению с 122мм раздельного заряжания (буквально разбор дуэльной ситуации, в случае когда первыми выстрелами оба участника сделали промахи, причем результат разбора реально удручал);
>- пущены в оборот пресловутые цифры дальности поражения по средним танкам (1500м против 500м).
>Годы, правда были уже перестроечные, но как бы еще не полный разгул.
А вот что в Танковом музее говорилось о "Тигре":
До середины 1942 года ни одна армия в мире, включая и гитлеровский вермахт, не имела танков, которые могли сравниться с нашими КВ. Однако было бы неправильным считать, что к разработке тяжелых танков немцы приступили лишь после встреч с советскими тяжелыми машинами. Правда, начатое еще в 1937-1938 годах конструирование тяжелых танков резко ускорилось в рейхе именно после нападения на Советский Союз. Имевшиеся к этому времени у немцев экспериментальные машины как прототипы, будущих тяжелых танков были признаны совершенно непригодными. И вот, выполняя новый заказ, фирма "Хеншель" в марте 1942 года первой показала новую машину, на которой, по распоряжению Управления вооружений вермахта, установили мощную 88-мм пушку. Главный конструктор танкового отдела фирмы Э. Адерс (очевидно, в целях экономии) решил использовать отработанные узлы своих прежних танков. Новый танк одновременно с машиной австрийского инженера Ф. Порше, владельца собственного конструкторского бюро, прошел испытания в апреле того же года. Машину Адерса признали лучшей, и фирма "Хеншель" немедленно начала ее серийное производство. Этот танк под обозначением Т-VI(H) "тигр" выпускался с августа 1942 года по август 1944 года. Всего построено 1354 машины.
Поскольку башня для "тигра", разрабатывавшаяся фирмой "Рейнметалл", не была готова, на Т-VI(H) установили башню, созданную фирмой "Крупп" для танка Ф. Порше. В процессе производства тяжелой машины конструкторы упростили некоторые узлы и унифицировали с другим немецким танком - "пантерой" - двигатель, опорные катки и командирскую башенку. Бронирование "тигра", хотя и без рациональных углов наклона, было мощным.
Основное требование, которое предъявляли военные к тяжелому танку, - высокая эффективность использования оружия соответствующего калибра. Выполняя это пожелание, на Т-VI(H) установили полуавтоматическую зенитную 88-мм пушку образца 1936 года. Она имела систему продува ствола после выстрела и электроспуск. Бронебойный снаряд ее массой 10,2 кг пробивал 115-мм броню с расстояния 1000 м. Подкалиберный снаряд массой 7,3 кг с 500 м поражал почти 180-мм броню. Для ускорения и простоты сборки корпус танка целиком варили из плоских броневых плит. Машины первых выпусков имели оборудование для подводного передвижения по рекам глубиной до 4 м.
Благодаря двойным опорным каткам большого диаметра, расположенным в шахматном порядке, нагрузка равномерно распределялась по длине гусеницы, и машина двигалась плавно. Подражая нашим Т-34 и КВ, "тигры" снабжались широкими, 72-см, гусеницами.
И тем не менее танк вышел слишком тяжелым (среднее удельное давление на грунт - 1,03 кг/см2). А отсюда и плохая проходимость по мягкой почве. Правда, управлять танком было относительно легко - из-за КП безствольного типа с синхронизаторами и многорадиусного механизма поворота.
Впервые четыре "тигра" использовались в совершенно неподходящей для них местности 29 августа 1942 года в районе Мги под Ленинградом. Поэтому машины застряли и атака гитлеровцев сорвалась. Почти месяц спустя, 21 сентября, те же машины снова пошли в бой. Но все они вышли из строя, попав под огонь нашей артиллерии, или увязли в болотах.
В декабре 1942 года батальон "тигров" использовался при попытке освободить группировку немецких войск, попавших в окружение под Сталинградом. В том же месяце появление "тигров" отмечено за много километров от Волги - в Тунисе. И наконец, 14 января 1943 года наши войска в районе рабочих поселков № 5 и 6 на Волховском фронте захватили подбитого "тигра". Тогда же были изучены слабые места Т-VI(H) и разработаны методы борьбы с ним. Поэтому применение этих машин в больших количествах в битве на Курской дуге не явилось неожиданностью для советских танкистов.
Безусловно, "тигр" оказался сильным противником. Но когда в наших войсках появились Т-34-85 и ИС-2, превосходство немецких танков в вооружении было ликвидировано. В 1944 году Т-VI(H) заменили в производстве "королевским тигром", а англичане и американцы до конца войны так и не смогли создать танков, способных успешно сражаться с "тиграми".
В том же, 1944 году немцы переделали восемнадцать машин Т-VI(H) в самоходные установки "штурмтигр", вооружавшиеся 380-мм орудиями.
Возросшая мощь немецкой противотанковой артиллерии и ожидаемое появление на полях "тигров" потребовали усилить вооружение и бронирование советских машин. Весной 1942 года в нашей армии были выработаны тактико-технические требования к новому тяжелому танку, утвержденные ГКО СССР. Разработку его вела группа конструкторов челябинского "Кировского завода" под руководством Ж. Я. Котина. Ведущим конструктором назначили Н. Ш. Шашмурина. С ним работали А. И. Благонравов, А. С. Ермолаев, Л. Е. Сычев и другие. Осенью 1943 года проект танка, названного ИС-1, был закончен, а в декабре началось серийное производство машины. ИС-1, лишь незначительно превосходя по массе КВ-1С, имел более толстую броню. Корпус машины состоял из литой лобовой детали, катаных броневых плит бортов, кормы и днища. Литой была и башня танка. Первые образцы танка вооружались 85-мм полуавтоматической пушкой, разработанной коллективом специалистов под руководством Ф. Ф. Петрова.
В конце 1943 года 85-мм пушка устанавливалась и на Т-34. Но тяжелый танк нужно было вооружить более мощной артсистемой, поэтому коллектив Ф. Ф. Петрова в течение нескольких недель трудился над тем, чтобы приспособить корпусную 122-мм пушку с несколько укороченным стволом для машины ИС. При этом поршневой замок пушки для повышения скорострельности заменили на клиновый. Новая танковая полуавтоматическая пушка была принята на вооружение постановлением ГКО СССР от 31 декабря 1943 года. Ее сразу же стали устанавливать на танке.
Так появился сильнейший танк второй мировой войны, надежный в эксплуатации и удобный при ремонте. Боевое крещение ИС-2 получил в феврале 1944 года под Корсунь-Шевченковским. Благодаря хорошо продуманным конструктивным решениям размер и масса нового танка по сравнению с КВ не увеличились, зато скорость и маневренность возросли. Дульная энергия его пушки оказалась в полтора раза больше, чем у 88-мм орудия, установленного на "тигре". Снаряд массой 25 кг имел начальную скорость 790 м/с.
Однако скорострельность из-за раздельного заряжания была невелика - 2-3 выстрела в минуту. С середины 1944 года ИС-2 стал выпускаться с измененной лобовой частью, подобной той, что имел Т-34. Такое вооружение позволяло ИС-2 вести бой с танками противника на расстоянии свыше 2 км. Поэтому немецкое командование запретило своим танкистам вступать с ИС-2 в открытые поединки. Они действовали лишь из засад.
На базе ИС выпускались 2 образца самоходных установок - ИСУ-152 (см. "ТМ" № 11, 1970 г.) и ИСУ-122. Первый вариант ИСУ-122 вооружался 122-мм пушкой образца 1937-39 гг, не имевшей дульного тормоза. В остальном модель ничем не отличалась от ИСУ-152. Правда, позднее на этой "самоходке" в новой шаровой маске поставили 122-мм танковую пушку Ф. Ф. Петрова, снабженную дульным тормозом.
Тяжелые советские самоходные установки сыграли большую роль в достижении победы над фашистами. Они отлично проявили себя при штурме фортов Кенигсберга и во время уличных боев в Берлине. ИСУ-122 оказалась также и мощным противотанковым оружием.
И где тут восхищение и прочее дрочерство? Скорее, снисходительное похлопование по плечику. Типа, немцы осознали собственное убожество, напряглись изо всех сил и выдали на гора мощный, но малобоеспособный танк. Наши это заметили, своевременно отреагировали и почти сразу же свели на нет немецкое качественное преимущество.
Ну и разумеется, не обошлось без откровенных баек вроде запрета на танковые дуэли с ИСами.
О реальной боеспособности "тигра" лично я впервые узнал из советского сборника "100 вопросов 100 ответов", ЕМНИП конца70-х - начала 80-х, взятого в библиотеке.
Там были воспоминания танкиста о первом бое Т-34 и "тигра". Согласно описанию боя "тигр" уничтожил четыре или пять Т-34 при том, что те попали в него несколько раз не причинив видимого вреда. Кажется в этой же статье говорилось о жалобах противотанкистов, говоривших, что снаряды отскакивают от лобовой брони "тигра" "как семечки".
После этого танковый музей ТМ я читал под правильным углом зрения.
Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.
ЕМНИП там речь шла о бое ок. Томаровки (на южном фасе) в мае 1943
>Салам алейкум, аксакалы!
>О реальной боеспособности "тигра" лично я впервые узнал из советского сборника "100 вопросов 100 ответов", ЕМНИП конца70-х - начала 80-х, взятого в библиотеке.
>Там были воспоминания танкиста о первом бое Т-34 и "тигра". Согласно описанию боя "тигр" уничтожил четыре или пять Т-34 при том, что те попали в него несколько раз не причинив видимого вреда. Кажется в этой же статье говорилось о жалобах противотанкистов, говоривших, что снаряды отскакивают от лобовой брони "тигра" "как семечки".
ЕМНИП шла речь о танковой дуэли 11 "тигров" и какого-то к-ва Т-34, 11 из которых были подбиты/уничтожены тремя залпами "Тигров" с расстояния 2000 м. А потом несколько Т-34 подорвались по оврагу к "Тиграм" , но со сравнительного небольшого расстояния (300м) не смогли их поразить. И сколько там еще потеряли.