От М.Токарев
К Одессит
Дата 16.11.2011 15:40:25
Рубрики Прочее; Локальные конфликты; Политек; Искусство и творчество;

Ну, это либо Приморье, либо старая финская граница у Выборга

Доброе время суток!

>По свежевыпавшей росе
>Некошеной травой
>Он вышел утром на шоссе
>Тропинкой полевой.

>Шли десять мальчиков гуськом
>По утренней росе...

>А я вот подумал: что это за погранпосты, которые можно обойти наощупь в темноте? Учитывая год написания, мжно было ожидать и другое стихотворение с описанием того, как халтурно организовавшие службу и проворонившие нарушителя виновные предстали перед справедливым пролетарским судом и отправились искупать грехи на стройках народного хозяйства. :-)))

Ну, за техническими подробностями стоит обратиться к wolfschanze. Однако, по-моему, в данном случае у погранцов облажались как стационарные "посты" (типа "наблюдательный пост","секрет", "засада"), так и подвижные дозоры, не обнаружившие "по свежевыпавшей росе некошеной травой" наверняка четкую дорожку следов нарушителя. Впрочем, получается, что "враг, шпион и диверсант" тоже был невысокого класса, если пер от границы не по руслу какого-нибудь ручья либо каменистому скату оврага, а по "некошеной траве". Да еще не просто попался на глаза десятку наверняка издалека слышных по галдежу школьников, но еще стал у них дорогу переспрашивать, демонстрируя явное незнание местности и неумение работать с картой/компасом.
Правда, есть 2 версии, которые объясняют все вышеуказанные нестыковки:
1. "Враг, шпион и диверсант" был условно-учебным - т.е. послан командованием погранокруга для проверки несения службы заставой и бдительности/лояльности местного населения.
2. "Врагом, шпионом и диверсантом" он был для сопредельного государства, откуда спешно бежал после выполнения задания Москвы (там, поезд с китайским генералом-губернатором взорвал в сопредельной Маньчжурии, или потопил какой-нибудь военный транспорт в порту нейтральной Скандинавии). А Михалков его так нехорошо назвал для конспирации.

В действительности всё обстояло совсем не так, как на самом деле.
М. Токарев

От Kazak
К М.Токарев (16.11.2011 15:40:25)
Дата 16.11.2011 20:11:48

Да фигня это все.

Iga mees on oma saatuse sepp.

В то время через границу шастали постоянно туда-сюда и даже пограничники путались и забредали на чужую территорию с перестрелками.

Извините, если чем обидел.

От Nachtwolf
К М.Токарев (16.11.2011 15:40:25)
Дата 16.11.2011 16:51:28

Да ладно, с таким серьёзным видом обсуждать вещи,

о которых сам гимнописец не имел ни малейшего представления. Вообще, тогдашние книжки-фильмы про шпионов поражают своей наивностью. То ли творцов вообще не консультировали товарищи из органов, то ли сознательно им всякую туфту толкали. Помню совершено восхитительный фильм, о разоблачении целой шпионской сети, имевшей задание выкрасть советского конструктора "Катюш". Там матёрый шпион, действовавший под видом старушки, держал связь с Центром по телеграфу!
Представьте себе эту картину - война, 43-й год, пришлёпывает этот божий одуванчик на Центральный телеграф и отправляет МЕЖДУНАРОДНУЮ!!! телеграмму с текстом "Дядя приехал". Причём, отправляет не в Ландан, кэпитал из зэ Грэйт Бритейн, и даже не в Рио-де-Жанейро, а в Софию - столицу пусть и невоюющего, но официального союзника Германии. Причём, что самое восхитительное - это не вызывает ни малейшего, не то что подозрения, но даже и удивления, ни работников телеграфа, ни у его посетителей.

От М.Токарев
К Nachtwolf (16.11.2011 16:51:28)
Дата 16.11.2011 18:32:55

Как раз о пограничниках тогда писали вполне реалистично

Доброе время суток!

>о которых сам гимнописец не имел ни малейшего представления.

О следопыте Карацупе и тактических приемах противостоявших ему нарушителей границы еще в середине 1930-х гг. в очерках в "Комсомолке" и "Огоньке" написал хороший военный журналист Евгений Иванович Рябчиков. К слову, до работы в газете он сам успел послужить в тогдашней "девятке", был редактором ведомственной газеты "Динамовец", на заставе у Карацупы прожил (и участвовал в несении службы) три месяца,так что тему освоил и раскрыл хорошо. Подробнее о Рябчикове см. здесь:
http://www.famhist.ru/famhist/hal/0033e6a3.htm
А еще о разных аспектах несения погранслужбы в 1930-х гг. всерьез и качественно писали Лев Линьков (опять-таки "Комсомолка", а потом служба в погранвойсках), Сергей Диковский (в 1928-1929 году воевал на КВЖД во время "срочки", потом был военкором "Комсомолки" и "Правды", погиб на финской в январе 1940-го), Геннадий Фиш (опять-таки был военкором на финской, а до этого много писал о "красных финнах", в т.ч. пограничниках вроде Тойво Вяхя (Петрова).
Т.е. и в 1930-х гг., наряду с михалковской "развесистой клюквой" по погранслужбе выходили вполне себе качественные произведения, которые впоследствии переиздавали и в 1950-х, и даже в 1970-х гг.

Вообще, тогдашние книжки-фильмы про шпионов поражают своей наивностью. То ли творцов вообще не консультировали товарищи из органов, то ли сознательно им всякую туфту толкали. Помню совершено восхитительный фильм, о разоблачении целой шпионской сети, имевшей задание выкрасть советского конструктора "Катюш".

ИМХО, речь идет об экранизации романа "Военная тайна" Льва Шейнина (фильм "Поединок", 1944 год). Который еще по своей довоенной службе "важняком" в Генпрокуратуре на "политических процессах" знал о работе органов... ну очень много. Но после кратковременной отсидки в 1936 году облекать эти знания в беллетристическую форму почему-то не спешил (за вычетом сценария фильма 1939 года выхода "Ошибка инженера Кочина"). Потому-то Шейнин повторно сел как "пособник Абакумова и еврейский буржуазный националист" (на пару со своим будущим соавтором сценария фильма "Ночной патруль" Михаилом Маклярским из "хозяйства Судоплатова") лишь в 1951 году. Тогда как "отец майора Пронина" Лев-Овалов-Шаповалов еще летом 1941 года получил 15 лет "за разглашение секретных сведений о работе советских органов". После этого и до середины 1950-х гг. топичные фильмы и книги получались более занудными и наивными, чем в предыдущие и последующие времена. Например, романы Николая Шпанова "Поджигатели" и "Заговорщики".

В действительности все обстояло совсем не так, чем на самом деле.
М. Токарев

От Одессит
К М.Токарев (16.11.2011 18:32:55)
Дата 16.11.2011 20:50:39

Зато о шпионах!..

Добрый день

Особенно меня впечатляли всегда изобретательные описания всяких диверсий и острых мероприятий. В этом смысле едва ли не самое грандиозное я прочитал в "Щупальцах спрута" Иосифа Фрейлихмана. Например:

"- Вы думаете, это так просто – вмонтировать аппарат-снаряд в лимузин? Можете ли вы своими куриными мозгами понять, какого напряжения ума, изобретательности десятка крупнейших специалистов нашего управления потребовала его доставка? А чего стоило проскочить таможню! Когда мы получили наши лимузины, служащие таможни подвергли их самому тщательному осмотру и взяли на весы. В случае хотя бы незначительного расхождения в фактическом весе против указанного в паспортах таможня получила бы право задержать машины на неограниченное время для экспертизы. Но и это было предусмотрено: вес обеих машин точно совпал с указанным в паспортах.

Гоулен замолк, и Лидия представила себе его самодовольную физиономию. О, она отлично изучила этого самовлюбленного деспота, его коварство прирожденного шпика, умение играть на любой человеческой слабости, а потом внезапным ударом сокрушать и подчинять себе чужую волю. Вот и сейчас он с упоением расписывает подробности доставки сюда аппарата-снаряда, чтобы подавить агента сознанием своей вины. Гоулен добивался сейчас от агента четкого, самоотверженного исполнения его замыслов, не брезгуя никакими приемами. Цель оправдывает средства – его неизменный девиз.

– Как же вам удалось их обмануть, раз аппарат был в машине? – спросил подавленный агент.

– Чтобы победить, надо заранее знать, что может предпринять твой противник, – назидательно изрек Гоулен. – Мы предусмотрели все. Вмонтировав аппарат-снаряд в заднее сиденье одной из машин, мы соответственно облегчили ее вес. Для этого потребовалось кузов сделать не из железа и стали, а найти такой заменитель, который был бы столь же прочным, как железо, но намного легче. Кроме всего, надо было сохранить прежний внешний вид машины. Вот она идет впереди нас. Разве заметна хоть какая-нибудь разница?

– Действительно, отлично сработано, – пробормотал собеседник.
...
– Как вы рассчитываете применить аппарат?

– Его доставит на завод человек, который ни о чем не догадывается. Снаряд включится автоматически и начнет действовать буквально через несколько минут после его доставки. Так что доставивший его даже не успеет опомниться…

– Учтите, аппарат должен начать действовать в таком месте, где есть легко воспламеняющиеся объекты. Естественно, там должны быть средства тушения и, в первую очередь, вода. Очень важно, чтобы была применена вода. Она – главный наш союзник. Чем больше будет вылито на горящий снаряд воды, тем больше он будет выделять отравляющих веществ. Действие отравляющих веществ наступит в различные сроки, заболевание будет различным; в зависимости от газа, который попадет первым в организм жертвы. После того как сработает предохранительный клапан, произойдет взрыв. Взрывной волной выбросит снаряд, а аппарат окутается пламенем очень высокой температуры. Все, что находится в радиусе одного метра, воспламенится, и уж никакими силами пожар не погасить. Аппарат снабжен реактивно-термитным горючим на несколько часов. Отделившийся от него раскаленный снаряд с большой силой поражает первый попавшийся объект. Через каждые пять минут аппарат выбрасывает очередной снаряд. Находясь в аппарате, окутанном пламенем, снаряды не подвергаются нагреву благодаря многослойности перегородок в гнездах. Как только срабатывает клапан, снаряд достигает соответствующей степени нагрева и вылетает. Вполне понятно, что при всяком пожаре употребляют воду. В данном случае вначале создается впечатление, будто вода помогает. Пламя резко снижается и даже затухает. Огонь сменяет легкий прозрачный совершенно не едкий газ. Это и есть самое страшное, а для нас – самое важное во всей операции. Завод можно довольно быстро отстроить и пустить в ход после любого пожара. Но выведенные из строя на всю жизнь сотни специалистов, квалифицированных рабочих и инженеров восполняются десятилетиями…
– Совершенно неощутимо для человека, – заговорил вновь Гоулен, – газ проникает в дыхательные пути, в легкие, в кровеносные сосуды. В разные сроки, но не позднее месяца начнется разрушительный процесс в организме, отравленном этим газом. В течение месяца человек чувствует себя вполне здоровым, а потом организм его начнет разрушаться, и медицина окажется бессильной помочь ему. Если кто и выживет, останется полным инвалидом

– Как я уже говорил, – вновь послышался его голос, – аппарат рассчитан на четырехчасовое действие. За это время в тушение пожара будут вовлекаться все новые и новые люди. Все они попадут в радиус действия газа. Но погасить пожар им не удастся. Приглушенный водой огонь через некоторое время вспыхнет с новой силой и, пока будет для него пища, – не угаснет. Таким образом, завод и все, что его окружает, сгорит… Теперь вы понимаете, что представляет собой оружие, которым мы владеем?"
.

А вот как это сработало:

"Раздосадованный Нюхов рывком открыл дверцу и выскочил из машины. В ту же минуту машина вспыхнула, как факел. В багажнике послышался треск – и оттуда вылетел раскаленный стержень. Пролетев с метр по прямой, стержень взвился кверху и огненной стрелой пролетел над головами Смирнова и стоявших рядом. Снаряд угодил в стену склада, прошел сквозь нее и взорвался. Спустя минуту все здание было охвачено пламенем. Смирнов взглянул на Нюхова. Его обуглившийся труп лежал около машины.

– Товарищи, внимание! – раздался в репродукторе властный голос Смирнова, – К машине не подходить! Рукавичкин! Отставить брандспойт! Ни капли воды ни а машину, ни на здание! Пожарной дружине не давать огню перекинуться на новые объекты. Только… – он замолчал. Из пылавшей машины вылетел новый огненный стержень. Через минуту здание клуба было охвачено пламенем.

– Вниманию работников столовой! Немедленно покинуть помещение и укрыться в безопасном месте! – гремел репродуктор.

А пламя бушевало с огромной силой, охватывая здание клуба. Смирнов видел, как бросились туда прибывшие пожарные. Рабочие оставили свои места и кинулись помогать дружине.

– Разрешите, капитан! – подбежал Решетов к микрофону. – Экскаваторщики! Крановщики! Бульдозеристы! На выход, к воротам, быстро! – прокричал он в микрофон и выбежал во двор.

– Товарищи, соблюдайте полное спокойствие, – звучал уже голос старшины Гаврилова. – Ни капли воды на огонь!

Смирнов подбежал к Решетову в момент, когда тот объяснял задачу водителям землеройных и подъемных машин.
...
Дроздов развернул кран и двинулся прямо на пылавшую машину. Стрелой он высадил стекло в машине, поддел ее, приподнял, и потащил к котловану. Конец стрелы моментально накалился и начал прогибаться, а спустя минуту отвалился и упал вместе с машиной под гусеницы крана. Дроздов направил стрелу на машину и вновь попытался столкнуть ее в котлован. Но стрела накалялась и отваливалась кусками…

Третий снаряд попал в железнодорожную платформу, груженную пиломатериалами. Она вспыхнула как спичка.

– Дроздов, разверните кран и дайте дорогу бульдозеру! – прозвучал голос в репродукторе.

Дроздов повиновался, а к горевшей машине уже шел бульдозер. Но на расстоянии пяти метров бульдозер остановился, водитель не выдержал и соскочил с машины. Тогда Кораллов предложил Михаилу направить кран к бульдозеру и, толкая его впереди себя, попробовать отвальным щитом бульдозера сбросить страшную машину в котлован.

Точно упирающийся слон, бульдозер медленно двинулся на машину и стал толкать ее к котловану. В метре от котлована бульдозер также окутался пламенем. Напрягая все силы, чтобы не потерять сознания от нестерпимой жары, Дроздов вел кран вперед. Через несколько минут Михаил потерял сознание. Его место занял Олег, а Смирнов снял Дроздова и передал подбежавшим дружинникам. Кран медленно, но упорно продвигался вперед. Вдруг мотор крана вспыхнул. Олег почувствовал, что на нем загорается одежда. Он старался сбить пламя, не переставая вести машину вперед.

В ту же минуту из репродуктора донеслось:

– Смирнов и Кораллов! Приказываю немедленно покинуть кабину крана!

Превозмогая боль от ожогов, Смирнов подхватил потерявшего сознание Кораллова и вывалился из кабины…

К ним кинулись дружинники и шерстяными одеялами сбили пламя.

Объятый пламенем кран продолжал толкать бульдозер. Несколько секунд спустя бульдозер вместе с машиной рухнул в котлован.

– Товарищи, опасность новых взрывов миновала! Снаряды рвутся на дне котлована… Просьба ко всем рабочим, оставившим свои станки, немедленно вернуться"
.

Ну, согласитесь: впечатляет!
Или вот там же еще технически совершенные вражеские козни:

"– Профессор устраивает домашний вечер. Все будут в сборе.

– Это хорошо.

– Настолько хорошо, что на следующий день никто уже не сможет пожаловать на официальное празднование юбилея профессора Якименко в институт, а оставшиеся в живых будут с ужасом вспоминать этот праздник, – Лидия многозначительно взглянула на Гоулена. Тот перехватил ее взгляд.

– Нет, на следующий день юбилей состоится, и кто пожелает побывать на нем, сможет это сделать.

– Как прикажете понимать вас, мистер Гоулен?.. – удивилась Лидия.

– Понимать надо в прямом, а не в переносном смысле. Дело в том, – по обыкновению растягивая слова, начал Гоулен, – что в первоначальный план внесены существенные изменения. Уж слишком много всяких толков ведется о нашей подрывной деятельности, о террористических актах иностранных разведок. Поэтому мы решили, что никакого взрыва не будет…

– А что же? – на сей раз изумление Лидии было искренним.

– Вы воспользуетесь машиной, которая не больше обычного телефонного аппарата. Работает она совершенно бесшумно. Действие ее рассчитано ровно на тридцать пять минут. После этого элементы ее окисляются и машина мгновенно разрушается. Оболочка, в которой находятся детали, под действием химических элементов растворяется и превращается в жидкую прозрачную массу. При любом исследовании ничего не удастся установить, так как химический состав мгновенно испаряется и остается только вспененная бесформенная масса.

Поворачивая вслед за идущим впереди лимузином, Гоулен предусмотрительно перебросил влево лежавший между ним и Лидией портфель.

– Ваша задача – установить излучатель РЦ-11 (Радиоактивный цезий) в той комнате, где находится стол для гостей, и нажать кнопку пускателя. После этого найдите благовидный предлог покинуть комнату… – Гоулен замолчал.

— Что же произойдет дальше? – спросила Лидия.

– Ничего особенного, – медленно произнес Гоулен. – Все участники торжества разойдутся по домам в полном здравии и хорошем расположении духа. И на следующий день оно не изменится, так что на юбилейном торжестве в институте, при желании, все смогут быть. Но через пять—семь дней им уже будет не до веселья…

– Что же повлияет на их состояние? – беззаботным тоном спросила Лидия.

– Особые излучения, – уклончиво ответил Гоулен и бросил испытующий взгляд на собеседницу. Та с нескрываемым восхищением смотрела на него.

– Да… Вот это сюрприз… – продолжала восхищаться Лидия. Гоулен, не сбавляя скорости, вел машину, изредка взглядывая на Лидию.

Постепенно выражение лица Лидии стало меняться. Когда она повернулась к Гоулену, оно было уже суровым, а взгляд решительным.

– Когда приступить к заданию?

– Сегодня, ровно в семь вечера, в дом профессора доставят корзину с цветами. На дне корзины будет излучатель РЦ-11. Ваша задача – устроить корзину с цветами в наиболее подходящем месте. Справа по корпусу излучателя отвинтите винтик и нажмите кнопку. После этого в вашем распоряжении останется пятнадцать минут, чтобы покинуть обреченное общество. За эти минуты сработает предохранитель и начнется излучение…"


С уважением www.lander.odessa.ua

От Nachtwolf
К М.Токарев (16.11.2011 15:40:25)
Дата 16.11.2011 16:38:15

Re: Ну, это... (-)


От Одессит
К М.Токарев (16.11.2011 15:40:25)
Дата 16.11.2011 16:01:24

Максим, такую роскошную трактовку...

Добрый день

я и помыслить не мог! Порадовали старика, спасибо!
:-)))

С уважением www.lander.odessa.ua