От Офф-Топик
К All
Дата 27.12.2001 20:39:32
Рубрики Современность; Спецслужбы;

Небольшой дебют жрузей...

Александр Верховский,
действительный член АИС АХА (Москва)
Марина Хоста,
действительный член АИС АХА (Санкт-Петербург)

ШПИОНСКИЙ РОМАН
Попытка краткого обзора

Небольшое предисловие
Предмет разговора - так называемая шпионская литература. Авторы вынуждены сразу предупредить и извиниться перед возможными читателями. Это не критическое исследование, исчерпывающий обзор или тому подобная работа. Авторы не являются ни литературными критиками, ни филологами или литературоведами. Не принадлежат они и к сонму поклонников детективной, приключенческой, остросюжетной или шпионской художественной литературы. Что же заставило их обратиться к этой теме?
Дефицит информации о спецслужбах заставляет интересующихся пытаться удовлетворить любопытство за счет художественной литературы. Насколько оправданны эти надежды, есть ли связь между жизнью и вымыслом - вот основной вопрос нашего исследования.
Профессионалов и любителей, которые захотят получить дополнительную информацию, мы можем отослать к списку литературы, посвященной исследованию жанра. Список естественно не исчерпывающий, однако основные работы в нем отражены.
Считаем также приятной обязанностью выразить свою признательность людям, в дискуссиях с которыми родилась эта статья - Владиславу Л. (известному более как "чекист-оккультист"), Михаилу Лукину (издательский дом "Коммерсантъ"), Владу Дмитриеву (Г.Ш.) и Офф-Топику. Благодарим за предоставленный доступ к личным библиотекам Николая Аничкина (wolfschanze) и Юрия Вяткина.

Дополнительная литература на русском языке:
1) работа Аркадия Адамова "Мой любимый жанр - детектив"*
2) Аксенова Н.С., Васильев М.В. Солдаты Дзержинского Союз берегут. Рекомендательный указатель литературы о чекистах, М.: Книга, 1973, 64с..
3) Бавин С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия, М.: Книжная палата, 1991, 206с..
4) печатная работа венгра Кестхейи Т. "Анатомия детектива"*
5) Райнов Богомил Черный роман, М.: Прогресс, 1975, 288с., пер. с болгарск..
6) Шалашова З. Приключения и путешествия [рекомендательный указатель], М., 1979.
7) работы французского исследователя детективной литературы Мартена Р. (R.Marten)
8) Н.Зоркая Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения, Новое литературное обозрение, №22 (1996), стр. 65-77
на английском языке:
8) Masters Anthony "Literary Agents", Oxford: Basil Blackwell, 1987.
на французском языке:
9) Boileau P. et Narcejac Th. Le roman policier, Paris, 1964.
10) Veraldi G. Le roman d'espionnage, Paris, 1983.
на немецком языке:
11) Kriminalliteratur, München, 1994.
12) P.Nusser Der Kriminalroman, Stuttgart, 1992.
13) V.Zmegac Der wohltemperirte Mord. Zur Theorie und Geschichte des Detektivromans, Frankfurt, 1971.
и отдельные публикации:
14) Бессмертный-Анзимиров А. О детективной литературе (краткий обзор), в книге: Сборник Детектив Франции. Выпуск 5-й, Ренессанс, 1993, стр. 387-412.
15) Смирнов В. Жанр, нужный всем, в книге: Сборник (сост. Э.Хруцкий) "Поединок" 3'1977, Московский рабочий, 1977, стр. 498-510.
16) д-р. философ. наук Уваров Ю. Самый популярный жанр, в книге: Сборник Ловушка для нации: Французский шпионский роман, Прогресс, 1993, стр. 3-13.
17) д-р. философ. наук Уваров Ю. Французский шпионский роман, в книге: Сборник Двойное преступление на линии Мажино, Республика, 1992, стр. 5-12.
18) Комов Ю. О тайном агенте замолвите слово, в книге: Й.Флеминг На тайной службе Ее Величества, СКС, 1991, стр. 5-16.
19) Косов Г., Митрохин Л. Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд, в книге: Я.Флеминг Джеймс Бонд - агент 007, Политиздат, 1991, стр. 394-398.

НЕ МЫ ПЕРВЫЕ, НЕ МЫ ПОСЛЕДНИЕ...
С момента своего рождения и развития ни шпионская, ни тем более детективная литература не избежали пристального взгляда критиков и литературоведов. Уже в советское время были известны и доступны (переведены на русский язык) исследование "Полицейский роман" (1964) французов Проспера Буало и Пьера Эро (Тома Насержака), писавших под общим псевдонимом Буало-Насержак, литературоведческое исследование детективно-шпионского жанра художественной литературы - монография "Черный роман" болгарина Богомила Райнова, работа "Анатомия детектива" венгра Т.Кестхейи. Следует отметить что Буало-Насержак и Райнов и сами являлись авторами достаточно известных и крепких детективных (а Райнов также и шпионских) романов.
Известно, что советский писатель, а в прошлом разведчик, Роман Николаевич Ким в 60-е годы прошлого века перед своей смертью провел интересные исследования западной шпионской литературы, результаты которого, к сожалению, были изложены им только в устной форме и до наших дней дошли лишь в воспоминаниях современников. В конце 80-х - начале 90-х появились обзорно-критические статьи Б.Дворсон, А.Вулиса, а также насыщенные фактами и размышлениями предисловия Г.Анджапаридзе, С.Белова. Менее известны, в силу того, что они носили в основном характер предисловий, послесловий и комментариев, но от этого не теряют в своем качестве, статьи Ю.Уварова, А.Бессмертного-Анзимирова, Ю.Комова, Г.Косова, Л.Митрохина и других. Наконец перед самым концом СССР в 1991 году в издательстве "Книжная палата" вышла популярная библиографическая энциклопедия "Зарубежный детектив XX века (в русских переводах)" С.Бавина.
Однако в большинстве своем "шпионский роман", или, иначе говоря, произведения о специальных службах или сотрудниках спецслужб, терялись в этих исследованиях и обзорах среди просто "детективных" произведений. Поэтому мы и взяли на себя смелость провести самостоятельное исследование истории этого жанра.

ОСНОВАТЕЛИ ЖАНРА
Наш рассказ не может обойтись без краткого экскурса в историю и современность просто детектива, как отечественного, так и иностранного.
Практически любая работа по истории детективной литературы начинается с имени американца Эдгара По. Любители обычно упоминают только "Убийство на улице Морг", профессионалы знают еще и два других криминальных произведения Эдгара Аллан По "Тайна Мари Роже" и "Похищенное письмо". После По большинство сразу же переходят к англичанину Артуру Конан Дойлю. И это в общем-то справедливо. Именно популярность его героев - сыщика Шерлока Холмса и его спутника и биографа доктора Ватсона, дала субъективный толчок развитию жанра. Среди объективных предпосылок появления и развития детектива следует отметить переход западного общества к капиталистической формации, формирование в европейских государствах постоянных специализированных институтов по расследованию преступлений и борьбе с преступниками - полиций, а также культурные традиции в лице приключенческой литературы.
В то же самое время другим интересным представителем английской литературы детективного жанра стал Гилберт Кит Честертон с его сыщиком-любителем патером (священником) отцом Брауном. При этом Честертон работал в достаточно трудном и специфическом жанре детектива - он писал короткие детективные рассказы.
Период между первой и второй мировыми войнами стал годами расцвета детектива как популярного массового чтива - в первую очередь в журналах, а также во впервые появившихся книжных сериях. Большинство авторов этого периода не представляют сейчас никакого интереса, однако именно в эти годы началось творчество английской писательницы Агаты Кристи с ее основными сквозными героями - частным сыщиком бельгийцем Эркюлем Пуаро в одной серии и старушкой мисс Марпл в другой, а также французского писателя Жоржа Сименона, который придумал инспектора уголовной полиции (доросшего позднее в его произведениях до комиссара) Мэгре. Предшественниками Сименона во франкоязычной литературе были французские писатели Эмиль Габорио, Гастон Леру, а также Морис Леблан со своей серией книг про Арсена Люпена.
В конце 30-х годов в Америке, как естественная реакция на состояние общества после Великой депрессии, появляется жанр "крутого" детектива (триллера). Отцом-основателем крутого детектива считается Дешил Хэммет. Поскольку на этом наш экскурс в историю просто детектива почти заканчивается, дальше мы просто перечислим наиболее видные фигуры его истории в 20 веке.
В американской литературе свой след оставили такие авторы как Ник Картер, Эллери Куин (псевдоним писателей Фредерика Даннэя и Манфреда Ли), Эд Макбейн (подлинное имя - Сальваторе Ломбино), Росс Макдональд (он же Кеннет Миллар) с серийным героем частным сыщиком Лу Арчер, Хью Пентекост (на самом деле Джадсон Филипс), Рекс Стаут с его частными сыщиками Ниро Вульфом и Арчи Гудвином, уже упомянутый Сэмюэл Дэшил Хэммет, Рэймонд Торнтон Чандлер и Эдгар Уоллес, ну и естественно, Эрл Стенли Гарднер со сквозным героем адвокатом Перри Мейсоном.
Другая англоязычная ветвь детектива представлена англичанами: Хэмондом Иннесом, Джоном Диксоном Карром, низкопробным, по мнению многих, но не менее издаваемым и читаемым Джоном Кризи, основателем так называемого "спортивного" детектива Диком Френсисом (он же Ричард Стенли), Джеймсом Хэдли Чейзом (псевдоним Рене Брабазон Реймонда).
Немного поотстав в количестве писателей и цифрах тиражей, но вовсе не в качестве, за американским и английским детективом следует французский. Во всем мире известны такие имена как Себастьян Жапризо (он же Жан Батист Росси), Буало-Насержак (совместный псевдоним двух человек - Проспера Буало и Пьера Эро), уже упоминавшийся великий и чрезвычайно плодовитый Жорж Сименон.
Ни Германия, ни Италия не могут похвастаться впечатляющими вкладами в копилку мирового детектива. Частично это было вызвано неприятием детективной литературы тоталитарными режимами, некоторое время правившими этими странами, частично - особенностями национальных литератур. Однако мы все же можем назвать такие имена как швейцарский немец Фридрих Дюрренматт и итальянцы Массимо Фелисатти и Фабио Питтору. Наиболее яркими представителями "скандинавской" ветви жанра можно смело назвать шведов Пер Вале и Май Шеваль с их десятью полицейскими романами со полюбившимися многим в Европе героями.
Даже загадочный и туманный Восток не смог остаться в стороне. Тем более что и история культуры, и особенности литературы располагали к этому. На многие языки переведены японцы Сэйте Мацумото и Сэйити Моримура. Кроме того, голландец Р.Х.ван Гулик написал большое количество стилизованных детективов на восточном материале.
Женщины как авторы детективов оказались разбросаны по всему миру. В Новой Зеландии родилась Найо Марш, впоследствии со своими романами ставшая всемирно известной, хотя и не настолько, как Агата Кристи. Польская литература подарила нам Анну Клодзинскую и работающую в ироническом детективном ключе Иоанну Хмелевскую.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ "ПРОИЗВОДИТЕЛЬ"
Ну а что же Россия, спросите Вы? Да, поделки криминального чтива были популярны еще в царской России: на книжных развалах продавались и переводные приключения частных сыщиков Пинкертона и Холмса, и уголовные истории русского сыщика Путилина и репортера Гиляровского. Прочие имена уже как то подзабыты. Впрочем, формальные признаки детектива можно найти и в произведениях классической русской литературы, например, романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского или рассказе А.П.Чехова "Злоумышленник", однако мы не стали бы относить их к детективам - все таки преступление играет здесь роль фона.
После революции детективу, как и его родственникам авантюрному и приключенческому жанрам удалось продержаться лет 10 - такие книги и произведения в журналах печатались и продавались вплоть до конца 20-х годов, например "Гиперболоид инженера Гарина" А.Толстого, "Испытательный срок" П.Нилина или повесть "Дипломатический курьер". Ряд прекрасных образцов дала эмиграция, например украинский писатель и бывший политик Винниченко. Однако объединительно-расчистные и цензурно-идеологические процессы в создаваемой властью единой советской литературе надолго остановили его существование и развитие. Так что надо признать вполне справедливым высказываемый многими исследователями тезис о плохом сочетании детектива с тоталитарным режимом. Лишь после Великой Отечественной войны появилась наконец более или менее сильная в литературном отношении серия романов об уголовном розыске, принадлежавших перу Аркадия Адамова. Однако нормальное развитие жанра началось только после смерти Сталина. Кстати говоря, одновременно произошло и возрождение в СССР переводного зарубежного детектива, которое началось с выхода рассказов Честертона (1958 ) и романов Сименона (1960).
Поскольку с 1930-х годов отечественный детектив и произведения о чекистах и разведчиках (такой вид принял в Советском Союзе шпионский жанр) пошли разными путями, то здесь мы напоследок лишь бегло проиллюстрируем основные моменты истории советского (а затем и российского) чистого детектива в 1960-1990-х годах.
В 1950-1960 годы продолжил развивать милицейскую тему в своих книгах Аркадий Адамов, ряд романов об органах обеспечения общественного порядка (так одно время назывались органы внутренних дел) выпустил советский писатель Николай Томан. Конец 60-х - начало 70-х годов время прихода в литературу молодых и талантливых профессиональных писателей: Юлиана Семенова (выпустившего в этот период первые две вещи цикла о сотруднике уголовного розыска Костенко "Петровка, 38" и "Огарева, 6"), Николай Леонов со своим любимым сыщиком Львом Гуровым, братья Аркадий и Георгий Вайнеры (и у них в большинстве произведений действует сквозной герой - сотрудник опять-таки уголовного розыска Стас Тихонов), а также Эдуард Хруцкий, Анатолий Ромов, Гелий Рябов. На Украине на родном языке и в переводах на русский в 70-х и 80-х безраздельно господствовали Ростислав Самбук и Виктор Кашин (цикл "Справедливость - мое ремесло").
В конце 70-х - начале 80-х к ним прибавились добротные подробные психологические детективы Станислава Родионова о следователе прокуратуры, Леонид Словин с сыщиками из транспортной милиции, Даниил Корецкий, Василий Веденеев (практически все последние - бывшие сотрудники милиции). Иногда к жанру обращаются и маститые советские писатели - и тогда появляются и "Мой друг Иван Лапшин" Германа и "Деревенский детектив" Астафьева.
Восьмидесятые годы принесли в наш детектив с одной стороны определенную социальную остроту - на темы открывшихся коррупции, оргпрерступности тут же прореагировали большинство признанных метров. Так, скажем, Юлиан Семенов выпустил вторую часть произведений о полковнике Костенко - гораздо более правдивые, динамичные и острые "Противостояние", "Кутузовский проспект", "Репортер". Уже во многих детективах милицейский герой либо вынужден бороться и со своими коллегами, либо вообще сменен на пока еще робкую, но набирающую силу независимую фигуру (в основном, правда, либо смелого журналиста, либо уволенного, оставного или подставленного мента). Целый ряд детективных произведений на остросоциальном иностранном материале выпустили Леонид Млечин и Виктор Черняк.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА
В конеце 80 - начале 90-х годов книжные прилавки и лотки оказались прочно оккупированы зарубежным детективами, шпионскими романами и близкими им политическими детективами, антиутопими и спецназовскими экшенами. Железный занавес пал и в России появился Джеймс Бонд. (Правда интеллегентный столичный читатель Москвы и Питера давно уже был знаком с ним - маленькие pocket-book'и Флеминга и прочих шпионских и детективных серийщиков, привезенные из-за границы и купленные букинистах, в 70-80-е годы были популярным чтивов для развития и изучения английского языка). Вместе с Бондом мы получили перед путчем большое количество антиутопий на тему государственных переворотов в советской России. Появились и первые переводы более свежих, чем Флеминг, авторов. Издательство "Международные отношения" открыли массовому читателю Джона Ле Карре (за что им огромное спасибо), издательство "Новости" - Джека Хиггинса, Кена Фоллета, Дика Френсиса, издательство "Мир" - Тома Клэнси, многочисленные издательские кооперативы - Чейза, Гарднера, Стаута, Ладлэма и Форсайта. Тиражи были еще советские - 100 000, 200 000, а нередко и 300 тысяч экземпляров. Одновременно резко падает уровень издательской культуры - плохие переводы, плохая верстка и невычитанные корректором тексты (как следствие перехода на электронную базу и экономии на корректорах и редакторах), в общем воруем, спешим и экономим. Об авторских правах в большинстве случаев никто и не заикался. Потом в конце 90-х большинство западных классиков будет собрано и переиздано "Новыми Книжными".
В середине 90-х делают первые шаги новые отечественные авторы (Маринина, Бушков, Головачев, Ильин и другие) и восстанавливают позиции некоторые советские мэтры (Леонов, Корецкий). Остаются на плаву и бывший прокурор Безуглов, и зять Хруцкий, и выпустивший уже не лакированный, а реалистичный цикл про транспортных ментов одного из московских вокзалов Словин. Правда многие из новых сходили с дистанции после первых одной-двух-трех книг. Зато оставшихся ждал бешеный успех, какой не мог присниться в советские времена. Для этого времени характерен все более сильный возврат к серийности - как самих книжных серий, так и их героев. Во многом это связано с желанием по максимуму проэкплуатировать удачный персонаж, во многом - использование сквозного героя позволяет экономить на изобразительных средствах. Появились и вариации - действующие сотрудники, служащие закону и государству, уступают свое место либо отставникам (бывшим операм, спецназовцам, следакам), действующим в интересах себя любимого, либо какой-нибудь структуры. Все смелее и смелее изображаются ранее неизвестные большинству методы работы, все динамичнее, острее и кровопролитнее действо. Книги становятся похожи на жизнь, а события в жизни, в отображении газет и телевидения, все больше начинает походить на крутые боевики.
Расширение количества ведомств, ведущих оперативно-розыскную работу, приводит к появлению новых героев. Уже не только классические менты, разведчики, контрразведчики колют подслественных, вербуют агентов, разрабатывают, следят, подслушивают, натравливают спецназ. Появлются крутые налоговые полицейские, таможенники, кремлевские охранники, частные секьюрити из охранных предприятий и служб безопасности. Не желает умирать, хотя и бьется на страницах по-прежнему в одиночку "бывший" (оперативник, спецназовец, разведчик, чекист).
Стираются грани. Взяв в руки книгу, уже зачастую почти невозможно однозначно ее идентифицировать - к какому жанру она относится? Что это? Крутой триллер, политический детектив, шпионский роман, просто детектив или мистика. Например Головачев "СМЕРШ-2", Латынина "Стальной король", или произведения Чингиза Абдулаева про супер агента ООН "Дронго", книги Фридриха Незнанского про следователя Генпрокуратуры Александра Турецкого.


От b-graf
К Офф-Топик (27.12.2001 20:39:32)
Дата 28.12.2001 12:38:08

Re: шпионские детективы

Здравствуйте !

А насчет ЛеКью и вообще шпионского романа накануне ПМВ - ничего нет на русском (кроме как в Найтли - книжка про шпионаж вообще, но в главе о периоде перед ПМВ вопрос затрагивался)?

Павел

От Офф-Топик
К Офф-Топик (27.12.2001 20:39:32)
Дата 27.12.2001 20:48:41

А вот про шпионские фильмы

Марина Хоста,
действительный член АИС АХА (Санкт-Петербург)
Александр Верховский,
действительный член АИС АХА (Москва)

ШПИОНСКИЙ ФИЛЬМ
Попытка небольшого обозрения

Короткое предисловие
На написание этого текста нас подвигли отклики на нашу предыдущую совместную работу "ШПИОНСКИЙ РОМАН". И хотя следует признать большинство художественных кино и видеофильмов еще более далекими от реальности, правдоподобия и достоверности, чем книги, однако по своему влиянию на формирование представлений и мифов о спецслужбах они сопоставимы. Поэтому покопавшись в памяти и побродив по видеотекам мы решили, не вступая в соревнование с профессиональными фильмоведами, дать свою версию истории жанра.
Считаем также приятной обязанностью выразить свою признательность людям, в дискуссиях с которыми родился этот текст - "чекисту-оккультисту" (он же Владиславу Л.), Марине Латышевой (издательский дом "Совершенно секретно"), Владиславу Дмитриеву (Г.Ш.) и Офф-Топику. Благодарим за предоставленный доступ к личным видеотекам Олега Аюпова и Вадика Тимофеева.
Дополнительную информацию о жанре вообще и конкретных фильмах следует смотреть в источниках, указанных ниже, а также во многочисленных периодических изданих о кино и видео.

Дополнительные источники информации по теме:
1) Колодяжная В.С. Советский приключенческий фильм, М., 1965;
2) Маркулан Я.К. Зарубежный кинодетектив, Л., 1975;
3) W.K.Everson The detective in film, N.-Y., 1972;
4) C.Clarence Crime movies. From Griffith to the Godfather and beyond, L., 1960;
5) журналы "Советский экран" и "PREMIERE" за разные годы;
6) различные выпуски сборника "ВИДЕОГИД";
7) база данных по видеофильмам;
8) сайт в сети Интернет;
7) Госфильмофонд.


"ЗА НАШУ ПОБЕДУ!"
Фильмы о наших разведчиках и об ихних шпионах в советском киноведомстве проходили по разряду приключенческих. Первым советским приключенческим фильмом принято считать снятый режиссером И.Перестиани еще немой фильм «Красные дьяволята» (1923). С появлением звука и консолидацией советских кинодеятелей в едином союзе под руководством коммунистической партии появились первые советские приключенческие ленты, близкие теме нашего разговора. В 1930-е годы сюжеты таких картин не отличались разнообразием и в основном опиралсь на поимку шпионов, охрану границ, разоблачение вредителей, например, «Тринадцать» (1937) режиссера М.Ромма и «Ошибка инженера Кочина» (1939) режиссера А.Мачерета, а также «Джульбарс» (1936, реж. Шнейдеров) и «На границе» (1938, реж. А.Иванов). Честно скажем, что художественный уровень этих картин был низким.
Очередным этапом в создании и развитии жанра приключений в советском кино, уже непосредственно связанным с темой советских спецслужб, стали «Подвиг разведчика» (1947) производства Б.Барнета и «Секретная миссия» (1950) снятая в будущем великим советским режиссером М.Ромма, причем оба фильма были поставлены по сценариям бывшего чекиста-боевика Михаила Маклярского. С этих картин фильмы о советских разведчиках обрели свою самостоятельную жизнь.

МУЖЕСТВЕННОЕ - РАЗВЕДЧИК, ГРЯЗНОЕ - ШПИОН
В отличие от литературы процесс кинопроизводства громоздок и инертен, поэтому хрущевская оттепель сказалась на свободе творчества позднее и пятидесятые годы не дали истории кино ничего особенно выдающегося. Зато доверденная до совершенства черная-белая эстетика фильмов шестидесятых принесла стране сразу целый ряд удачных и даже, выражаясь современным языком, культовых фильмов, а также обилие просто крепких и качественных картин.
Основной темой творчества в этом период были события Великой Отечественной войны. Именно в эти годы появились кинофильмы о подпольщиках-боевых пловцах (!!!) в Одессе «Их знали только в лицо» и весьма правдоподобный, хотя и с налетом классических штампов «Один из нас» о внедрении чекиста в германскую шпионскую резидентуру перед началом войны. И эти, и другие фильмы отличали динамизм действия, хорошая режиссура и операторская работа, точное воспроизведение исторических деталей, а также игра будущих звезд - Юматова, Белявского, Мирошниченко. По роману Кожевникова «Щит и меч» режиссером Басовым был снят одноименный сериал, талантливая игра в котором С.Любшина, А.Демидовой и О.Янковского и притягивающая эстетика эссэсовской формы во многом были прологом к последующему успеху «Семнадцати мгновений весны».
Одновременно на свежем материале - провале в начале 60-х годов в Англии советского разведчика Гордона Лонсдейла (конечно, точнее, резидента, но слово это тогда было секретным) в 1968 году появилась 2-х серийная лента Саввы Кулиша «Мертвый сезон» с Донатасом Банионисом в главной роли советского разведчика Ладынина. По своему художественному значению фильм стал очередной, правда ни к чему в итоге не приведшей, вершиной, так как большинство картин семидесятых и восьмидесятых годов откровенно не дотягивали до его уровня.
Режиссер советских телевизионных сериалов Колосов снял в эти годы два сериала, естественно со своей любимой супругой в главной роли. Фильм «Операция "Трест"» с Арменом Джигарханяном в роли Артузова был основан на романе Льва Никулина «Мертвая зыбь», который написан был в свою очередь на предоставленных автору рассекреченных материалах чекистской операции «Трест», позволившей долгие годы водить за нос белую эмиграцию и ряд иностранных разведок. Другой сериал того же режиссера «Вызываем огонь на себя» был основан на истории советской подпольщицы и военной разведчицы Героини Советского Союза Анны Морозовой.
В это же время появился очень удачный и стильный «Майор Вихрь» по роману набиравшего вес и силу Юлиана Семенова с Вадимом Бероевым в главной роли.
Еще один культовый черно-белый фильм по сценарию Болгарина и Северского «Адъютант его превосходительства» с Соломиным в главной роли разведчика красных под видом белого офицера базировался на достаточно вольном переложении подлинных событий Гражданской войны.
Примерно в эти же годы был снят двухсерийный фильм «Ошибка резидента» по роману Шмелева и Востокова с Георгием Жженовым в главной роли, успех которого и связи авторов привели позднее к появлению в 1970-1980-е годы еще трех двухсерийных фильмов-продолжений «Возвращение резидента», «Судьба резидента» и «Конец Операции Резидент».
По сценариям Василия Ардаматского на Мосфильме была поставлена трилогия о советском разведчике, внедренном в разведшколу абвера «Путь в Сатурн» (1967), «Конец Сатурна» (1969) и «Бой после Победы...» (1972).
Было в это время и много характерных для своего времени поделок на тему: например фильм «Меченый атом».
Надо сказать что в фильмах шестидесятых играло множество актеров и актрис, позднее составивших золотой фонд советского кино, а работали над картинами лучшие режиссеры, сценаристы и операторы.

"А ВАС ШТИРЛИЦ, Я ПОПРОШУ ОСТАТЬСЯ"
Семидесятые годы начались с атак на вершины. Молодой Никита Михалков в 1974 году выпустил необычный для советской страны фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», который позже нарекут первым советским "истерном". Значительно позднее знатоки и любители кино, получив свободный доступ к видео поймут его вторичность по отношению к западному материалу, однако это не коим образом не умаляет его достоинств. Его брат Кончаловский в содружестве Адабашьяном снял фильм «Транссибирский экспресс» первый из трилогии об отважном чекисте Чадьярове, два других фильма из которой - «» и «».
Женщина-режиссер Т.М.Лиознова по роману и сценарию Ю.Семенова сняла фильм, который войдет в анналы, фильм, который не раз будет потом смотреть вся (ну или почти вся страна), фильм, герои которого станут персонажами анекдотов - ну, вы уже догадались, что речь идет о «Семнадцати мгновениях весны» (1973). Киноведы будут рассуждать о том что впервые немцы изображены как реальный и сильный враг, дети будут играть во дворах и школах в штандартенфюреров и гестапо, кто-то получит Государственную премию или почетные звания, ну а большинство зрителей будт снова и снова смотреть этот фильм.
Надо сказать что в те же годы по "исаевским" романам Ю.Семенова снимут еще ряд фильмов и сериало, гно кто их помнит теперь? А ведь были экранизированы и «Бриллианты для диктатуры пролетариата», и «Пароль не нужен», и «Бомба для председателя» (в виде «Жизнь и смерть Фердинанда Люса») и даже «Испанский вариант».
Еще одной откровенной халутрой была трилогия по роману зампреда КГБ СССР генерал армии С.К.Цвигуна "Мы вернемся": «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага». Несмотря на игру Тихонова в роли полковника Млынского, несмотря на брошенные на фильм лучшие силы творческих союзов фильмы тихо прошли в прокате, не оставив и следа в зрительских сердцах.

"СКУЧНО, ГОСПОДА, СКУЧНО..."
Восьмидесятые годы были скучны и однообразны. Это либо лихие приключения чекистов и разведчиков в годы Гражданской войны («Тачанка с Юга», «Без права на провал») или борьба с бандитизмом и басмачеством сразу после нее («»), либо действия спецгрупп и отрядов под видом партизан («Особого назначения», «»), войсковых разведчиков («Берем все на себя», «В двух шагах от рая», «Ожидание полковника Шалыгина») и разведчиков в немецкой форме на оккупированной территории в Великую Отечественную («Мерседес уходит от погони», «Шел четвертый год войны»), либо борьба современных чекистов с происками коварных иностранных разведок внутри страны («Смерть на взлете», «Досье на человека в мерседесе»). Редкие удачи нарушали это однообразие. Одной из них мы считаем «Что сказал Каротин», повествующий о событиях начала 30-х годов по разоблачению резидентуры германской разведки в одном из черноморских городов.
По своему удачным и популярным стал фильм о разведчиках воздушно-десантных войск «В зоне особого внимания» и его, как сказали бы сейчас, сиквел «Ответный ход», где к полюбившися героям в исполнении Галкина и Волонтира добавились не менее крутые разведчики морской пехоты.
На телевидении по сценарию Юлиана Семенова, в основу которого он положил свой одноименный роман, был снят "политический детектив" «ТАСС уполномочен заявить...». Непонятно чего в фильме было больше - отработанных до совершенства штампов в изображении коварных американских разведчиков или хорошей игры известных актеров Соломина, Кикакидзе, Тихонова, Глузского. Пожалуй, что это был последний советский масштабный проект такого рода.

"БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ"
"Молодой кинематограф социалистических стран" (как сказал бы журнал "Советский экран") во многом копировал "советских братьев". И хотя большинство героических картин о разведчиках и контрразведчиках оставалось известным только своим зрителям, однако и советскому зрителю есть что вспомнить. Поляки оставили след своим сериалом «Ставка больше чем жизнь». Наивный и однообразный (одна серия - одна история) сериал держался исключительно на обаянии героя симпатичного актера Станислава Микульского - офицере абвера и советском разведчике Гансе Клоссе. Чехословаки ответили более поздним и уже цветным, а не черно-белым сериалом «30 случаев майора Земана», действие которого происходило уже на протяжении нескольких послевоенных десятилетий. Германские товарищи сняли сериал о героях-подпольщиках из коммунистической партии сотрудничающих с советской разведкой, который на советском телевидении шел под названием «Тайный фронт». Достаточно откровенный и профессиональный сериал о венгерских контрразведчиках "Черная метка" показали в нашей стране в Олимпийский год. Румыны, всю недолгую историю социалистического содружества шедшие и в СЭВ и в Варшавском договоре своим путем, продали нашему кинопрокату ряд роскошных картин о полицейском комиссаре Микловане и его преемнике комиссаре-коммунисте Романе. В конце восьмидесятых по ТВ показали даже кубинский сериал об отважных кубинских разведчиках.

Распад Союза ознаменовался в кинематографе быстрой сменой ориентиров. Нет, и чекисты и разведчики и спецназовцы продолжали фигурировать во многих картинах. Однако что это были за фильмы? Дикие глупые комедии типа «На Брайтон Бич хорошая погода», жуткие страшилки типа «Ярмарка в Сокольниках» или откровенная лабуда типа «Тридцатого уничтожить». И даже появившаяся в конце девяностых картина «Момент истины» ("В августе сорок четвертого") по одноименному роману Богомолова, была снята в социалистической Белоруссии.