От zero1975
К Инженер-109
Дата 08.03.2012 15:14:16
Рубрики WWII; Танки;

Нельзя однозначно сказать...

> И еще все говорят, что солярка всяко для танка лучше?

Это утверждение неверно ровно настолько, насколько оно категорично :-)
У дизеля по сравнению с карбюраторным двигателем есть известные всем преимущества:
- существенно меньший расход топлива;
- отсутствие капризной системы зажигания.
Но при этом дизель обладает рядом очень серьёзных недостатков:
- трудный пуск на морозе;
- высокотехнологичная, дорогая топливная аппаратура;
- высокие требования к качеству топливных фильтров;
- большие нагрузки на детали КШМ и их массивность.
Если говорить о пожароопасности, то лёгкое воспламенение бензина отчасти компенсируется его испарением - при небольших утечках он просто не успевает накопиться. При попадании на выхлопной коллектор - и бензин и соляра загораются практически одинаково.
Но пожар соляры тушить труднее.
Горящая соляра на коже или одежде вызывает ожоги более тяжёлые, чем бензин.
Фугасное действие взорвавшегося бака с парами соляры - больше, чем у бака с парами бензина...
Вообще, пожароопасность гораздо больше зависит от конструкции машины, чем от вида топлива. И здесь Т-34, к сожалению, похвастаться нечем.

Но главное - выбор вида топлива определяется прежде всего его наличием :-)

Вот у бриттов и американцев - был массовый потребитель тяжёлых фракций - торговый и военный флот. Соотвественно, на том этапе развития - карбюраторный двигатель был для них предпочтительнее.
Германия, с её синтетическими бензинами - также выбрала бензин и карбюраторный двигатель для сухопутных сил. И это несмотря на то, что она в то время была мировым лидером в области проектирования и производства дизелей, а в начале 30-ых стандартные германские армейские машины были именно дизельными.

Что до СССР - то отсутствие значительного флота, бурное развитие авиации и многократное увеличение автомобильного парка - обусловили дефицит бензина и наличие "излишков" соляры, газойля, керосина.
Ситуация была вполне осознана уже в 1930-ом году и задача "дизелизации" автомобильного, тракторного и танкового парка перед промышленностью была поставлена. Важным этапом стал дизельный конкурс 1934-го года. На выходе - дизель М-17 для трактора С-65, дизель МД-23 для тяжёлого Я-8, дизель ЗИС-Д7 для ЗИС-15, дизеля В-2 и В-3 для танков...
Всё готово к производству в 1939-1940-ом - но "не судьба".

А "лучше-хуже", "пожароопасность", "запас хода" - это ПМСМ от лукавого...

От zero1975
К zero1975 (08.03.2012 15:14:16)
Дата 08.03.2012 15:20:30

Забыл добавить

всеобщий переход на дизеля в послевоенные годы связан, как я понимаю не столько с НТР в области получения прецезионных пар, сколько с заменой крекинга на технологии нефтяного синтеза, когда (утрируя) почти всё равно, что получать на выходе - бензин или соляр.

От Андрей Белов
К zero1975 (08.03.2012 15:20:30)
Дата 08.03.2012 15:32:24

Re: Забыл добавить

>всеобщий переход на дизеля в послевоенные годы связан, как я понимаю не столько с НТР в области получения прецезионных пар, сколько с заменой крекинга на технологии нефтяного синтеза, когда (утрируя) почти всё равно, что получать на выходе - бензин или соляр.
это вы про каталитический крекинг как я понимаю ???

От zero1975
К Андрей Белов (08.03.2012 15:32:24)
Дата 08.03.2012 17:03:25

Re: Забыл добавить

>это вы про каталитический крекинг как я понимаю ???

Если в 30-ые годы соляр и газойль - это были продукты перегонки, а крекинг тогда позволял получать в основном низкооктановый бензин, то современные технологии позволяют получать в том числе и дизтопливо из тяжёлых фракций нефти путём более сложных химических реакций. Причём, сегодня имеется возможность управлять процессом, изменяя процент нужных фракций на выходе.
Если я не прав - поправьте, пожалуйста.

От Skvortsov
К zero1975 (08.03.2012 15:20:30)
Дата 08.03.2012 15:31:40

А нельзя рассказать поподробнее о технологии нефтяного синтеза,

заменившей крекинг для получения на выходе бензина или соляра?


От zero1975
К Skvortsov (08.03.2012 15:31:40)
Дата 08.03.2012 17:16:41

Я не химик, так что вряд-ли смогу "открыть Вам глаза"

>заменившей крекинг для получения на выходе бензина или соляра?

Насколько я понимаю, в 30-ые годы крекинг позволял получать на выходе в основном светлые фракции нефти, а газойль и соляр были в основном продуктами прямой перегонки.

Сегодня, когда углеводороды не просто расщепляют под воздействием высокой температуры и давления, но проводят сложные химические реакции, управляя синтезом - выход различных может меняться в широких пределах, включая компоненты дизтоплива.

Если Вы "в теме" - прошу указать на ошибки.

От Skvortsov
К zero1975 (08.03.2012 17:16:41)
Дата 08.03.2012 23:01:56

Я тоже не химик

>
>Насколько я понимаю, в 30-ые годы крекинг позволял получать на выходе в основном светлые фракции нефти, а газойль и соляр были в основном продуктами прямой перегонки.

Дизельная фракция - это тоже светлый дистиллят:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%E0%EA%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E9_%F1%EE%F1%F2%E0%E2_%ED%E5%F4%F2%E8


По-моему, если не вдаваться в детали, дизтопливо - это смесь дизельной фракции атмосферной перегонки (около 80%) и легкого газойля после крекинга.

http://www.ngfr.ru/ngd.html?neft21
http://www.ngfr.ru/ngd.html?neft22
http://www.ngfr.ru/ngd.html?neft23

Вроде задача крекинга - получить легкую фракцию из тяжелой, а задача синтеза - из легкой - более тяжелую (или с более сложной формулой). Поэтому из мазута светлые фракции можно получить только крекингом.

От zero1975
К Skvortsov (08.03.2012 23:01:56)
Дата 08.03.2012 23:33:53

Я ошибся, по меньшей мере, в терминологии

когда обозвал синтезом каталитический крекинг. Спасибо, что поправили.

Осталось разобраться в том, могли ли в 30-ые годы получать в промышленных масштабах дизтопливо из мазута? Просто отложилось из когда-то прочитанного, что послевоенное широкое распространение дизелей совпало по времени с внедрением технологии получения дизтоплива из тяжёлых фракций.

Во всяком случае, у нас в 30-ые годы дизтопливо служило сырьём для крекинга бензина. Вот, например, наткнулся недавно в статье 1939 года:
http://s002.radikal.ru/i197/1203/78/fab79cf23b02.jpg


За ссылки спасибо - буду читать. Только вот относятся они уже к современному положению. Непонятно - были ли доступны эти технологии в 30-ые годы?

От Skvortsov
К zero1975 (08.03.2012 23:33:53)
Дата 08.03.2012 23:51:27

Re: Я ошибся,...



>Во всяком случае, у нас в 30-ые годы дизтопливо служило сырьём для крекинга бензина. Вот, например, наткнулся недавно в статье 1939 года:
http://s002.radikal.ru/i197/1203/78/fab79cf23b02.jpg



по ссылке - упомянут крекинг процесс переработки нефти.

>За ссылки спасибо - буду читать. Только вот относятся они уже к современному положению. Непонятно - были ли доступны эти технологии в 30-ые годы?

Каталитический крекинг первым разработал Гудри для получения высокооктанового бензина. При этом процессе может быть получен легкий газойль. В СССР такие заводы поступали по ленд-лизу

http://burneft.ru/docs/archived_docs/articles_tek/40
(только не щелкайте на рекламу марьино в тексте)

В принципе, моторные топлива могли быть получены и термическим крекингом.

http://www.chemport.ru/chemical_encyclopedia_article_3676.html

Но основной источник дизельной фракции все равно прямая перегонка.

От zero1975
К Skvortsov (08.03.2012 23:51:27)
Дата 09.03.2012 01:09:31

Ну вот, развенчали такой красивый миф...

>Но основной источник дизельной фракции все равно прямая перегонка.

Это и сегодня так?

От Anvar
К zero1975 (09.03.2012 01:09:31)
Дата 09.03.2012 10:02:27

Re: Ну вот,

>>Но основной источник дизельной фракции все равно прямая перегонка.
>
>Это и сегодня так?
Есть еще гидрокрекинг, причем очень давно, на нашем заводе используется для получения высококачественного дизтоплива
из тяжелой фракции, практически из мазута

От Skvortsov
К zero1975 (09.03.2012 01:09:31)
Дата 09.03.2012 01:30:32

Re: Ну вот,

>>Но основной источник дизельной фракции все равно прямая перегонка.
>
>Это и сегодня так?

По-моему, цетановое число прямогонной дизельной фракции выше, чем у дизельных фракций каталитического крекинга. Бодяжить можно ограниченно, у смеси должно быть не менее 45 единиц.

От zero1975
К Skvortsov (09.03.2012 01:30:32)
Дата 09.03.2012 02:01:31

Спасибо! (-)


От инженегр
К zero1975 (08.03.2012 17:16:41)
Дата 08.03.2012 22:42:16

Re: Я не...

>Насколько я понимаю, в 30-ые годы крекинг позволял получать на выходе в основном светлые фракции нефти, а газойль и соляр были в основном продуктами прямой перегонки.

В общем неверно, всё сильно зависит от того, что именно является целью крекинга, если нужно дизтопливо из мазута - подбираются соответствующие режимы крекинга, риформинга и пиролиза. А вообще, в 30-е годы за рубежом произошёл плавный (но не 100%-ный) переход от термического к каталитическому крекингу, у нас этот процесс, по понятным причинам, пошёл уже после войны. Помимо этого, в 30-е получили промышленное воплощение и другие способы получения высокооктанового бензина - полимеризация, алкилирование.

>Если Вы "в теме" - прошу указать на ошибки.
Когда-то "был в теме", сейчас уже кое-что подзабылось, так что прошу извинить, пишу, "продираясь через склероз".

Алексей Андреев

От zero1975
К инженегр (08.03.2012 22:42:16)
Дата 08.03.2012 23:04:20

Re: Я не...

>В общем неверно, всё сильно зависит от того, что именно является целью крекинга, если нужно дизтопливо из мазута - подбираются соответствующие режимы крекинга, риформинга и пиролиза.

Так эти технологии получения дизтоплива в 30-ые годы появились или уже во время/после войны?
Просто я встречал в советской литературе конца 30-ых годов упоминание о том, что если бензин и керосин - это продукт крекинга, то газойль и соляр - это продукты перегонки...


>А вообще, в 30-е годы за рубежом произошёл плавный (но не 100%-ный) переход от термического к каталитическому крекингу, у нас этот процесс, по понятным причинам, пошёл уже после войны.

А когда там стали в промышленных масштабах получать дизтопливо путём крекинга?


>Помимо этого, в 30-е получили промышленное воплощение и другие способы получения высокооктанового бензина - полимеризация, алкилирование.

Ну, разговор ведь о дизтопливе...

От инженегр
К zero1975 (08.03.2012 23:04:20)
Дата 08.03.2012 23:17:15

Re: Я не...

>Так эти технологии получения дизтоплива в 30-ые годы появились или уже во время/после войны?

Основы были положены в России в конце 19 века, "в железе" появилось в начале 30-х, другое дело, что в СШСА. А им дизтоплива не адо, потому они организовали процесс для получения бензиновых фракций и непредельных соединений.

>Просто я встречал в советской литературе конца 30-ых годов упоминание о том, что если бензин и керосин - это продукт крекинга, то газойль и соляр - это продукты перегонки...

То ж только от отсталости имевшихся у нас в наличии техпроцессов.

>А когда там стали в промышленных масштабах получать дизтопливо путём крекинга?

"Там" нужен был бензин - его и получали, но возможность получения дизтоплива имелась, вот её и не использовали.

>Ну, разговор ведь о дизтопливе...
Так, к слову пришлось, не обращайте внимания.
Алексей Андреев

От zero1975
К инженегр (08.03.2012 23:17:15)
Дата 08.03.2012 23:36:51

Т.е. дизелизация и внедрение каталитического крекинга - не связаны между собой? (-)


От Дм. Журко
К zero1975 (08.03.2012 23:36:51)
Дата 10.03.2012 23:43:23

Re: Т.е. дизелизация...

Есть наблюдение, моё, что повсеместная дизелизация именно бронетехники произошла одновременно с внедрением многотопливности. Возможно, совпадение.

От инженегр
К zero1975 (08.03.2012 23:36:51)
Дата 09.03.2012 00:58:50

Ну, как сказать... Были бы развитые техпроцессы,

позволяющие получать из мазута бензин - ездили бы на бензиновых двигателях.
Поскольку такого не было - пришлось проводить дизелизацию.
Алексей Андреев