«...На наиболее вероятных направлениях полетов неприятельских самолетов оправдало себя применение аэростатов заграждения. При попытке прорваться через их заграждение противник нес потери, поэтому вынужден был увеличивать высоту своего полета и обходить участки, где находились эти средства... За весь период налетов на столицу... было произведено 268 ночных и 8 дневных подъемов аэростатов в воздух. За это время отмечено 17 случаев столкновения самолетов с тросом, из которых 7 разрушились».
Для усиления ударного действия троса при столкновении с аэростатом вражеского самолета с конца 1941 года части A3 стали снабжать боевыми узлами, которые, закреплялись в верхней точке троса под аэростатом. В боевой узел входило: инерционный механизм ИЗ-4, мина осколочно-фугасного действия МВЗ-1, ударный взрыватель ВАЗ-1 и парашют ПКП-5.
При столкновении самолета с тросом срабатывал ИЗ-4, аэростат автоматически отделялся от троса (с выходом из него водорода опускался на землю), раскрывался парашют-стабилизатор, ставящий взрыватель мины на боевой взвод и удерживающий трос в натянутом состоянии. Трос, врезавшийся в крыло самолета, как правило, разрывал его, а мина подрывала самолет окончательно.
Испытания комплекса проводились зимой 1941/42 г., в них участвовали военные летчики М. Д. Гуров и И. А. Симонов. Условностей не было, налеты на трос были самыми натуральными. Правда, во избежание больших неприятностей самолет был специально оборудован защитой для экипажа. В серийном производстве такая защита из-за ее громоздкости исключалась.
В зависимости от конкретных условий позиции аэростаты заграждения могли размещаться:
- за внешней границей зоны огня зенитной артиллерии, прикрывая промежутки между световыми прожекторными полями;
- на внешней границе зоны огня зенитной артиллерии в секторах, слабо насыщенных прожекторами и зенитными батареями;
- в зоне огня зенитной артиллерии с внешней стороны рубежа ее неподвижного заградительного огня;
- в зоне огня зенитной артиллерии непосредственно над территорией города, покрывая ее сплошь или обеспечивая непосредственные подступы к наиболее важным объектам.
Боевой порядок подразделений аэростатов заграждения строился в зависимости от расположения лебедок: «лебедки в линию», «лебедки в две (три) линии», «лебедки по площади». В последних двух вариантах выдерживался шахматный по-рядок размещения. Между лебедками в каждой линии устанавливались интервалы в 500 … 800 м, дистанция между линиями — 1,5 … 2 км. При расположении лебедок по площади интервалы и дистанции устанавливались в 1 … 1,5 км с учетом господствующих направлений ветра, а также сплоченности подразделений. В системе про-тивовоздушной обороны небольших объектов, нападения на которые могли осущест-вляться с небольших высот, аэростатами заграждения особенно насыщались секторы, расположенные на наиболее вероятных путях подхода к объекту низко летящих самолетов. Наставления по ПВО допускали возможность создания особых маневренных групп аэростатов заграждения, высылаемых на дальние подступы к объектам. Важнейшим правилом в применении этих групп считалось обеспечение внезапности их появления, поэтому частая смена района действия этих групп с учетом излюбленных противником маршрутов являлась непременным условием.