От берег
К fenix~mou
Дата 15.03.2012 21:52:42
Рубрики ВВС;

Раз такая пьянка, немного о "перелётчиках" до и во время войны, умышленные и

случайные:

Угоны с целью "побега".
1. До войны на И-5 лётчика С.Супруна его техник удрал в Польшу.
2. По тексту допроса от 05.12.1941 ст. л-т Кулаков Петр Яковлевич, забрал сожительницу и перелетел на И-16 к немцам в Гатчину. С его слов 24.07.41 сбил свой Пе-2 и в Финскую войну свой СБ.
3. В 1942 г. из Севастополя техник улетел на МБР-2 в Турцию.
4. 22.07.1942 около 3 часов утра, механики самолёта У-2 ст.сержанты Пивенок Михаил Иванович и Мельник Иван Ефимович из 678 транспортного авиаполка улетели из Балашихи через линию фронта на УТ-2. Замполиты обьяснили лётному составу, что эти двое были кадровыми немецкими летчиками, что их забросили еще до войны в киевский аэроклуб «Динамо», из которого они и попали в полк.
Один из них был даже кандидатом в члены партии. Оба, якобы, выдавали себя за украинцев, говорили с украинским акцентом. За потерю бдительности командир полка был понижен в должности до заместителя командира полка, а комиссар – до политрука роты. (В ОБД "Мемориал" есть подробности, поиск по фамилии))
5. 21.01.1943 старшина Савкин Илья Филиппович угнал И-16 б/н 31 из 691 нбап к финам, садился на брюхо 7 км на северо-восток от Saarimäki, Аunus (одонес) 24.01.1943. его передали немцам 01.05.1943. В Германии Савкин служил в ВВС РОА, и погиб 18.08.1944 в Darmstadt в катастрофе во время перелета Bf 109 WNr 780698 (часть 3./Fl.ÜG 1/4 Süd).
6. В апреле 1943 г. подполковник Пивенштейн Б.А. (лётчик-челюскинец, на его самолёте Каманин вывозил людей с льдины), комэск 74-го ГвШАПа (бывшего 504-го шап), добровольно перелетел к немцам, после чего активно сотрудничал с известным Холтерсом и стал сотрудником немецких разведорганов. Работал с советскими пленными летчиками и т.д. На советской стороне Пивенштейна считали геройски погибшим, пока в 1951 г. органы МГБ не выяснили, что Пивенштейн - один из руководителей НТС на территории Западной Германии и даже являлся старостой храма в Висбадене (!), в 1951 г. выехал в США. После этого в 1952 г. Пивенштейна Военная коллегия заочно осудила к ВМН за измену Родине. Пивенштейн действительно активно сотрудничал с немцами в плену, в чем были изобличен показаниями ряда офицеров ВВС КОНР (в частности, Тарновского).
7. 02.10.42 ст. л-т Милованов А.С., командир 2АЭ, 435 ИАПа, забрав сожительницу перелетел с аэродрома у свх. Симферопольский к немцам. Есть листовка с его фото у самолёта и обращением к бойцам РККА переходить на сторону немцев.
8. 29.10.43 У-2 пилотируемый старшиной Скалий Павлом и с майором по связи Серафимой (Симой) Захаровной Ситник, по ошибке/специально, приземлился у немцев. Сима Ситник - жена командира 205 ИАД, полковника Немцевича Юрия Александровича (
http://www.bvvaul.ru/profiles/2550.php ). В плену сотрудничала с немцами, старшина Скалий П. был освобожден из плена 08.08.45 и репатриирован в СССР. Высказывалось предположение, что Ситник была немецким агентом-шпионом и проникнув в штаб 205 ИАД выкрала карты и оперативные документы, сбежала к немцам.

Севшие по ошибке:
1. 1937 санитарный Ш-2 (б/код: СССР К-8) пилотируемый летчиком А.Т. Горбачевым, и механиком А.Н. Васильевым получил приказ эвакуировать в Ленинград больную женщину. Летчики смогли добраться до места назначения и приняли больную на борт, но на обратном пути потеряли ориентировку и совершили вынужденную посадку на сопредельной территории Финляндии. Финские врачи оказали помощь больной, а власти Финляндии возвратили самолет и экипаж в СССР. К сожалению, расследование случая вынужденной посадки сопровождалось «оргвыводами». Экипаж не пострадал, но начальник санитарной авиации Северного Управления ГВФ, один из старейших полярных летчиков СССР, Георгий Страубе, был отстранен от работы. Сердце его не выдержало и он умер от сердечного приступа.
2. 23.05.40 года инспектор по технике пилотирования 44-й ИАД Жердев Н.П. ( http://airaces.narod.ru/mongol/jerdev.htm ) перегоняя И-16 из Бобруйска в Белосток, потерял ориентировку и, по ошибке, совершил посадку на германской территории. Через 3 дня его вернули на родину. Есть фото передачи самолёта немцами советской стороне.
3. 1940 или 1941 год (до 22 июня). Экипаж СБ потеряв ориентировку сел на немецкой территории. Все вернулись назад, все осуждены трибуналом, командиры дивизии ? понижены на один ранг.
4. 21.04.42 года, самолёт ПР-5 с вновь назначенным командующим 48 Армией - генерал-майором Самохиным Александром Георгиевичем, по ошибке сел у Мценска. Со слов Самохина (допрос в 1946г.) пакет с документами он успел сжечь. Со слов немцев (приказ ком. 2 ТГ, генерала Шмидта от 22 апреля 1942 г.), благодаря документам захваченным у Самохина, "германское командование получило ценные данные, которые могут благоприятно повлиять на дальнейшее проведение военных операций". И попадание в плен Самохина заставило пересмотреть планы на летнюю кампанию советской стороны.
5. 20 августа 1942 года Ш-2 Л-08 СССР-К370 вместе с Ш-2 СССР-Х217 вылетели к партизанам, действующим на территории, занятой финскими войсками. Вызов к партизанам оказался ложным, следствие радиоигры финской разведки. После посадки в районе местечка Сапсаярви самолеты были захвачены противником. Экипажи Павел Андреев и Федор Мотуз, Петр Чайкин и Петр Шульга погибли в завязавшейся перестрелке. В дальнейшем эксплуатировался в ВВС Финляндии. Регистр.№ AV-187. Эксплуатировался в Er.P 4. Использовался для выполнения вспомагательных заданий и как связной до 1944 года. Списан 13 сентября 1944 года.

http://kv-bear.livejournal.com/1966.html

Есть что добавить?

От Forger
К берег (15.03.2012 21:52:42)
Дата 16.03.2012 07:57:13

ЛАГГ-3 к японцам еще (-)


От берег
К Forger (16.03.2012 07:57:13)
Дата 16.03.2012 08:35:37

Точно, вспомнил! А подробности перелёта (или случайной посадки) МиГ-3

в рассположении румын кто-нибудь знает подробности?
3 декабря 1941 года МиГ-3 (б/№ на киле красная 2), приземлился на аэродроме Мелитополь(аэродром был занят румынскими войсками). Самолёт использовался румынами до 1944 года.

От Kazak
К берег (15.03.2012 21:52:42)
Дата 15.03.2012 23:26:29

15 февраля 1938 года в Эстонию на учебном самолете

Iga mees on oma saatuse sepp.

перелетели ст.лейтенант Владимир Умишевский и мл.лейтенант Николай Гурьев
Причем аэроплан принадлежал аэроклубу в Луге.

Извините, если чем обидел.

От берег
К Kazak (15.03.2012 23:26:29)
Дата 15.03.2012 23:35:47

Спасибо, перелёт умышленный? (-)


От Kazak
К берег (15.03.2012 23:35:47)
Дата 15.03.2012 23:38:26

Утверждали что да, и даже подверглись обстрелу при пролете границы.

Iga mees on oma saatuse sepp.

Эстонцы их прошляпили и готовились обстрелять, когда они обратно полетят, но они приземлились и объявили, что бежали из СССР.

Извините, если чем обидел.

От Hokum
К берег (15.03.2012 21:52:42)
Дата 15.03.2012 23:23:06

Ну, таганрогские "яки" уже разбирали не раз

Но там в чистом виде потеря ориентировки, причем лидером.

От берег
К Hokum (15.03.2012 23:23:06)
Дата 15.03.2012 23:34:46

Это который именной №2 ? (-)


От Exeter
К берег (15.03.2012 21:52:42)
Дата 15.03.2012 22:45:22

Re: Раз такая...


Рекорд здесь, уважаемый берег - это, видимо, перелет на ГСТ из Севастополя на Кипр (!) в 1941 г.


С уважением, Exeter

От берег
К Exeter (15.03.2012 22:45:22)
Дата 15.03.2012 23:32:27

Интересно. А есть подробности? (-)


От Hokum
К Exeter (15.03.2012 22:45:22)
Дата 15.03.2012 23:26:14

Это отечественный

А мировой, думаю - немецкий цепеллин, после бомбардировки Лондона потерявший ориентировку и утонувший в Средиземном море :)

От PK
К берег (15.03.2012 21:52:42)
Дата 15.03.2012 22:06:15

смутно вспоминается упоминавшийся тут на форуме ГСС...

>случайные:
>Есть что добавить?

... лётчик-истребитель, ГСС, спъяну залетевший к румынам, и проспавшись даже самостоятельно вернувшийся, но всё равно присоединённый к большинству "органами".
1946???

От Exeter
К PK (15.03.2012 22:06:15)
Дата 15.03.2012 22:49:35

Майор Косса, 1949 год

Подробно есть у Звягинцева, уважаемый РК:

http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/143463/103/Zvyagincev_-_Tribunal_dlya_Geroev.html


С уважением, Exeter