От zahar
К zahar
Дата 22.10.2012 12:09:07
Рубрики WWII; ВВС; Искусство и творчество;

Про немецкие подшипники

Приходилось "слышать" про ахиллесову пяту немецкой военной промышленности - подшипники. Без них все встанет.

Не обошлось и в этом фильме - группа летала на бомбежку завода по их производству.

В фильме о результатах ничего не сказано, но как известно война в 43 году не закончилась.

Значение подшипников было преувеличено? Заводов оказалось больше? Или немцы смогли быстро выйти из ситуации?

От Rustam Muginov
К zahar (22.10.2012 12:09:07)
Дата 23.10.2012 02:01:56

Рейд на Швейнфурт

Здравствуйте, уважаемые.

>Не обошлось и в этом фильме - группа летала на бомбежку завода по их производству.

Известный "черный день", когда из 180 бомбардировщиков треть была сбита, и еще треть списана из-за повреждений.
Довольно популярный сюжет, вокруг него, например, построена книга Херси "Возлюбивший войну".

С уважением, Рустам Мугинов.

От Инженер-109
К zahar (22.10.2012 12:09:07)
Дата 22.10.2012 12:38:37

сколько не находил немецких самолетов...

>Значение подшипников было преувеличено? Заводов оказалось больше? Или немцы смогли быстро выйти из ситуации?

...подшипников кроме SKF - Швеция - вообще не встречал.... правда я "брал" только самолеты восточного фронта...

От john1973
К Инженер-109 (22.10.2012 12:38:37)
Дата 22.10.2012 16:21:57

Re: сколько не

>>Значение подшипников было преувеличено? Заводов оказалось больше? Или немцы смогли быстро выйти из ситуации?
>...подшипников кроме SKF - Швеция - вообще не встречал.... правда я "брал" только самолеты восточного фронта...
Вполне возможно, что у Даймлера, просто была хорошая кооперация со шведами, на уровне руководства фирм?

От Инженер-109
К john1973 (22.10.2012 16:21:57)
Дата 22.10.2012 18:30:08

и у ЮМО, и у АРГУСОв, и БМВ с БРАМО тоже кооперация?

>Вполне возможно, что у Даймлера, просто была хорошая кооперация со шведами, на уровне руководства фирм?

..может и так, но недавно разбирали ходовую Т-4 - и там тоже SKF повсеместно

От объект 925
К Инженер-109 (22.10.2012 18:30:08)
Дата 23.10.2012 01:27:15

Ре: нет. Ето СКФ, дочернее немецкое предприятие.

http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/2385111.htm

Алеxей

От Дмитрий Козырев
К zahar (22.10.2012 12:09:07)
Дата 22.10.2012 12:18:05

Re: Про немецкие...

>Приходилось "слышать" про ахиллесову пяту немецкой военной промышленности - подшипники. Без них все встанет.

немного другой контекст.
Стратегия воздушного наступления, концепция стратегических бомбардировок не была отработана. Поэтому в процессе ведения она видоизменялась.
Одной из разновидностью как раз был поиск "ахиллесовых пят", когда выбамбливаются не города иили не предприятия сборщики конечной продукции - а предприятия производящие какой то конкретный вид продукции (с целью создания его дейицита).
Подшипники были одним из таких вариантов.

>но как известно война в 43 году не закончилась.
>Значение подшипников было преувеличено? Заводов оказалось больше? Или немцы смогли быстро выйти из ситуации?

Заводов естественно было больше, подшипники емнип даже импортировались из Швеции.
Немцы выкручивали укрытием и рассредоточением производств, вкупе с недостаточной эффективностью самих бомбардировок.

От zahar
К Дмитрий Козырев (22.10.2012 12:18:05)
Дата 22.10.2012 12:36:59

Спасибо. Вот кстати из мемуаров Шпеера

В двух словах.
Заводов действительно было больше.
Лицо ответственное за производство всего в Рейхе действительно считал это ахиллесовой пятой.
Налеты действительно были с серьезными последствиями (сокращение производства в разы), так что приходилось использовать запасы гот продукции и "полуфабрикат".

Но... немцы ничего не предприняли для рассредоточения производства!
А англичане не могли в это поверить, полагая, что после первых ударов немцы рассредоточили производство.




http://militera.lib.ru/memo/german/speer_a/text.html




Следующий тяжелый удар должен был постичь нас 17 августа 1943 г., две недели спустя после Гамбурга. В воздух поднялся американский воздушный флот для первой своей стратегической воздушной операции. Ее целью были крупные заводы шарикоподшипников в Швейнфурте. Их производство и без того было узким местом, сковывавшим наши усилия по наращиванию вооружений.

Однако уже при этом первом налете противник допустил просчет. Вместо того, чтобы сосредоточиться на шарикоподшипниковых заводах, соединение из 376 «летающих крепостей» разделилось, и 146 самолетов атаковали одновременно сборочный авиационный завод в Регенсбурге, вполне удачно, но с последствиями, довольно малозначащими. Нас продолжало спасать то, что английская авиация по-прежнему беспорядочно бомбила другие города.

Выпуск для военной техники особенно важных шарикоподшипников калибра от 6,4 см до 24 см сократился на 38%{123}.

Несмотря на большую уязвимость Швейнфурта, нам пришлось налаживать производство шарикоподшипников там же. Эвакуация привела бы к полной остановке производства на три-четыре месяца. Наше тяжелое положение не позволяло переместить производство шарикоподшипников с заводов в Берлин-Эркнере, Кантштате или Штейре, хотя противнику было известно их местоположение.

В июне 1946 г. Генеральный штаб британского Королевского воздушного флота запросил моего мнения о возможных последствиях налетов на шарикоподшипниковые заводы. Я ответил следующим образом: «Производство военной продукции снизилось бы в последующие два месяца и было бы полностью парализовано в четыре при условии:

1. если бы удар был нанесен одновременно по всем заводам шарикоподшипников (Швейнфурт, Штейр, Эркнер, Канштат, а также во Франции и Италии);

2. если бы налеты, независимо от фотосъемок результатов бомбардировки, были бы повторены три-четыре раза с интервалом в две недели;

3. если бы после этого каждые два месяца на протяжении полугода массированными налетами были бы исключены всякие восстановительные работы»{123}.
После нанесенного нам первого удара мы смогли справиться с величайшими трудностями только потому, что мы пустили в ход запасы шарикоподшипников со складов вермахта, хранившиеся там для ремонта техники. Кроме того, мы использовали шарикоподшипники, проходившие обкатку. После обкатки, требующей шести-восьми недель, скудная продукция, нередко даже просто в рюкзаках, доставлялась на сборочные заводы. Не додумался ли противник, спрашивали мы себя с тревогой в те дни, до такой стратегии, которая позволила бы ему периодическими разрушениями всего каких-то пяти-шести довольно небольших объектов парализовать тысячи заводов вооружений?

Второй удар последовал лишь спустя два месяца. 14 октября 1943 г. мы обсуждали с Гитлером проблемы производства вооружений в его восточнопрусской ставке, когда нас прервал Шауб: « С Вами хочет срочно переговорить рейхсмаршал. У него на этот раз радостная весть!» Как нам тут же передал Гитлер, новый налет на Швейнфурт закончился большой победой нашей противовоздушной обороны{123}. Вся местность усыпана американскими бомбардировщиками. Обеспокоенный, я попросил у Гитлера разрешения прервать совещание, чтобы я сам мог немедленно же позвонить в Швейнфурт. Но все линии были повреждены, не отвечал ни один завод. С помощью полиции мне все же удалось связаться с мастером одного из предприятий. Все заводы, сказал он мне, потерпели тяжелые разрушения. Масляные ванны вызвали сильные пожары в цехах. Поэтому ущерб много больше, чем от первой бомбардировки. На тот раз мы потеряли от нашего шарикоподшипникового производства (калибра 6,4 см и до 24 см) 67%.

Первым, что я после этого второго налета сделал, было назначение одного из моих самых энергичных сотрудников, генерального директора Кесслера уполномоченным по производству шарикоподшипников. Резервы наши были опустошены. Попытки закупить подшипники в Швеции и Швейцарии оказались малоуспешными. И все же нам удалось избегнуть полной катастрофы тем, что мы стали, где это только было возможно, применять подшипники скольжения{123}. Ну, и не в последнюю очередь благодаря тому, что противник снова, к нашему недоумению, приостановил свои налеты на заводы шарикоподшипников{123}.

23 декабря сильные разрушения были причинены предприятию в Эркнере, но мы так и не смогли решить, была ли это нацеленная акция — ведь Берлин подвергался массированным бомбардировкам по площади. Только в феврале 1944 г. картина изменилась. На протяжении четырех суток по два раза подверглись налетам Швейнфурт, Штейр и Канштат. Затем снова — Эркнер, Швейнфурт и опять Штейр. Всего за шесть недель наше производство шарикоподшипников калибра 6,4 см упало до 29% прежнего объема{123}.

Но с начала 1944 г. налеты на объекты шарикоподшипникового производства снова неожиданно прекратились. Из-за своей непоследовательности неприятель опять выпустил успех из своих рук. Если бы в марте — апреле он продолжил свои бомбардировки с той же интенсивностью, нам очень скоро пришел бы конец{123}. А так ни один танк, ни один самолет, ни какое-либо иное изделие промышленности вооружений не выпало из производства, хотя объем нашей продукции с июля 1943 г. по апрель 1944 г. возрос на 17%{123}. В нашей области, казалось, находил себе подтверждение тезис Гитлера, что можно сделать невозможное и что все мрачные прогнозы и опасения слишком преувеличены.

Только после войны я узнал, чем объяснялось странное поведение противника: в штабах ВВС полагали, что в гитлеровском авторитарном государстве все важнейшие виды производств были незамедлительно и с величайшей энергией перебазированы из городов, подвергавшихся наибольшей угрозе. Харрис (нужен комментарий — В.И.) 20 декабря 1943 г. с убежденностью писал о том, что «на нынешней стадии войны немцы уже давно приложили все мыслимые усилия для рассредоточения столь жизненно важной продукции как шарикоподшипники». Он существенно переоценил эффективность внешне столь монолитной авторитарной системы. Правда, еще 19 декабря 1942 г., т.е. за восемь месяцев до первого налета на Швейнфурт, я специальной директивой для всех предприятий оборонной промышленности приказал: «Нарастающая сила воздушных налетов противника вынуждает нас принять неотложные меры для передислокации производств, имеющих особо важное значение для выпуска вооружений». Но этому сопротивлялись со всех сторон. Гауляйтеры противились размещению в их городках производств, опасаясь нарушения их почти мирного покоя, руководители моих самых ответственных видов производства, со своей стороны, не хотели подвергать себя каким-либо неудобствам политического свойства. Так что почти ничего не было сделано.

После второго налета на Швейнфурт 14 октября 1943 г. снова было решено часть подлежащих восстановлению производственных цехов, участков рассредоточить по близлежащим деревням, другую часть — в еще пока безопасные города на востоке Германии{123}. Это были меры предосторожности на будущее, но упорство, с которым со всех сторон сопротивлялись этим планам, оказалось неожиданно сильным. Затем в январе 1944 г. обсуждался вопрос о размещении подшипникового производства в пещерах{123}, а в августе мой уполномоченный по подшипникам сетовал, что столкнулся с «трудностями при пробивании строительства для перемещения производства подшипников»{123}.

От объект 925
К zahar (22.10.2012 12:09:07)
Дата 22.10.2012 12:13:17

емнип, Фуллер пишет что его вообще не бомбили. (-)


От объект 925
К объект 925 (22.10.2012 12:13:17)
Дата 22.10.2012 12:36:31

посмотрел на вики, ето было дочернее ТОО шведов

http://de.wikipedia.org/wiki/Svenska_Kullagerfabriken
(в русском варианте етого нет) с производством в Швайнфурт и Штутгард-Бад. В 1944 открыли новую фабруку в Эркнере (возлие Берлина). В 43-м бомбили только Швайнфурт.


Однако американцы совершили грубейшую ошибку. Вместо того чтобы сосредоточиться на шарикоподшипниковых заводах, они распылили свои силы. Сто сорок шесть из трехсот семидесяти шести «Летающих крепостей» сбросили бомбы на авиасборочный завод в Регенсбурге, не нанеся заметного ущерба, а британцы тем временем продолжали беспорядочные налеты на наши города.

И все же после бомбардировки Швайнфурта производство подшипников сократилось на 38 процентов[178]. Несмотря на непреходящую угрозу Швайнфурту, нам пришлось ремонтировать разрушенные предприятия, поскольку попытка передислоцировать заводы означала бы полную остановку производства на три или четыре месяца. Из-за острой необходимости в подшипниках мы не тронули и шарикоподшипниковые заводы в Эркнере (районе Берлина), Каннштатте и Штейре, хотя враг наверняка был осведомлен об их местонахождении.
В июне 1946 года представители Генерального штаба ВВС Великобритании спросили у меня, какими бы были результаты скоординированных налетов на все шарикоподшипниковые заводы. Я ответил следующее: «Через два месяца объемы военного производства заметно сократились бы, а через четыре месяца мы были бы вынуждены полностью остановить производство.
Это наверняка случилось бы, если:
1) все наши шарикоподшипниковые заводы (во Швайнфурте, Штейре, Эркнере, Каннштатте, а также во Франции и Италии) были бы атакованы одновременно;
2) эти налеты повторялись бы три или четыре раза каждые две недели, какими бы ни были предыдущие разрушения;
3) любые наши попытки восстановить эти заводы пресекались бы последующими бомбардировками с двухмесячными интервалами»[179].
После первого авианалета мы были вынуждены использовать запасы с армейских складов. Когда же резервы армии, как и излишки непрерывного производства на заводах, иссякли – а хватило их на шесть – восемь недель, – небольшое количество шарикоподшипников, производимых ежедневно, зачастую отправлялось на сборочные заводы в заплечных мешках. В те дни мы с тревогой спрашивали себя, когда же враг поймет, что сумел парализовать работу тысяч военных заводов, разрушив всего лишь пять или шесть относительно мелких объектов.
Однако второй серьезный удар последовал лишь два месяца спустя. 14 октября 1943 года, когда я обсуждал с Гитлером проблемы вооружения в восточнопрусской Ставке, нас прервал адъютант Шауб: «Рейхсмаршал желает срочно поговорить с вами, – обратился он к Гитлеру. – На этот раз у него хорошие новости».
Гитлер вернулся после телефонного разговора с Герингом в прекрасном настроении. Последний дневной налет на Швайнфурт закончился грандиозной победой нашей противовоздушной обороны. Все окрестности усеяны сбитыми американскими бомбардировщиками[180]. Я почувствовал неладное и отпросился с совещания, чтобы лично позвонить в Швайнфурт. Однако связь прервалась; я не смог дозвониться ни до одного завода. В конце концов через полицейский участок мне удалось связаться с мастером одного из шарикоподшипниковых заводов, и он сообщил, что все заводы сильно пострадали, начались пожары в цехах, и общий ущерб гораздо больше, чем от первого налета. На этот раз мы потеряли 67 процентов продукции.
http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/1003539/24/Shpeer_Albert_-_Tretiy_reyh_iznutri._Vospominaniya_reyhsministra_voennoy_promyshlennosti._1930-1945.html

Алеxей