Доброго здравия!
>>ИМХО, это с позиции знаний постфактум. Реально организовать настолько своевременный удар с заранее переподчиненными немцам турецкими войсками а-ля ПМВ можно, разве что, в компьютерной стратегии.
>
>Согласен. Но если все-таки рассуждать в духе обсуждавшейся альтернативы (турки таки напали) - тогда показаный вариант можно рассматривать. Ну и объяснение подчинения немцам заранее уже не так важно - представим, что немецкий агент купил турецкую верхушку или убедил при помощи демонстрации сбывающихся предсказаний астрологов про поражение СССР летом 1942 или - да что угодно в принципе могло случиться из серии маловероятных событий.
Если немецкий агент купил/убедил, то это вовсе ничего не решает. Турецкая система управления, компетентность штабов, снабжение в виде караванов ишаков - это все в сумме дает шансы разве что на статичную оборону вдоль границы на суперсложной горной местности. Чтобы с этим всем грузом еще и наступать на советские позиции, где априори выше техническая оснащенность, более современная военная наука и подготовка штабов, нужно в турецкой военной машине целые куски заменить на немецкие агрегаты. Тогда, может, они будут способны наступать с надеждой на оперативный успех (а иной не окажет влияния на советско-германский фронт). Но чтоб так переподготовить турков - это результат длительного процесса. Им надо хотя бы за полгода до наступления начать развертывание, и заменить турков на немцев в ряде ключевых штабов и систем связи. А у немцев в резерве тоже гинденбургов не было.
>Если немецкий агент купил/убедил, то это вовсе ничего не решает. Турецкая система управления, компетентность штабов, снабжение в виде караванов ишаков - это все в сумме дает шансы разве что на статичную оборону вдоль границы на суперсложной горной местности. Чтобы с этим всем грузом еще и наступать на советские позиции, где априори выше техническая оснащенность, более современная военная наука и подготовка штабов, нужно в турецкой военной машине целые куски заменить на немецкие агрегаты. Тогда, может, они будут способны наступать с надеждой на оперативный успех (а иной не окажет влияния на советско-германский фронт). Но чтоб так переподготовить турков - это результат длительного процесса. Им надо хотя бы за полгода до наступления начать развертывание, и заменить турков на немцев в ряде ключевых штабов и систем связи. А у немцев в резерве тоже гинденбургов не было.
Ну опять согласен, но с поправкой - концентрацию турецких войск в документах и так отмечают. На немцев можно заменить месяца за три-четыре, если не меньше, ведь планирование немцы могут и без командных должностей осуществлять. Кроме того, советские насыщеные техникой дивизии ушли воевать с немцами, остались пограничники и наименее готовые и слабые части. С турками возможно что-то вроде такой договоренности - немцы рано весной (когда общее направление на лето определилось) обещают туркам "мощно" провести лето и если все будет как обещано - попросят согласиться на их условия (командование, переброска ресурсов и т.д.). Турки до лета наблюдают, убеждаются, соглашаются, предоставляют. Месяц немецкие генераля входят в курс дел в подчиненных им войсках, два месяца активно их натаскивают на узкую задачу прорыва прикрытия из пограничников и максимально быстрое перемещение до неких ключевых позиций, где СССР начнет давить, снимая совсем не лишние силы отовсюду. Немецкая авиация может прямо из крыма лететь в Турцию и далее поддерживать наступление. Если дойдут хотя бы до Поти (главная база флота) - СССР будет вынужден спасать флот, снимать войска откуда угодно, совершать ошибки и т.д. Даже некачественные турецкие войска могут заставить оттянуть силы от обороны кавказа, Сталинграда. Снимать придется несколько дивизий минимум (в планах наступления на Турцию фигурировало с десяток дивизий плюс танковые бригады). Этих дивизий очень не хватит в других местах. На этом задачу Турции можно считать выполненной. Хотя их флот во главе с Гебеном (бывшим) может заняться поддержкой берега, на него выманят Парижскую Коммуну, могут утопить авиацией - тоже помощь. То есть не то что бы оперативный успех, но большая помощь оперативному успеху немцев, даже стратегическому, если Сталинграда не будет.