От Офф-Топик
К All
Дата 18.01.2002 10:14:06
Рубрики Спецслужбы; Флот; Армия; ВВС;

ОПЫТ ПО ЗАЩИТЕ ГОСТАЙНЫ ПРИ СОЗДАНИИ СЛОЖНЫХ РАДИОЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ВиВТ

ОПЫТ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
ПРИ СОЗДАНИИ СЛОЖНЫХ РАДИОЛЕКТРОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Шустов В. И., генеральный директор ОАО "Радиотехнический институт имени академика
А.Л.Минца";
Орлов Б. А., помощник генерального директора по безопасности - начальник отдела
обеспечения безопасности и режима;
Сухарев В. Н., ведущий инженер отдела обеспечения безопасности и режима;
Ступин Д. Д., первый заместитель генерального директора.
Открытое акционерное общество "Радиотехнический институт имени академика А. Л. Минца"
125083, Россия, Москва, улица 8 Марта, дом 10, строение 1.
тел.: (095) 212-42-83, факс: (095) 214-06-62, E-mail: spz@newmail.ru

Основополагающим моментом существования и жизнедеятельности Российской Федерации в современном мире является обеспечение государством своей национальной безопасности [1].
Основу суверенитета и национальной безопасности России определяет ее развитая и отвечающая требованиям современности инфраструктура, одной из основных составляющих которой является стратегический оборонный потенциал страны.
Создание оборонного потенциала, его совершенствование, поддержание на должном уровне качества функционирования существующих систем, комплексов и образцов вооружения и военной техники (В и ВТ) тесно связано с защитой государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической и другой деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России, т.е. с защитой государственной тайны [2].
Деятельность государства в военной области по созданию и развитию оборонного потенциала, в том числе и по защите государственных секретов, осуществляется, в первую очередь, головными предприятиями-разработчиками вооружения и военной техники военно-промышленного комплекса (ВПК)1 в кооперации с другими предприятиями ВПК, а также с предприятиями необоронных министерств и ведомств, академическими, проектными и научными организациями и учебными заведениями.
Значительная доля в этих работах принадлежит государственному заказчику в лице Министерства обороны Российской Федерации, Генерального штаба Вооруженных сил, военным научно-исследовательским учреждениям и испытательным полигонам, а также войсковым частям, осуществляющим проектирование, строительство, монтаж и эксплуатацию военных объектов и размещенных на них изделий вооружения и военной техники.
К вопросам обеспечения национальной безопасности России в той или иной мере привлекаются также предприятия и организации ряда стран бывшего СССР (ближнего зарубежья), в частности, Белоруссии, Украины, Казахстана, входившие в ранее сложившуюся кооперацию предприятий ВПК и других ведомств по созданию современных систем, комплексов и образцов вооружения и военной техники.
Особое значение обеспечение национальной безопасности страны, включая сферу защиты государственных секретов, приобретает при создании конкретных видов стратегического вооружения и военной техники. Получение искомого результата в данном случае является достаточно сложной, многосвязной, комплексной проблемой, эффективное решение которой может быть найдено лишь в тесном взаимодействии множества предприятий, учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, а в последние годы, в условиях складывающейся рыночной экономики, еще и различных форм собственности.
Поводом для подготовки данной публикации, являющейся первой статьей намеченного цикла публикаций по вопросам защиты государственной тайны, послужил многолетний опыт работы ОАО "Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца" (АО РТИ) в сфере защиты государственных секретов, накопленный институтом при создании сложных радиоэлектронных информационных систем (РЭИС) специального назначения.
ОАО "Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца" (ранее, до 1991 года "Радиотехнический институт Академии Наук СССР"), которому в этом году исполняется 55 лет, широко известен в нашей стране и за ее пределами как одно из основных оборонных предприятий, занимающееся, главным образом, исследованиями и разработками в области создания уникальных по своим техническим характеристикам радиоэлектронных информационных систем для нужд ракетно-космической обороны (РКО) страны. К таким системам относятся сверхмощные радиолокационные станции (РЛС) систем контроля космического пространства (ККП), предупреждения о ракетном нападении (ПРН) и противоракетной обороны (ПРО) [3, 4, 5, 6].
Проблема защиты государственной тайны при создании РЭИС специального назначения тесно связана со следующими важными факторами, существенно влияющими на весь процесс организации и порядка проведения защиты государственных секретов:
·радиоэлектронные информационные системы для нужд РКО страны решают важнейшие стратегические задачи в деле обеспечения национальной безопасности государства;
·значительная доля информации по вопросам создания и эксплуатации РЭИС, включая тактико-технические требования и характеристики, отдельные вопросы обеспечения эксплуатации и функционирования РЭИС в составе систем РКО, является государственной тайной;
·информация о разработке и создании в стране сложных РЭИС для нужд РКО, с одной стороны, должна тщательно скрываться от потенциальных противников на всех стадиях и этапах их жизненного цикла, а с другой стороны, реализация защиты отдельных секретов возможна практически только до начала этапа возведения таких РЭИС на объектах монтажа. Это связано с определенной спецификой рассматриваемых средств РКО, обусловленной системной предопределенностью мест их дислокации, гигантскими размерами основных сооружений, типом и ориентацией антенных систем передающих и приемных позиций и специфичностью очертаний зданий и сооружений, в которых они размещаются (смотри, например, фотографию на цветной вкладке одной из РЭИС специального назначения: "Многофункциональная радиолокационная станция "ДОН-2Н" системы противоракетной обороны города Москвы). Дело в том, что в соответствии с Договором по ПРО между СССР и США от 1972 года Россия, как правопреемник СССР, при возведении объектов РКО обязана придерживаться рамок указанного Договора и своевременно информировать американскую сторону о начале проведения соответствующих работ по созданию конкретных объектов для нужд систем ККП, ПРН или ПРО и, кроме того, предоставлять США на определенном этапе информацию об отдельных тактико-технических характеристиках создаваемых средств для контроля выполнения Россией Договора по ПРО от 1972 года [11];
·создаваемые в нашей стране РЭИС стратегического назначения для решения задач РКО являются самыми мощными в мире излучающими радиоэлектронными системами с непрерывным излучением в эфир штатной совокупности импульсных сигналов, которое начинается практически с момента начала предварительных испытаний изделий на объектах монтажа. Сокрытие с этого момента времени основных характеристик радиоизлучений РЭИС при величинах излучаемой ими мощности порядка десятков-сотен МВт в импульсе практически невозможно;
·завершение сооружения РЭИС и начало открытого излучения ими в эфир радиосигналов с учетом последних факторов вызывает необходимость пересмотра степени секретности отдельных сведений, составлявших государственную тайну на этапе разработки изделий, и внесения соответствующих корректировок в процессы защиты государственной тайны на этапах эксплуатации РЭИС, их модернизации и, в принципе, при создании новых, более современных изделий. Таким образом, ввод в строй РЭИС специального назначения не снимает полностью проблем защиты государственной тайны, так как после раскрытия основных характеристик их радиоизлучений в эфире, мест дислокации, принадлежности к системе ККП, ПРН или ПРО, остается еще значительное количество сведений, составляющих государственную тайну и подлежащих скрытию на последующих стадиях жизненного цикла РЭИС;
·главенствующая роль в сфере защиты государственной тайны для всех участников работ по созданию РЭИС специального назначения и на всех стадиях и этапах их жизненного цикла принадлежит государству, которое разрабатывает и принимает основополагающие законодательные и нормативно-правовые документы по защите гостайны и проводит соответствующую государственную политику в деле практического обеспечения национальной безопасности страны [7], включая сюда вопросы информационной безопасности государства и защиты наиболее важных информационных ресурсов и сведений, составляющих государственную тайну [2, 8, 9].
Вопросами защиты государственной тайны при разработке и создании мощных РЛС для нужд РКО страны АО РТИ начал заниматься с начала работ по данной тематике, то есть практически с середины пятидесятых годов минувшего столетия.
Приобретенный в течение многих десятилетий функционирования АО РТИ опыт по защите государственной тайны показывает, что обеспечение ее эффективной защиты может строиться прежде всего на априорном учете ряда объективных факторов, служащих отправной точкой при разработке и осуществлении необходимых мероприятий по защите гостайны на всех этапах создания и эксплуатации РЭИС специального назначения.
К числу этих факторов относятся следующие:
1. Сложные РЭИС специального назначения разрабатываются и создаются в рамках государственного оборонного заказа.
2. Создаваемые РЭИС по закладываемым в них в процессе разработки тактико-техническим требованиям и характеристикам, составу аппаратуры (по количеству и номенклатуре), конструктивному исполнению, инженерному обеспечению, габаритам и энергетике являются уникальными радиоэлектронными информационными системами, не имеющими аналогов в мире.
3. Функционирование РЭИС осуществляется в тесном взаимодействии с другими сложными системами - потребителями информации, находящимися на расстояниях до нескольких тысяч километров от мест дислокации РЭИС.
Для организации этого взаимодействия РЭИС и объекты их дислокации оснащаются аппаратурой передачи данных высокой степени помехозащищенности, обеспечивающей непрерывную эффективную связь РЭИС с другими компонентами системы РКО.
РЭИС оснащаются также различными видами систем внутриобъектовой связи для реализации функций технического, технологического и оперативно-командного управления.
4. Каждая РЭИС является большой стационарной технической системой и содержит в своем составе обширную номенклатуру разнородных составных частей и устройств (подсистем), предназначенных для выполнения радиотехнических, информационных, вычислительных, связных, энергетических, инженерных, оперативно-командных и других функций в составе единого комплекса изделия.
5. Объекты дислокации РЭИС и сооружения, в которых монтируется входящая в РЭИС аппаратура, проектируются и размещаются, как правило (для систем ПРН и ККП), в отдаленных районах страны по периферии национальной территории.
6. Наряду с разработкой, изготовление, транспортировку, монтаж и настройку аппаратуры РЭИС, проектирование сооружений для размещения аппаратуры РЭИС и объектов их дислокации, создание инфраструктуры жизнеобеспечения объектов и изделий, сооружение различных видов магистральных линий связи большой протяженности для передачи данных осуществляют десятки НИИ, КБ, промышленных предприятий, учреждений, организаций и заводов различной ведомственной принадлежности, включая сюда и научно-исследовательские учреждения, войсковые части и полигоны Министерства обороны.
7. Основным базовым интеллектуальным ядром каждой РЭИС является вычислительный комплекс, состоящий из специализированных ЭВМ высокой производительности и мощного функционального программного обеспечения.
8. Финансовые затраты на создание РЭИС, объектов их дислокации, каналов передачи данных, систем жизнеобеспечения РЭИС и объектов, включая затраты на защиту гостайны, в совокупности значительны; без государственного финансирования и управления работами реализация рассматриваемых систем практически невозможна.
9. При создании, эксплуатации и модернизации РЭИС используются сведения, составляющие государственную тайну, содержащиеся в проводимых работах, в различных видах радиоэлектронного и другого оборудования и аппаратуры, в программно-алгоритмической и технической документации, в средствах передачи, обработки, хранения и отображения информации.
10. При создании РЭИС, их функционировании на объектах дислокации, обработке на вычислительных средствах получаемой информации и при последующей передаче внешним потребителям обработанной информации используются соответствующие методы и средства защиты информации от несанкционированного доступа, утечки по техническим каналам, изменения, искажения и разрушения.
11. После распада СССР часть РЭИС, входящих в состав системы РКО, а также ряд предприятий кооперации оказались вне территории России. Необходимость поддержания в работоспособном состоянии этих РЭИС на основе соответствующих соглашений стран, входящих в СНГ, и поставленные руководством страны задачи по их совершенствованию (модернизации) с привлечением для этой цели сложившейся ранее кооперации предприятий из стран ближнего зарубежья требуют нового подхода к ряду вопросов обеспечения защиты государственной тайны Российской Федерации при работе с этими зарубежными партнерами.
12. При разработке и создании РЭИС главная роль в организации и проведении соответствующих работ, в том числе и работ по защите государственной тайны, принадлежит предприятию - головному разработчику РЭИС. На него, в соответствии с действующими законодательными [2, 10] и нормативно-правовыми документами, возложена и главенствующая роль в вопросах обеспечения защиты государственной тайны на всех стадиях жизненного цикла разрабатываемых сложных РЭИС специального назначения.
Информация по вопросам разработки и создания РЭИС специального назначения для нужд РКО страны во времена существования СССР была строго охраняемой государственной тайной. Достаточно сказать, что только после распада СССР в открытой печати стали появляться статьи об этом направлении деятельности, предприятий ВПК, военной науки, организаций АН СССР, Высшей школы, войсковых частей Министерства обороны и о людях, создававших оборонный щит Советского государства [3, 4, 5, 6].
Об эффективности проводившихся в годы существования СССР работ различных министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций и войсковых частей по защите государственной тайны при создании системы ракетно-космической обороны страны красноречиво свидетельствует название появившейся в 1993 году серии публикаций "Военно-исторического журнала" с характерным заголовком "Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы" [6].



Литература:
1. А.Г.Абрамов. Национальная безопасность России в многополярном мире. "Вестник Российской Академии Наук", 2000 год, том 70, № 11, с.984-993.
2. Закон Российской Федерации "О государственной тайне" (в редакции Федерального закона от 06.10.97 № 131-ФЗ).
3. Оружие России. Каталог. Том V. Вооружение и военная техника Войск противовоздушной обороны. 1996-1997. Изд. ЗАО "Военный Парад", Россия, Москва, 1997г. с.20, 21, 48-59.
4. История РТИ - дела и люди. (Сборник трудов). Открытое акционерное общество "Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца". Москва
Выпуск 1 - 1999г., 142 с.
Выпуск 2 - 2000г., 148 с.
Выпуск 3 - 2001г., 124 с.
5. Г.С. Батырь, В.А.Зеленский, В.В.Литвинов, С.А.Муравьев К 40-летию первого в мире успешного перехвата баллистической цели. "Радиопромышленность", н.-т. сборник, М., 2001г., № 1, с. 94-104.
6. Ю.В.Вотинцев. Неизвестные войска исчезнувшей сверхдержавы. "Военно-исторический журнал", 1993г. № 8, с.54-61, № 9, с.26-38, № 10, с.32-42, № 11, с.12-27.
7. Закон Российской Федерации "О безопасности" (в редакции Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288).
8. "Доктрина информационной безопасности" Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ В.Путиным 9 сентября 2000 года № Пр-1895.
9. Закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" (в редакции Закона РФ от 20.02.1995 № 24-ФЗ).
10. Закон Российской Федерации "О государственном оборонном заказе" (в редакции Закона РФ от 06.05.99 № 97-ФЗ).
11. "Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны", подписанный 26 мая 1972 года с "Дополнительным Протоколом" от 3 июля 1974г., "Согласованным толкованием" от 13 июня 1972 г., "Протоколом" с "Приложением" от 3 июля 1974 г., "Дополнительным Протоколом" от 28 октября 1976 г., "Протоколом" от 21 ноября 1977г., "Коммюнике" от 21 ноября 1977 г., "Согласованным заявлением" от 1 ноября 1978 г., "Заявлением" от 1 ноября 1978 г., "Протоколом" от 15 декабря 1982г., "Коммюнике" от 15 декабря 1982 года, "Общим пониманием" от 6 июня 1985 г.

Продолжение см. в следующих номерах нашего журнала.