От Exeter
К u2
Дата 27.02.2002 00:42:56
Рубрики WWII; ВВС;

Из "Хроники ВОВ" и документ

Здравствуйте, уважаемый u2!

Вот Вам цитата из "Хроники ВОВ на Северном театре":

"В 9.20 четыре "Томагаук" под командованием командира 2 ГКСАП Героя Советского Союза подполковника Сафонова вылетели в район конвоя PQ-16 с задачей барражирования и были встречены самолетами противника. В начавшемся воздушном бою в 30 милях на норд-норд-ост от острова Кильдин истребители вели между собой переговоры. Сафонов передал: "двух рубанул", "бью третьего", "прикрой хвост, иду на вынужденную посадку, поврежден мотор". Эта последняя фраза была принята в 10.42. По докладу эскадренного миноносца "Сокрушительный" в 10.45 один "Томагаук" с высоты 300-200 м в расстоянии около 30 кбт от корабля перешел в отвесное пике и мгновенно утонул. Отправленный в это место на поиск самолета эскадренный миноносец "Куйбышев" из состава эскорта конвоя PQ-16 искал его около трех часов, но ничего не обнаружил. На прибывших в Мурманск кораблях конвоя Сафонова не оказалось".



Ю.Рыбин в своей известной статье приводит документ "Описание воздушного боя 30 мая 1942 г", подписанный начальником оперативной части 2-го ГКАП гв.капитаном Симоновым:

"Задание прорабатывалось под руководством гв.подполковника Сафонова. Вначале было указано, что прикрытие ТР ТР будет осуществляться парами - гв.подполковник Сафонов и гв.майор Кухаренко; гв.капитан Орлов и гв.старший лейтенант Покровский. Минут за 30 до вылета поступило изменение - итти на задание четверкой.

СЛЕДОВАНИЕ К ЦЕЛИ

После взлета (9.20) легли на курс о.Кильдин, у о.Кильдин развернулись курсом 280 градусов на приближающиеся самолеты. В районе Сеть-Наволок после определения типа самолетов (2 МБР-2) легли курсом на ТР ТР. Гв.майор Кухаренко с последнего этапа маршрута с задания вернулся. При подходе к каравану заметили, что 4-6 Ю-88 пикировали по одному на корабли со стороны солнца. Попаданий в ТР ТР не было.

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ

Атака производилась при выходе из пике Ю-88. Гв.подполковник Сафонов первый Ю-88 пропустил, а второй начал атаковать. Третий Ю-88 вошел в хвост "Томагаука" Сафонова, которого начал атаковать гв.лейтенант Покровский. Четвертый Ю-88 зашел в хвост "Томагаука" Покровского, который начал атаковать гв.капитан Орлов. После первых атак, атакованные самолеты Ю-88 Покровским и Орловым, отвернули влево на 30 градусов от курса первых самолетов.
Таким образом Покровский и Орлов во время атак уклонились от гв.подполковника Сафонова и после боя никто из них не видел Сафонова. После боя гв.капитан Орлов и гв.старший лейтенант Покровский договорились встретиться у ТР ТР, что и было сделано. От ТР ТР легли курсом на аэродром, так как время полета было на исходе, а боекомплект весь израсходовали.
Ю-88 пикировали с Н=2000 м, вывод из пике Н=300-400 м. Бой протекал на Н=200 до 10 м.

БОЙ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЕТЧИКОВ

САФОНОВ передал по радио "Двух трахнул", а через несколько секунд передал - "Бью третьего" и еще через несколько секунд передал - "Мотор подбит иду на вынужденную".
ПОКРОВСКИЙ сзади сверху с Д=200 м и до полного израсходования боезапаса вел огонь по одному Ю-88. Ю-88 горящим упал в воду.
ОРЛОВ сзади с хвоста с Д=300-200 м и на Н=30 м вел пулеметный огонь по одному Ю-88. В результате чего на Ю-88 загорелся левый мотор. Ю-88 сбавил скорость. Орлов проскочил его и при развороте Ю-88 уже не видел.
ПРИМЕЧАНИЕ: По докладу командира ДММ - бомбили ТР ТР более 10 самолетов противника. Один "Томагаук" с углом врезался в воду.

НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ 2 ГК АП ГВ.КАПИТАН /СИМОНОВ/."


По данным Ларинцева, немцы в этот день при налетах на конвой потеряли один Ju-88A-4 из состава 4./KG30.


С уважением, Exeter.

От Коля-Анархия
К Exeter (27.02.2002 00:42:56)
Дата 28.02.2002 10:41:47

Тупой я человек... Не понимаю...

Приветствую


>...Третий Ю-88 вошел в хвост "Томагаука" Сафонова, ... Четвертый Ю-88 зашел в хвост "Томагаука" Покровского,

Не понимаю я как на Ю-88 можно Томогавки атаковать и в хвость им заходить... Я могу понять 88-ой в какчестве ночника, против бомберов, но в маневренном бою против чистых ястребков... нет НЕ ПОНИМАЮ!

С уважением, Коля-Анархия.

От Николай Манвелов
К Exeter (27.02.2002 00:42:56)
Дата 27.02.2002 12:02:30

Re: Из "Хроники...

Привет
как-то в чьих-то мемуарах нарвался, что виной были плохие подшипники (чуть ли не с большой долей серебра). Из-за этого, мол, они в "критические моменты" плавились. Насколько это лажа - не в курсе, не специалист.
Николай Манвелов

От Skwoznyachok
К Николай Манвелов (27.02.2002 12:02:30)
Дата 28.02.2002 10:16:23

Не в мемуарах, а у Пикуля - "Реквием каравану PQ-17"...

Там у него это у поминается...

От FVL1~01
К Николай Манвелов (27.02.2002 12:02:30)
Дата 27.02.2002 13:06:51

Этой болезнью страдали все Алиссоны первых серий...

И снова здравствуйте

- не совсем серебро, просто разрушение упорных подшипников коленчатого вала. Это, а так же плохое поведение на высоте - главный недостаток Алиссона. Исправили баг лишь в 1944 году.

Но говорить что именно это подвело Сафонова, нет данных.

С уважением ФВЛ

От matveich
К FVL1~01 (27.02.2002 13:06:51)
Дата 27.02.2002 14:17:01

Re: Этой болезнью

Привет

>И снова здравствуйте

>- не совсем серебро, просто разрушение упорных подшипников коленчатого вала. Это, а так же плохое поведение на высоте - главный недостаток Алиссона. Исправили баг лишь в 1944 году.

По сравнению с советскими моторами Алиссон очень тихий, даже на критических режимах работы. Поэтому очень часто пилоты просто не соблюдали температурный режим, движок грелся и клинился

>Но говорить что именно это подвело Сафонова, нет данных.

>С уважением ФВЛ
С уважением, матвеич

От Eddie
К matveich (27.02.2002 14:17:01)
Дата 27.02.2002 14:37:57

Ре: Этой болезнью

>>- не совсем серебро, просто разрушение упорных подшипников коленчатого вала. Это, а так же плохое поведение на высоте - главный недостаток Алиссона. Исправили баг лишь в 1944 году.
>По сравнению с советскими моторами Алиссон очень тихий, даже на критических режимах работы. Поэтому очень часто пилоты просто не соблюдали температурный режим, движок грелся и клинился
Посмотрите любые воспоминания - хоть амеров, хоть англичан, хоть французов, кто воевал на ранних кобрах и томагавках. ВСЕ жалуются на перегрев мотора. У французов в Северной Африке моторы на кобрах выходили из строя чуть ли не после 10 часов работы... Так что вряд ли надо в этом винить пилотов.
С уважением, Андрей

От FVL1~01
К Eddie (27.02.2002 14:37:57)
Дата 27.02.2002 21:46:21

Именно так и исключение ОДНО

И снова здравствуйте

Это Лайтинг - там другая немного система охлаждения и переразмеренные радиаторы - это спасало. А история Р-40 с Алиссоном это история увеличения обьема и площади радиаторов :-))).

Баг коленвала был исправлен после радикальной переработки мотора, после чего он на Р-82 пахал как зверь и до сих пор выпускается в коммерческом варианте с ресурсом чуть ли не в 3000 часов.

Еще кроме коленвала и охлаждения править пришлось выхлоп. Отыгралось американцам то что они забросили серьезные работы по мотрам водяного охлаждения в тридцатые годы. Потерялди культуру проектирования и производства. Оттого то для них Мерлин (который у них в серии Паккард) стал откровением свыше. Они на ентот движок просто прибалдели.

Да и громоздок был Алиссон, больше Мерлина и нашего М-105 (поэтому так легко и заменялся на эти движки).

С уважением ФВЛ

От badger
К FVL1~01 (27.02.2002 21:46:21)
Дата 28.02.2002 07:41:42

Re: Именно так...

>Еще кроме коленвала и охлаждения править пришлось выхлоп.

А что там с выхлопом было?

> Отыгралось американцам то что они забросили серьезные работы по мотрам водяного охлаждения в тридцатые годы. Потерялди культуру проектирования и производства.

А что случилось? Кто-то большой и главный решил что двигатели водяного охлаждения бесперспективны? Аллисон вроде в 30-ые и разрабатывался.