Довелось в очереди в поликлинике пообщаться с ветераном, который оказался летчиком-истребителем. Очереди в поликлиниках известно какой длины, так что наговорились вдоволь:-) Спрашивал я его и о количестве вылетов: дескать, как это немцы могли выдерживать по 4-5 вылетов в день? Ответил ветеран буквально следующее: сам он начал воевать в 43-м, но участники Сталинградской битвы в "его" полку в то время еще оставались. С их слов, в Сталинграде они именно так и летали - по 4-5 вылетов за день. То есть получается, что превосходства никаого не было: немцы летали - но и наши летали так же.
ИМХО остается искать объяснений в существовании некоего приказа, о котором писал в мемуарах маршал Савицкий. Согласно тому приказу, отнюдь не каждый вылет советского летчика считался боевым, но только такой, когда (речь об истребителях) имел место бой с воздушным противником, а если полет был на сопровождение бомбардировщиков, то должен был быть не просто бой, но такой бой, где бомбардировщики не понесли потерь от огня истребителей немцев. Номер, дату и автора приказа Савицкий, к сожалению, не называл.
>ИМХО остается искать объяснений в существовании некоего приказа, о котором писал в мемуарах маршал Савицкий. Согласно тому приказу, отнюдь не каждый вылет советского летчика считался боевым, но только такой, когда (речь об истребителях) имел место бой с воздушным противником, а если полет был на сопровождение бомбардировщиков, то должен был быть не просто бой, но такой бой, где бомбардировщики не понесли потерь от огня истребителей немцев. Номер, дату и автора приказа Савицкий, к сожалению, не называл.
ПРИКАЗ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОНЯТИЯ БОЕВОГО ВЫЛЕТА ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ
№0685 9 сентября 1942г.
Фактами на Калининском, Западном, Сталинградском, Юго-Восточном и других фронтах установлено, что наша истребительная авиация, как правило, работает плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет.
Истребители наши не только не вступают в бой с истребителями противника, но избегают атаковывать бомбардировщиков.
При выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков наши истребители даже при количественном превосходстве над истребителями противника уклоняются от боя, ходят в стороне и допускают безнаказанно сбивать наших штурмовиков и бомбардировщиков.
Приказом НКО за № 0299 предусмотрены для летного состава в качестве поощрения денежные вознаграждения и правительственные награды за боевые вылеты с выполнением боевой задачи. Этот приказ в авиачастях извращен на фронтах.
Боевым вылетом неправильно считают всякий полет на поле боя, независимо от того, выполнена или нет истребителями возложенная на них боевая задача.
Такое неправильное понятие о боевом вылете не воспитывает наших истребителей в духе активного нападения на самолеты врага и дает возможность отдельным ловкачам и трусам получать денежное вознаграждение и правительственные награды наравне с честными и храбрыми летчиками.
В целях ликвидации такой несправедливости и для того, чтобы поощрять только честных летчиков, а ловкачей и трусов выявлять, изгонять из рядов наших истребителей и наказывать их, приказываю:
1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника.
2. Засчитывать сбитыми самолетами за летчиками только те самолеты противника, которые подтверждены фотоснимком или донесением наземного наблюдения.
3. Выплату за боевые вылеты и представления к правительственной награде впредь производить строго руководствуясь пунктами 1 и 2 настоящего приказа.
4. Летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту.
5. Приказ объявить всем истребителям под расписку.