"В боях под Сталинградом командование советских ВВС впервые стало придавать особое значение асам истребительной авиации. Из числа лучших летчиков были сформированы два специальных авиаполка, предназначенных для завоевания оперативного господства в воздухе. 434-й полк И. Клещева только за лето 1942 года сбил 90 вражеских самолетов — 21 ноября он был переименован в 32-й гвардейский ИАП. Значительную роль в обороне Сталинграда сыграл шестаковский 9-й ГИАП. Три эскадрильи его “Яков” имели собственные знаки отличия: истребителями с красными \336\ капотами командовал А. Алелюхин (итог — 40 побед), с желтыми — Амет-Хан Султан (итог — 30 побед” и с синими — А. Ковачевич.
Среди летчиков сталинградского неба наиболее известным стал “гроза фашистов” М. Баранов из 183-го ИАП. Невысокий, худенький паренек проявил себя настоящим мастером пилотажа и отличным снайпером в кабине боевого самолета. 5 августа 1942 года, после тарана над переправой Дона, на его счету было 24 лично сбитых машины противника. Травмы, полученные в последнем бою, не позволили ему больше летать и, находясь в должности заместителя командира 9-го ГИАП он вновь был отправлен в госпиталь. Возвратившись обратно в полк, Баранов упрямо приступил к тренировочным полетам, пока нелепая смерть не подстерегла героя — 15 января, после серии пируэтов в воздухе, его “Як” потерял управление и врезался в землю."