От И. Кошкин
К All
Дата 19.06.2011 00:43:44
Рубрики Современность; Локальные конфликты;

Немного про Серкиза и Андрея Ивановича, а там же кто кем мог себя ощущать.

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Первое упоминание личности с именем Секиз (Секиз-бей, без 'р') относится к 1361 году. В этом году означенный Секиз вторгся во владения нижегородских князей в мордовских землях за рекой Пьяной. Слегка повоевав эти земли, и, очевидно, выгнав оттуда представителей нижегородской администрации, Секиз-бей "обрывся рвом, тут седе". Данным предложением в Рогожском Летописце оканчивается сообщение о замятне в Орде, в результате которого Мамай бежал за Волгу, т. е. потерял восточную часть улуса. Как следует из сообщения, Секиз-бей во время всеобщей смуты захватил себе земли в Запьянье, причем постарался обезопасить себя от нападений, устроив традиционное для кочевников земляное укрепление.

Вторично мы встречаем упоминание Серкиза (уже с 'р') в сообщениях о Куликовской битве: Андрей Серкизов назван среди погибших в битве. В синодике Софийского собора в Новгороде он назван по отчеству: Андрей Иванович Серкизов среди павших с дружиной в 1380 г., из чего следует, что его отец был крещен под именем Иван. В синодике Ростовского Успенского собора он упомянут, как Андрей Серкиз.

Мы не можем с точностью утверждать, что Секиз-бей и Иван Серкиз - это одно лицо, но предположить такое можно достаточно уверенно. Район Пьяны был достаточно беспокойным местом, здесь фиксируются крупные столкновения между русскими и ордынцами:

1367 г. - разгром нижегородскими князьями в союзе с суздальскими отряда ордынского князя Булат-Темира, пришедшего грабить нижегородское княжество: русские настигли татар разбили, и за это поражение Булат-Темир был казнен в Орде

1375 г. - разгром Запьянья, которое к этому времени вновь в составе Нижегородского княжества, в отместку за убийство в Нижнем Новгороде посла Сарай-аки и уничтожение его отряда (около тысячи человек). На этот момент, как мы видим, Секиз-бея в Запьянье уже нет. Из этого, если предположить, что Секиз-бей и Иван Серкиз - одно лицо, можно сделать вывод, что он перешел на службу к Дмитрию где-то между 1361 и 1375 гг. Очевидно, именно тогда он принял православие вместе с сыном и получил в кормление села: топонимы с "Черкиз" фиксируются в районе Москвы по крайней мере в4-5 местах. По всей видимости, тогда же принял православие и его сын.

Согласно Родословной Книге князя Оболенского, от Андрея Серкизова выводят свой род князья Старковы. По этому сообщению, у Андрея было по-крайней мере два сына. Интересно то, что везде поминается именно Андрей, а не Иван, хотя для прочих родословных было характерно выводить род именно от первого пришельца ну Русь - из немцев ли, или из татар, или из Литвы. Почему здесь род ведут именно от сына - мы сказать не можем. Возможно, Иван умер рано и ему наследовал сын, возможно сказалась героическая смерть Андрея на Куликовом поле.

Кем ощущал себя АНдрей - русским или татарином, сказать сложно. У нас есть интересный источник: "Повесть о царевиче Петре", в котором описывается жизнь чингисида, принявшего в Ростове христианство. Из этой повести следует, что татарский царевич, пусть и приняв православие, продолжал считать себя потомком Чингисхана и при первой же возможности воспользовался своим статусом, чтобы приструнить татар, пошедших в набег на Ростов. Возможно, что Иван также считал себя скорее татарином, чем русским, и возможно именно поэтому род ведут именно от АНдрея, который в глазах потомков являлся уже полноценным русским. Были ли у Андрея в отряде татары? Вполне возможно. несмотря на то, что между уходом из ОРды и сражением прошло 19 лет, воины, которым в момент ухода на Пьяну было 18-25 лет вполне могли участвовать в битве, хотя, скорее всего, они также были крещены - это было бы естественным с учетом того, что крестился их господин. Второе поколение этих крещеных татар уже, несомненно, ощущало себя русскими.

И. Кошкин

От Пехота
К И. Кошкин (19.06.2011 00:43:44)
Дата 19.06.2011 16:50:56

Спасибо!

Салам алейкум, аксакалы!

Спасибо, Иван, за Ваше обстоятельное освещение вопроса. Особенно приятно, что узкие места не обходятся стороной, а прямо поясняются. Позвольте ещё пару вопросов по сказанному.

>Мы не можем с точностью утверждать, что Секиз-бей и Иван Серкиз - это одно лицо, но предположить такое можно достаточно уверенно. Район Пьяны был достаточно беспокойным местом, здесь фиксируются крупные столкновения между русскими и ордынцами:

Не могли бы Вы более подробно обрисовать логическую связь между первым и вторым предложением?

>Согласно Родословной Книге князя Оболенского, от Андрея Серкизова выводят свой род князья Старковы. По этому сообщению, у Андрея было по-крайней мере два сына.

Насколько я понимаю, род на Руси вёлся по отцу. Каким образом в таком случае произошла смена фамилии?

>Кем ощущал себя Андрей - русским или татарином, сказать сложно. У нас есть интересный источник: "Повесть о царевиче Петре", в котором описывается жизнь чингисида, принявшего в Ростове христианство. Из этой повести следует, что татарский царевич, пусть и приняв православие, продолжал считать себя потомком Чингисхана и при первой же возможности воспользовался своим статусом, чтобы приструнить татар, пошедших в набег на Ростов.

В "Повести о царевиче Петре" сказано, что, дескать, царевич "познал страх божий" и потому крестился. А какие в реальности были мотивы перехода татар вообще и татарских вельмож в частности под власть русских князей и в православие? Ведь, насколько я понимаю, социальный статус татарского (монгольского?) вельможи был намного выше, чем княжеского подданного. И вообще - насколько часты были такие случаи? Правильно ли я понимаю, что по имеющимся на сегодня источникам мы не можем вычислить количество татар, хотя бы и перекрещёных, в войске Дмитрия? Может был один только Андрей Серкизов, а может и некий контингент неопределенного размера под его началом. А может были и другие такие же, не попавшие в списки потерь (например, потому что недостаточно родовиты или потому что остались живы).

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От И. Кошкин
К Пехота (19.06.2011 16:50:56)
Дата 19.06.2011 20:27:40

Re: Спасибо!

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

>>Мы не можем с точностью утверждать, что Секиз-бей и Иван Серкиз - это одно лицо, но предположить такое можно достаточно уверенно. Район Пьяны был достаточно беспокойным местом, здесь фиксируются крупные столкновения между русскими и ордынцами:
>
>Не могли бы Вы более подробно обрисовать логическую связь между первым и вторым предложением?

"Обрывшийся рвом" Секиз-бей очень скоро убедился бы, что безопасности он тут не найдет и должен был бы искать место поспокойнее.

>>Согласно Родословной Книге князя Оболенского, от Андрея Серкизова выводят свой род князья Старковы. По этому сообщению, у Андрея было по-крайней мере два сына.
>
>Насколько я понимаю, род на Руси вёлся по отцу. Каким образом в таком случае произошла смена фамилии?

Наиболее характерный пример - это ведение рода русских князей - от Игоря Старого, рюриковичами они стали называть себя много позже. Видимо, в глазах людей, пришедший на русь немолодой в обоих случаях иностранец не становился основателем рода, а вот сын его - уже другое дело.


>В "Повести о царевиче Петре" сказано, что, дескать, царевич "познал страх божий" и потому крестился. А какие в реальности были мотивы перехода татар вообще и татарских вельмож в частности под власть русских князей и в православие? Ведь, насколько я понимаю, социальный статус татарского (монгольского?) вельможи был намного выше, чем княжеского подданного. И вообще - насколько часты были такие случаи? Правильно ли я понимаю, что по имеющимся на сегодня источникам мы не можем вычислить количество татар, хотя бы и перекрещёных, в войске Дмитрия? Может был один только Андрей Серкизов, а может и некий контингент неопределенного размера под его началом. А может были и другие такие же, не попавшие в списки потерь (например, потому что недостаточно родовиты или потому что остались живы).

Во времена Серкиза мотив очень простой - в ОРде замятня и режут всех, кто подвернется под руку - хотелось найти для себя и для семьи место поспокойней. Во времена Узбека уходили те, кому не по нраву было резкое введение ислама, противоречившее, кстати, Ясе. А вот что двигало монгольскими вельможами, которые поступали так в 13 веке - сказать нельзя.

И. Кошкин

От Пехота
К И. Кошкин (19.06.2011 20:27:40)
Дата 20.06.2011 12:05:23

И ещё раз спасибо. :)

Салам алейкум, аксакалы!

>"Обрывшийся рвом" Секиз-бей очень скоро убедился бы, что безопасности он тут не найдет и должен был бы искать место поспокойнее.

Понятно. Предположение выводится на основе наличия мотива к предполагаемым действиям. Логично.

>>Насколько я понимаю, род на Руси вёлся по отцу. Каким образом в таком случае произошла смена фамилии?
>
>Наиболее характерный пример - это ведение рода русских князей - от Игоря Старого, рюриковичами они стали называть себя много позже. Видимо, в глазах людей, пришедший на русь немолодой в обоих случаях иностранец не становился основателем рода, а вот сын его - уже другое дело.

Извините, Иван, либо я Вас не понял, либо Вы меня. Я имел ввиду, что род передавался вместе с фамилией от отца к сыну, но не к дочери. Соответственно потомки Серкизова так и должны били Серкизовыми остаться. Откуда, в таком случае, возникли Старковы?

И ещё, не могли бы Вы дополнительно осветить нижеследующие вопросы:
>> Правильно ли я понимаю, что по имеющимся на сегодня источникам мы не можем вычислить количество татар, хотя бы и перекрещёных, в войске Дмитрия? Может был один только Андрей Серкизов, а может и некий контингент неопределенного размера под его началом. А может были и другие такие же, не попавшие в списки потерь (например, потому что недостаточно родовиты или потому что остались живы).

А по вот по поводу этого:
>Во времена Серкиза мотив очень простой - в ОРде замятня и режут всех, кто подвернется под руку - хотелось найти для себя и для семьи место поспокойней. Во времена Узбека уходили те, кому не по нраву было резкое введение ислама, противоречившее, кстати, Ясе. А вот что двигало монгольскими вельможами, которые поступали так в 13 веке - сказать нельзя.

У меня возникло предположение (грешен, уж простите): а не был ли процесс ассимиляции среди местных повсеместным в империи Чингисхана? То есть не происходило ли параллельно с ославяниванием окитаивание и омусульманивание в соответствующих частях империи? Если да, то получаем довольно стройную картину: государства, завоёванные монголами, всё равно превосходят монгольский этнос уровнем культуры, что способствует вымыванию монгольской знати из центрального... гм... аппарата (?). Классический пример такого положения вещей - Римская империя и греки. Как Вы считаете?

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От И. Кошкин
К Пехота (20.06.2011 12:05:23)
Дата 20.06.2011 21:05:08

Re: И ещё...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>Салам алейкум, аксакалы!

>>"Обрывшийся рвом" Секиз-бей очень скоро убедился бы, что безопасности он тут не найдет и должен был бы искать место поспокойнее.
>
>Понятно. Предположение выводится на основе наличия мотива к предполагаемым действиям. Логично.

Это во-вторых, а во-первых у нас тот факт, что в 1375 году эти земли снова принадлежат нижегородскому княжеству.

>>>Насколько я понимаю, род на Руси вёлся по отцу. Каким образом в таком случае произошла смена фамилии?
>>
>>Наиболее характерный пример - это ведение рода русских князей - от Игоря Старого, рюриковичами они стали называть себя много позже. Видимо, в глазах людей, пришедший на русь немолодой в обоих случаях иностранец не становился основателем рода, а вот сын его - уже другое дело.
>
>Извините, Иван, либо я Вас не понял, либо Вы меня. Я имел ввиду, что род передавался вместе с фамилией от отца к сыну, но не к дочери. Соответственно потомки Серкизова так и должны били Серкизовыми остаться. Откуда, в таком случае, возникли Старковы?

Букер, собственно, объяснил. ДОбавлю, что от Семена Мелика (по родословной книге - немца, тоже павшего на Дону) пошел род Меликовых, но от литовца Марко Демидова - род Коробов, по прозвищу пра-правнука - Ивана Короба. Род Шетнев - пошел от пришедшего в Тверь черниговского боярина Бориса Полового, чей отец служил небезызвестном Михаилу Черниговскому, но названия рода - только от внука, Михаила Шетня, первого тверского тысяцкого.

>И ещё, не могли бы Вы дополнительно осветить нижеследующие вопросы:
>>> Правильно ли я понимаю, что по имеющимся на сегодня источникам мы не можем вычислить количество татар, хотя бы и перекрещёных, в войске Дмитрия? Может был один только Андрей Серкизов, а может и некий контингент неопределенного размера под его началом. А может были и другие такие же, не попавшие в списки потерь (например, потому что недостаточно родовиты или потому что остались живы).

А может там был контингент немцев - ведь князь ВОротынский был немцем по родословной книге, и СЕмен Мелик - тоже немцем. А возможно там были поляки, которых занесло в Литву, а где поляки - там и венгры. А волзможно там был контингент боевых монахов, знавших тайное монастырское боевое искусство - ведь два чернеца точно упомянуты, причем среди первых воинов. Предположить можно все, что угодно. Достоверно нам известно, что там был крещеный сын крещеного татарского вельможи, а также с гигантской оговоркой - немецкий рыцарь Семен Мелик с братом, о-ло-ло.

>
>А по вот по поводу этого:
>>Во времена Серкиза мотив очень простой - в ОРде замятня и режут всех, кто подвернется под руку - хотелось найти для себя и для семьи место поспокойней. Во времена Узбека уходили те, кому не по нраву было резкое введение ислама, противоречившее, кстати, Ясе. А вот что двигало монгольскими вельможами, которые поступали так в 13 веке - сказать нельзя.
>
>У меня возникло предположение (грешен, уж простите): а не был ли процесс ассимиляции среди местных повсеместным в империи Чингисхана? То есть не происходило ли параллельно с ославяниванием окитаивание и омусульманивание в соответствующих частях империи? Если да, то получаем довольно стройную картину: государства, завоёванные монголами, всё равно превосходят монгольский этнос уровнем культуры, что способствует вымыванию монгольской знати из центрального... гм... аппарата (?). Классический пример такого положения вещей - Римская империя и греки. Как Вы считаете?

Это абсолютно неправильная картина. Никакого ославянивания татар не было, также, как не было окитаивания монголов в Юань - эти монголы, хоть и имели китайскую канцелярию и делопроизводство, осознавали себя именно монголами, содержали иноземную гвардию, ибо местным доверять было особо нельзя, и, что самое главное. воспринимались местными отнюдь не как свои, а как иноземные захватчики. Равным образом, принятие ислама при Узбеке отнюдь не превратило дикую помесь небольшого количество монголов и огромного количества тюрок, что кочевала от Днепра до Урала, в мусульман, они даже с булгарами не слились. Для того, чтобы начал формирование волжско-татарский этнос потребовалось, чтобы Тимур там все помножил на близкое к нулю, повыпиливал города, и уже при восстановлении там начало формироваться новое население.

И. Кошкин

От Пехота
К И. Кошкин (20.06.2011 21:05:08)
Дата 21.06.2011 00:30:01

И. Кошкин и Booker, спасибо за ответы.

Салам алейкум, аксакалы!

>>Понятно. Предположение выводится на основе наличия мотива к предполагаемым действиям. Логично.
>
>Это во-вторых, а во-первых у нас тот факт, что в 1375 году эти земли снова принадлежат нижегородскому княжеству.

Да, я понимаю. Спасибо.

>Букер, собственно, объяснил. ДОбавлю, что от Семена Мелика (по родословной книге - немца, тоже павшего на Дону) пошел род Меликовых, но от литовца Марко Демидова - род Коробов, по прозвищу пра-правнука - Ивана Короба. Род Шетнев - пошел от пришедшего в Тверь черниговского боярина Бориса Полового, чей отец служил небезызвестном Михаилу Черниговскому, но названия рода - только от внука, Михаила Шетня, первого тверского тысяцкого.

Понятно: на определённом этапе происходила смена фамилии на основе прозвища. Как я понимаю, это было весьма распространённой практикой.

>А может там был контингент немцев - ведь князь ВОротынский был немцем по родословной книге, и СЕмен Мелик - тоже немцем. А возможно там были поляки, которых занесло в Литву, а где поляки - там и венгры. А возможно там был контингент боевых монахов, знавших тайное монастырское боевое искусство - ведь два чернеца точно упомянуты, причем среди первых воинов. Предположить можно все, что угодно. Достоверно нам известно, что там был крещеный сын крещеного татарского вельможи, а также с гигантской оговоркой - немецкий рыцарь Семен Мелик с братом, о-ло-ло.

Вы так не шутите, Иван - вас могут неокрепшие умы читать. Я, в общем то, так и предполагал, как Вы пишете.

>Это абсолютно неправильная картина. Никакого ославянивания татар не было, также, как не было окитаивания монголов в Юань - эти монголы, хоть и имели китайскую канцелярию и делопроизводство, осознавали себя именно монголами, содержали иноземную гвардию, ибо местным доверять было особо нельзя, и, что самое главное. воспринимались местными отнюдь не как свои, а как иноземные захватчики. Равным образом, принятие ислама при Узбеке отнюдь не превратило дикую помесь небольшого количество монголов и огромного количества тюрок, что кочевала от Днепра до Урала, в мусульман, они даже с булгарами не слились. Для того, чтобы начал формирование волжско-татарский этнос потребовалось, чтобы Тимур там все помножил на близкое к нулю, повыпиливал города, и уже при восстановлении там начало формироваться новое население.

Ещё раз спасибо - очень интересно.

Все вышесказанное усугублялось отвратительной организацией.

От Booker
К Пехота (20.06.2011 12:05:23)
Дата 20.06.2011 12:42:40

Не Кошкин, но отвечу (частично):

>Извините, Иван, либо я Вас не понял, либо Вы меня. Я имел ввиду, что род передавался вместе с фамилией от отца к сыну, но не к дочери. Соответственно потомки Серкизова так и должны били Серкизовыми остаться. Откуда, в таком случае, возникли Старковы?

Это не фамилиё. Сыном Серкиза был Фёдор, по прозвищу Старко.

С уважением.

От Роман Храпачевский
К И. Кошкин (19.06.2011 20:27:40)
Дата 19.06.2011 20:35:44

Про 13 век

>А вот что двигало монгольскими вельможами, которые поступали так в 13 веке - сказать нельзя.

Я честно говоря не помню выходцев из Орды в 13 в. Но если и были, то скорее всего тоже из-за замятни - предыдущей, т.е. Ногая с Тохтой.

http://rutenica.narod.ru/

От И. Кошкин
К Роман Храпачевский (19.06.2011 20:35:44)
Дата 19.06.2011 21:19:44

ВОт тот самый

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Борис Атул-мурза Алданович - вышел к Александру Ярославичу с большим войском, отряд распустил а сам остался. Царевич Петр Ордынский (умер в 1290). Конечно, оба могут быть легендарными персонажами, проекцией событий 14-го века в 13-й

И. Кошкин

От Роман Храпачевский
К И. Кошкин (19.06.2011 21:19:44)
Дата 20.06.2011 12:40:37

Re: ВОт тот...

>Борис Атул-мурза Алданович - вышел к Александру Ярославичу с большим войском, отряд распустил а сам остался.

Если не легенда, то вполне возможно, что это из имперских отрядов, которые не захотели служить Берке - после его разрыва с Хубилаем или после его попытки (первой пока - до Узбека) внедрять ислам среди монголов.

>Царевич Петр Ордынский (умер в 1290).

Похоже на период смуты времен Телебуги и узурпации власти Ногаем.

http://rutenica.narod.ru/

От Белаш
К И. Кошкин (19.06.2011 00:43:44)
Дата 19.06.2011 11:16:16

Спасибо. (-)


От sap
К И. Кошкин (19.06.2011 00:43:44)
Дата 19.06.2011 04:24:43

Re: Немного про...

Иван,
Я конечно не такой спец, в древнерусской истории, но маленькая гипотеза.

Ивана Серкизова могло и не быть вообще.
Я столкнулся со следующей ситуацией - у знакомых крестили ребенка, отец - дагестанец, Мурат. Крестили вполне по его согласию. Но не в этом дело.
Несмотря на то что ребенок по документам Муратович, однако в церкви дали бумажку, где он указан Алексеевичем, по имени крестного отца.
Может и тут быть такая же история.
И Андрей Иванович вполне может оказаться и первым крещенным в роду и даже тем самым Серкизом, оседшим на земле.

От И. Кошкин
К sap (19.06.2011 04:24:43)
Дата 19.06.2011 12:32:43

Это маловероятно...

Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

...На что указывает прозвище-фамилия - Серкизов, т. е. от Серкиза, сын Серкиза. Более того, в случаях, когда отец не был крещен, а сые крестился, сплошь и рядом употреблялись нехристианские отчества: Симеон Бекбулатович, Андрей Ольгердович, Борис Атул-мурза Алданович

И. Кошкин