Министерство РФ по атомной энергии предлагает правительству внести изменения и дополнения в федеральный закон «Об использовании атомной энергии» в целях улучшения физической защиты ядерных и радиационно-опасных объектов. Вопрос о состоянии и мерах совершенствования физической защиты специальных ядерных материалов, промышленных и экспериментальных радиационно- и ядерно-опасных объектов рассматривался в четверг на заседании кабинета министров в Москве. Как отмечается в документах, представленных Минатомом РФ к заседанию правительства, необходимо определить единую систему и механизм реализации комплекса организационных, технических, охранных и иных мер по обеспечению безопасности радиационно и ядерно-опасных объектов, предупреждения и пресечения ядерного терроризма. В России в настоящее время находится около 100 ядерно- и радиационно-опасных объектов без учета объектов, принадлежащих Министерству обороны РФ. Как отмечают эксперты Минатома РФ, действующая в настоящее время правовая система федерального уровня не позволяет применять меры административного и уголовного воздействия в отношении лиц, которые нарушают особый режим безопасного функционирования, защищаемого ядерно-опасного объекта. В соответствии с потенциальными угрозами ядерно-опасным объектам и моделью внешнего и внутреннего нарушителя в рамках системы Минатома были развернуты работы по организации антитеррористической защиты ядерно-опасных объектов. Так, в частности, с сентября 1999 года на предприятиях Минатома РФ введены и до настоящего времени действуют дополнительные меры по повышению их устойчивости к проявлениям террористического характера. Отработаны вопросы взаимодействия и проведен ряд учений совместно с федеральной службой безопасности, МВД России, Министерством по чрезвычайным ситуациям. По данным Минатома, в рамках международного сотрудничества в области физической защиты за период с 1993 по текущий год проведена модернизация технических средств физической защиты на 36 ядерно-опасных объектах России. В связи с возросшей опасностью возможных террористических актов в отношении ядерно- и радиационно-опасных объектов проведены инспекции физической защиты восьми специализированных комбинатов «Радон». Эти комбинаты, на которых осуществляется хранение радиоактивных веществ, по оценке экспертов Минатома, являются наиболее опасными в радиационном отношении объектами. В рамках международного сотрудничества разработана автоматизированная система управления физической защиты при транспортировке ядерных материалов. В частности, оборудованы и оснащены 38 вагонов, изготовлено более 50 специальных автомобилей для перевозки ядерных материалов и личного состава охраны. В настоящее время ведутся работы по оснащению таких вагонов и автомобилей системами спутниковой связи. Разрабатываются дополнительные меры по слежению и контролю за перевозками и организацией немедленного реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Ядерные объекты будут охранять тщательнее
27.11.2000
Министерство РФ по атомной энергии предлагает правительству внести изменения и дополнения в федеральный закон "Об использовании атомной энергии" в целях улучшения физической защиты ядерных и радиационно-опасных объектов.
Вопрос о состоянии и мерах совершенствования физической защиты специальных ядерных материалов, промышленных и экспериментальных радиационно- и ядерно-опасных объектов рассматривался в четверг на заседании кабинета министров в Москве.
Как отмечается в документах, представленных Минатомом РФ к заседанию правительства, необходимо определить единую систему и механизм реализации комплекса организационных, технических, охранных и иных мер по обеспечению безопасности радиационно и ядерно-опасных объектов, предупреждения и пресечения ядерного терроризма.
В России в настоящее время находится около 100 ядерно- и радиационно-опасных объектов без учета объектов, принадлежащих Министерству обороны РФ.
Как отмечают эксперты Минатома РФ, действующая в настоящее время правовая система федерального уровня не позволяет применять меры административного и уголовного воздействия в отношении лиц, которые нарушают особый режим безопасного функционирования, защищаемого ядерно-опасного объекта.
В соответствии с потенциальными угрозами ядерно-опасным объектам и моделью внешнего и внутреннего нарушителя в рамках системы Минатома были развернуты работы по организации антитеррористической защиты ядерно-опасных объектов.
Так, в частности, с сентября 1999 года на предприятиях Минатома РФ введены и до настоящего времени действуют дополнительные меры по повышению их устойчивости к проявлениям террористического характера. Отработаны вопросы взаимодействия и проведен ряд учений совместно с федеральной службой безопасности, МВД России, Министерством по чрезвычайным ситуациям.
По данным Минатома, в рамках международного сотрудничества в области физической защиты за период с 1993 по текущий год проведена модернизация технических средств физической защиты на 36 ядерно-опасных объектах России.
В связи с возросшей опасностью возможных террористических актов в отношении ядерно- и радиационно-опасных объектов проведены инспекции физической защиты восьми специализированных комбинатов "Радон". Эти комбинаты, на которых осуществляется хранение радиоактивных веществ, по оценке экспертов Минатома, являются наиболее опасными в радиационном отношении объектами.
В рамках международного сотрудничества разработана автоматизированная система управления физической защиты при транспортировке ядерных материалов.
В частности, оборудованы и оснащены 38 вагонов, изготовлено более 50 специальных автомобилей для перевозки ядерных материалов и личного состава охраны.
В настоящее время ведутся работы по оснащению таких вагонов и автомобилей системами спутниковой связи. Разрабатываются дополнительные меры по слежению и контролю за перевозками и организацией немедленного реагирования на чрезвычайную ситуацию.
Энергетике - надежную защиту
По инициативе Департамента экономической безопасности и режима РАО “ЕЭС России” в пансионате “Энергетик”, г. Конаково состоялось первое Всероссийское совещание руководителей подразделений безопасности энергопредприятий Общества. В его работе приняли участие около 150 делегатов от всех регионов. Центральным в повестке дня был вопрос об обеспечении экономической, информационной, противодиверсионной и антитеррористической безопасности энергетики. Речь, в частности, шла о внедрении современных технических средств охраны, изменении штатно-организационных структур, защиты информации и сохранения конфиденциальных коммерческих сведений. Перед участниками совещания выступили руководители и ведущие специалисты департаментов экономической безопасности и режима, финансового аудита, представители ФСБ, МВД, Минатома, ФЭК России, научно-исследовательских институтов и центров, служб безопасности энергопредприятий. Особый интерес вызвал доклад начальника службы безопасности “Дагэнерго”, имеющего опыт работы в “горячей точке”. В рамках совещания научно-производственное предприятие "Элерон” развернуло выставку-экспозицию отечественных инженерно-технических систем и средств безопасности
Оранжереев Вячеслав Михайлович Начальник управления безопасности связи (УБ) 925-48-06
201-62-36
НОВОСТИ
2000/08/24. Мнения / СОРМ: СОРМ своими руками / Ведомости
Приказ Минсвязи N 130 от 25 июля, определяющий порядок внедрения Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) в телефонных сетях, в последние дни вызвал бурю возмущения в прессе и среди защитников гражданских свобод. Между тем этот приказ совершенно ничего не меняет в отношениях, сложившихся у операторов связи с правоохранительными органами. Если и надо было бороться с идеей СОРМ, то лет пять назад.
Все сети связи в России - проводные и беспроводные, государственные и частные - оборудованы средствами для прослушки. С 1995 года по законам "Об оперативно-розыскной деятельности" и "Об органах Федеральной службы безопасности" операторы связи должны предоставлять сотрудникам ФСБ возможность прослушивания разговоров абонентов своих сетей. Минсвязи РФ не сертифицирует телефонные станции или коммутаторы к использованию, если они не отвечают требованиям СОРМ. В 1999 году Минсвязи выработало техтребования СОРМ-2 для применения в Интернете.
Приказы Минсвязи о тех или иных изменениях порядка внедрения СОРМ выходят чуть ли не каждые полгода. Последний приказ - N 130 - всего лишь обобщил все предшествующие документы по этой теме. "Все принципиальные положения о порядке внедрения СОРМ в нем остались прежними, но мы более четко прописали хозяйственные условия взаимодействия оператора связи и правоохранительных органов", - сообщил "Ведомостям" начальник управления по безопасности связи Минсвязи РФ Вячеслав Оранжереев. Новый приказ окончательно определил: все расходы, связанные с СОРМ, несет оператор.
При соблюдении должных юридических формальностей прослушивание спецслужбами телефонных переговоров одобрено не только нашим правительством, но и правительствами большинства государств мира - в частности, Великобритании, Германии, США. Правда, в этих странах, в отличие от России, правительство компенсирует операторам связи затраты на установку прослушивающего оборудования.
Нарушают ли права человека законы, в которых прописана обязательность СОРМ для телефонных операторов, - вопрос, неоднократно поднимавшийся представителями различных общественных организаций. Основные претензии к СОРМ заключаются в том, что выработанные Минсвязи РФ технические требования к этой системе делают невозможной проверку законности прослушивания. "Техтребования таковы, что никогда нельзя определить, прослушиваются ли ваши разговоры с санкции прокуратуры или просто так, да и прослушиваются ли вообще", - говорит координатор проекта "Московский Либертариум" Анатолий Левенчук. С ним согласен вице-президент санкт-петербургской правозащитной организации "Гражданский контроль" Юрий Вдовин: по его мнению, СОРМ - прямой путь к злоупотреблениям со стороны ФСБ.
Тревогу у некоторых противников СОРМ вызвал пункт приказа N 130, в котором говорится, что ФСБ не должна предоставлять операторам связи информацию об абонентах, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а также о решениях, на основании которых они начаты. "Но ведь это напрямую следует из закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 1995.07.12, - удивляется Оранжереев. - Никогда операторам такая информация не предоставлялась. Это же тайна следствия".
Операторы действительно никогда не знали имен тех, за кем следит ФСБ. "Это было бы прямое нарушение закона об оперативно-розыскной деятельности, - говорит пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева. - Просто в новом документе вместо того, чтобы давать ссылку на закон об ОРД, они просто прописали это словами".
Другой правовой вопрос, связанный с СОРМ, - разделение расходов на ее внедрение между оператором и государством. Для обеспечения техтребований СОРМ (или иной системы, если речь идет о другом государстве) производитель коммуникационного оборудования должен внести в него доработки, что, естественно, удорожает продукт. Эти расходы во всем мире перекладываются на операторов. По данным заместителя директора по продажам департамента сетей связи и передачи информации компании Siemens Александра Быреева, стоимость доработки АТС составляет примерно 10.000 USD и не зависит от того, сколько абонентов она будет обслуживать. Цена АТС может колебаться в зависимости от числа коммутационных портов от 50.000 USD до 2-3 MUSD. Таким образом, внедрение СОРМ на разных сетях может удорожать их по-разному: в каких-то случаях стоимость вообще останется практически неизменной, в каких-то - вырастет на 20%.
Выполнение техтребований СОРМ означает лишь то, что существует теоретическая возможность присоединить подслушивающие устройства к данной сети. Чтобы спецслужбы реально могли контролировать телефонные разговоры, эти устройства еще нужно установить. И провести канал связи от сети оператора до здания, где сидят бдительные оперативники.
"Монтаж подслушивающего оборудования и организация необходимых каналов связи во всем мире, кроме России, оплачиваются государством, - говорит аналитик компании J'son & Partners Михаил Лысак. - Там никто не может заставить оператора "за бесплатно" строить линии связи, которые ему не нужны". Отечественные же операторы строят сети для ФСБ за свои деньги. Вернее, за деньги своих абонентов.
В новом приказе Минсвязи вызывает вопросы пункт об организации каналов связи. Ее должно осуществлять местное управление ФСБ, но при участии оператора "по согласованному плану".
"Дело в том, что 90% телекоммуникационного оборудования иностранных производителей все же не соответствует требованиям СОРМ, - объясняет Михаил Лысак. - Из-за несовместимости со многими советскими телефонными стандартами иностранное оборудование зачастую не может обеспечить, например, правильное определение номеров в сети МГТС. И все же его сертифицируют, потому что иначе пришлось бы вообще ничего не строить. И новый приказ узаконивает возможность такого маневр: представители ФСБ закрывают глаза на то, что оборудование удовлетворяет не всем требованиям СОРМ, в обмен на то, что оператор строит им канал связи и берет расходы на его поддержание на себя. Но теоретически приказ скорее положительный, чем отрицательный".
На практике же операторы связи не видят в очередном регулирующем документе ничего нового. "Для нас условия работы по СОРМ никак не изменились", - говорит ведущий специалист управления общественных связей компании МСС Александр Маношкин. "Принципиально ничего не изменится. Пульт управления подслушивающими устройствами ФСБ, наверное, поставит за свои деньги, а все остальное как делал оператор связи, так и будет делать", - вторит ему пресс-секретарь "ВымпелКома" Михаил Умаров. "Мы всегда брали на себя все расходы по СОРМ согласно условиям нашей лицензии", - добавляет Прокофьева из МТС.