От CANIS AUREUS
К tevolga
Дата 19.02.2002 13:06:50
Рубрики 11-19 век; Фортификация;

Re: Справка

Сгорели не только избы и дворы, не только великокняжеские и боярские хоромы, но за четверть века до этого стихийного бедствия построенная мощная дубовая крепость — предшественница белокаменного Кремля. Почти на два километра тянулись по склонам к вершине Боровицкого холма стены «дубовграда». Они представляли собою вплотную поставленные друг к другу срубы, сложенные из бревен длиною свыше шести метров, толщиною до метра и засыпанные утрамбованной землей вперемешку с битым камнем. Звенья таких срубов (их называли пряслами) соединяли башни высотою до 13 метров. Первую московскую крепость (предшествующие ей частоколы «огорожи» нельзя было принимать всерьез) возвели всего лишь за пять-шесть зимних месяцев 1339-1340 годов. Строили, конечно, надолго, предусмотрели даже противопожарную защиту — стены снаружи глиной обмазали. Но защита эта, увы, оказалась ненадежной.

Время было тревожное, смертельно опасное, — и новый Кремль необходимо было построить как можно скорее. Великий князь московский Дмитрий Иванович, будущий герой Куликовской битвы — в год «Всехсвятского пожара» ему было только пятнадцать лет — со всей энергией уже на следующий год взялся за строительство второй московской крепости.

Решено было построить ее из белого камня, уже хорошо знакомого московским каменщикам при возведении первых церквей в Кремле. Это был мягкий, легкий в обработке, но в то же время достаточно прочный и морозостойкий известняк, его огромные залежи расположены у села Мячково (современный Раменский район) по берегам Москвы-реки (ниже Москвы по течению) и впадающей в нее здесь Пахры. С весны по осень 1366 года в мячковских каменоломнях заготовили горы глыб — около 50 тысяч кубометров породы, и, как только зима сковала льдом Москву-реку — по гладкой ледовой дороге нескончаемой вереницей потянулись сани, груженые строительным камнем. Такой способ транспортировки был несравненно более удобен, нежели перевозка по воде против течения. Подсчитано, что в течение четырех месяцев около 5 тысяч возчиков перевезли к Кремлевскому холму свыше 20 тысяч тонн камня. А весной следующего, 1367 года, по словам летописца, «князь великий Дмитрий Иванович заложи градъ Москву камену и начаша делати безпрестани» первую каменную крепость во всей Владимиро-Суздальской Руси, — крепость, которая не намного уступала по масштабам заменившей ее на исходе следующего столетия кирпичной (уже третьей московской по счету и по сей день стоящей) крепости — нынешнего Кремля.